Резерв предстоящих расходов бюджетного учреждения в целях налогообложения прибыли
Согласно п. 1 ст. 267.3 НК РФ налогоплательщики - некоммерческие организации, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы (далее - резерв).
Как следует из пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ, расходы на формирование резерва предстоящих расходов включаются в состав внереализационных расходов налогоплательщиком - некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, правовое положение которой определяет Закон N 7-ФЗ (п. 1 ст. 123.21, п. 8 ст. 123.22 ГК РФ, п. 1 ст. 9.2, ст. 13 Закона N 7-ФЗ). Следовательно, нормы ст. 267.3 НК РФ в полной мере применимы к государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям.
Согласно положениям п.п. 2 и 3 ст. 267.3 НК РФ, приняв решение о создании резерва, бюджетное учреждение должно:
1) закрепить это решение в учетной политике для целей налогообложения;
2) определить виды расходов, в отношении которых создается указанный резерв (письмо Минфина России от 19.04.2013 N 02-06-10/13553);
3) разработать и утвердить Смету (сметы) предстоящих расходов за счет созданного резерва (на срок, не превышающий три календарных года).
Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20 % от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы (п. 3 ст. 267.3 НК РФ).
Сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 19.3 п. 1 ст. 265, пп. 2 п. 7 ст. 272, п. 3 ст. 267.3 НК РФ) и отражается по строке 200 Приложения N 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.
Дальнейшее списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется уже за счет суммы созданного резерва.
Таким образом, с 1 января 2012 года у бюджетного учреждения появилось право выбора:
1) учреждение может признавать расходы, связанные с внебюджетной деятельностью, в том периоде, к которому они относятся, в соответствии с общими требованиями главы 25 НК РФ;
2) учреждение может создавать резерв предстоящих расходов, тем самым уменьшая налоговую нагрузку отчетного (налогового) периода.
Причем нормы ст. 267.3 НК РФ не ограничивают налогоплательщика в выборе предстоящих расходов, в отношении которых резерв может быть создан. Не установлен и какой-либо особый порядок составления и утверждения Смет предстоящих расходов, формирующих размер резерва.
Сметой могут быть предусмотрены расходы, которые учреждению предстоит понести в предстоящих периодах. Например, резерв может формироваться в отношении расходов, связанных с обслуживаем и ремонтом нефинансовых активов, или убытков от списания непогашенной дебиторской задолженности. Резерв может быть создан на погашение расходов, связанных с выплатами стимулирующего характера, осуществляемыми на основании трудового договора, локального нормативного акта. Такие расходы бюджетное учреждение вправе учитывать в целях налогообложения прибыли вне зависимости от того, задействованы ли работники учреждения в предпринимательской деятельности или нет (см., в частности, письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/4/8).
Единственное ограничение - общая сумма резерва, включаемая в расходы, не должна превышать 20 % от суммы дохода, признаваемого в отчетном (налоговом) периоде. Кроме того, неправомерным является формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов, например резерва на ремонт основных средств, создаваемого на основании п. 3 ст. 260 НК РФ, и резерва предстоящих расходов (письма Минфина России от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56, от 28.05.2012 N 03-03-06/4/53).
Если бюджетным учреждением сформирован резерв предстоящих расходов на осуществление расходов, предусмотренных несколькими Сметами, учреждение самостоятельно в налоговом учете распределяет сумму отчислений в резерв между сметами расходов (п. 3 ст. 267.3 НК РФ).
Смета предстоящих расходов, по сути, является регистром налогового учета. Однако содержание этой сметы обязательно следует принимать во внимание при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Планы ФХД должны утверждаться с учетом направлений расходования денежных средств, предусмотренных утвержденной Сметой предстоящих расходов. Соответственно Смету предстоящих расходов желательно утверждать в разрезе видов выплат (кодов КОСГУ), предусматриваемых Планами ФХД. Утверждать эту смету может руководитель бюджетного учреждения (иное уполномоченное им лицо) в порядке, определенном органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
Сумма резерва, которая не будет полностью использована для осуществления расходов, предусмотренных Сметой расходов, подлежит включению в состав внереализационных доходов учреждения на последнее число налогового (отчетного) периода, на который приходится дата окончания Сметы расходов. В случае, если сумма созданного резерва оказалась меньше фактических расходов, в отношении которых сформирован резерв, разница между указанными суммами включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы (п. 4 ст. 267.3 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.