Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
НДС
В общем виде порядок уплаты НДС организациями госсектора при сдаче имущества в аренду выглядит следующим образом.
Организация государственного сектора - сторона договора аренды | Порядок налогообложения | Основания |
Бюджетное учреждение | Арендодатель - учреждение исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке | глава 21 НК РФ письма Минфина России от 07.07.2016 N 03-07-14/39827, от 23.07.2012 N 03-07-15/87, |
Автономное учреждение | ||
Казенное учреждение | Операции по передаче казенными учреждениями имущества в аренду не признаются объектом обложения НДС*(2) | пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ письма Минфина России от 02.10.2015 N 03-07-11/56570, от 29.12.2014 N 03-07-11/68338, от 17.12.2014 N 03-07-14/65191, от 19.09.2014 N 03-07-14/46917, от 22.04.2013 N 03-04-06/13731, от 24.03.2013 N 03-07-15/12713, п. 2 письма Минфина РФ от 02.08.2012 N 02-03-09/3040. В письме ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2256@ указано, что положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ применяются казенными учреждениями, не являющимися органами местного самоуправления. Однако эта позиция налоговой службы не согласована Минфином России (см. письмо Минфина России от 10.04.2015 N 03-07-15/20611). |
Орган власти, местного самоуправления | Арендатор исчисляет, удерживает из доходов, уплачиваемых учреждению, и перечисляет в бюджет НДС*(1) | абзац первый п. 3 ст. 161 НК РФ письмо Федерального казначейства от 28.12.2012 N 42-7.4-05/8.0-748; письмо ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2256@; письмо Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-14/18864. Согласно позиции Минфина России при предоставлении в аренду муниципального имущества органами местного самоуправления, являющимися казенными учреждениями, арендаторы указанного имущества уплачивать НДС в бюджет не должны на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ (письма Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939, от 10.04.2015 N 03-07-15/20611, от 29.12.2014 N 03-07-11/68338). |
Налог на прибыль
Предоставление имущества в аренду, как правило, не является основной деятельностью учреждения, учитывая их правовой статус.
Если сдача в аренду имущества и не является основным видом деятельности, но осуществляется на систематической основе, то есть носит регулярный характер, то доходы по договору аренды будут являться доходами от реализации (ст. 249 НК РФ).
Если же операции по передаче имущества в аренду не осуществляются на постоянной основе, то они могут быть отнесены к внереализационным доходам (ст. 250 НК РФ).
Согласно пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения дохода в соответствии с положениям учетной политики для целей налогообложения признается:
- дата осуществления расчетов в соответствии с условиями договора аренды (графиком арендных платежей);
- последний день отчетного (налогового) периода.
Такой порядок признания доходов в виде арендных платежей в налоговом учете применяется независимо от того, учитываются ли доходы от предоставления имущества в аренду в составе доходов от реализации или же относятся к внереализационным доходам (п. 3, пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (включая амортизацию по этому имуществу) относятся к внереализационным расходам, если сдача имущества в аренду имеет эпизодический (разовый) характер.
Если же организация предоставляет имущество в аренду на систематической основе, такие затраты включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 1 ст. 260 НК РФ, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ, абзац 2 пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Расходы при методе начисления признаются в порядке, установленном ст. 272 НК РФ.
Бюджетные и автономные учреждения признают доход от сдачи имущества в аренду в общеустановленном порядке.
При этом они вправе признать обоснованные и документально подтвержденные расходы, напрямую связанные с содержанием передаваемого имущества (п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина России от 27.08.2012 N 03-03-06/4/88). При аренде право собственности на объект не переходит к арендатору, поэтому для целей исчисления налога на прибыль имущество, переданное в аренду, не исключается из состава амортизируемого (п. 1, п. 3 ст. 256 НК РФ). Следовательно, если в аренду передается амортизируемое для целей исчисления налога на прибыль имущество, то в период нахождения объекта у арендатора учреждение продолжает начислять по нему амортизацию в общем порядке (п. 2 ст. 259 НК РФ).
Казенные учреждения в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, действующей с 1 января 2015 года) не учитывают доходы в виде средств, полученных от оказания услуг (выполнения работ). Учитывая, что сдача имущества в аренду для целей налогообложения является услугой (см. п. 5 ст. 38 НК РФ, письма Минфина России от 03.08.2009 N 03-11-11/154, от 04.04.2007 N 03-07-15/47, письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162), можно сделать вывод, что средства, полученные казенными учреждениями от сдачи имущества в аренду, не учитываются в составе доходов (письмо Минфина России от 28.04.2015 N 03-03-05/24417).
До 1 января 2015 года согласно разъяснениям уполномоченных органов казенные учреждения должны были учитывать доходы от сдачи имущества в аренду в общеустановленном порядке (см., например, письма Минфина России от 27.03.2015 N 03-03-05/16992, ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@, Федерального казначейства от 21.06.2012 N 42-2.2-04/32)*(3).
А вот расходы казенных учреждений, фактически осуществленные в связи со сдачей в аренду имущества, не могут учитываться в целях налогообложения прибыли (абзацы первый и третий пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ)*(4).
______________________________
*(1) Арендатором государственного (муниципального) имущества может быть государственное (муниципальное) учреждение (казенное, бюджетное, автономное) или орган власти (местного самоуправления). Кроме того, арендатор может быть освобожден от обязанности по уплате НДС в соответствии с положениями налогового законодательства (например, в связи с применением УСН или в порядке, предусмотренном ст. 145 НК РФ). Все приведенные выше обстоятельства не освобождают арендатора от обязанности по исчислению, удержанию и перечислению суммы НДС.
*(2) Положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
*(3) В п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 сформулирована совсем иная правовая позиция по вопросу признания доходов от оказания услуг (выполнения работ) казенными учреждениями до 1 января 2015 года. Так, специалисты финансового ведомства указывают на то, что любые доходы казенного учреждения от осуществления деятельности по оказанию услуг (выполнению работ), в т.ч. от деятельности по сдаче имущества в аренду, не учитываются при налогообложении прибыли, если эта деятельность предусмотрена Уставом (подробнее см. материал "Реализация в казенных учреждениях положений пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ до 1 января 2015 года").
*(4) Некоторые специалисты уполномоченных органов указывают на то, что казенные учреждения имеют право признать расходы, фактически осуществленные в связи со сдачей имущества в аренду (см. письмо УФНС России по г. Москве от 13.08.2012 N 16-15/073584@). Однако применение подобной правовой позиции на практике может привести к спору с налоговыми органами.
Темы
Налоги и взносы в организациях госсектора
Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя
См. также
Учет расчетов при предоставлении бюджетным (автономным) учреждением нежилого помещения в аренду
Вычеты НДС налоговыми агентами - арендаторами (покупателями) госимущества
Передача в аренду имущества автономным учреждением
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.