Получение бюджетными (автономными) учреждениями выручки за реализованные товары (работы, услуги) при оплате клиентами-физическими лицами банковскими картами
Ведение бюджетным (автономным) учреждением безналичных расчетов за реализуемые товары (работы, услуги) с использованием пластиковых карт не только оправданно с экономической точки зрения (расходы на оплату услуг кредитных организаций по договорам эквайринга*(1) могут быть в значительной степени ниже расходов на оплату услуг инкассации), но и способствует созданию современного цивилизованного облика организаций госсектора.
Оплата банковской картой принимается в бюджетном (автономном) учреждении с использованием специального POS-терминала. POS-терминал представляет собой электронное устройство, предназначенное для автоматизированного совершения операций с использованием карт.
Совершая операцию с помощью POS-терминала, кассир проводит (вставляет) банковскую карту через (в) считывающее устройство терминала, а терминал считывает информацию с карты и проверяет ее платежеспособность, автоматически запрашивая у банка разрешение на проведение операции.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" и ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" по общему правилу продавец (исполнитель) обязан предоставить покупателю право выбора способа оплаты товара (работ, услуг):
- наличными денежными средствами;
- в безналичном порядке путем использования национальных платежных инструментов (платежных карт и иных электронных средств платежа).
За неисполнение данной обязанности предусмотрена административная ответственность (см. ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ).
Расчеты посредством банковских карт отнесены к безналичным расчетам с покупателями (п. 5.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, далее - Правила N 104).
Несмотря на то что при использовании банковских (платежных) карт непосредственно в расчетах наличные деньги не участвуют, в силу п. 2 ст. 1.2, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) учреждения, применяющие контрольно-кассовую технику (ККТ), при осуществлении расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты обязаны выдавать (направлять) покупателям кассовые чеки или бланки строгой отчетности (в случаях, предусмотренных Законом N 54-ФЗ) (см. также письма ФНС России от 06.05.2013 N АС-4-2/8265, от 01.02.2012 N АС-4-2/1503).
Суммы, оплаченные платежными картами, пробиваются на определенную отдельную безналичную секцию (п. 5.1 Правил N 104, письмо Минфина России от 11.06.2009 N 03-01-15/6-311). В фискальной памяти кассового аппарата регистрируется и хранится информация о наличных денежных расчетах по всем видам оплат, в том числе по расчетам с помощью платежных карт.
Учреждение может не применять ККТ только в тех случаях, которые указаны в п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, в частности, в силу специфики осуществляемой деятельности либо особенностей местонахождения (письмо Минфина России от 10.12.2010 N 03-01-15/9-255).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ в Закон N 54-ФЗ внесены изменения, касающиеся, в частности, применения бланков строгой отчетности. Однако статьей 7 Закона N 290-ФЗ предусмотрены переходные положения.
До 1 июля 2018 года учреждения, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу (до 15 июля 2016 года) Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (часть 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Кроме выдачи (направления) кассового чека или бланка строгой отчетности, при получении оплаты от клиента с использованием его банковской карты через POS-терминал у учреждения не возникает обязанностей по совершению иных действий, сопровождающих оплату наличными деньгами в кассу (см. также письмо УФНС России по г. Москве от 11.05.2006 N 09-24/038509). Иными словами, при подобной организации расчетов с клиентами нет необходимости в оформлении приходных кассовых ордеров (ф. 0310001), отражении записей в кассовой книге (ф. 0504514). Соответственно, не возникает и оснований для отражения таких оплат на счете 201 34 "Касса" (п.п. 166, 167 Инструкции N 157н).
Денежные средства, внесенные физическими лицами с использованием банковских карт, могут зачисляться банком - эквайрером в соответствии с заключенным договором непосредственно на лицевой счет (счет) бюджетного (автономного) учреждения без открытия специального счета в кредитной организации.
Данное обстоятельство особенно важно для бюджетных учреждений, право которых на открытие счетов в кредитных организациях ограничено (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом (письмо Банка России от 21.11.2011 N 166-Т).
______________________________
*(1) Согласно п. 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляют кредитные организации - эквайреры. Такие расчеты называются эквайрингом.
При оплате товаров (услуг) платежной картой платежи между покупателем и организацией торговли (услуг), в том числе и государственным (муниципальным) учреждением, напрямую не производятся. С организацией торговли (услуг) рассчитывается обслуживающий ее банк-эквайрер (банк продавца). С банком-эквайрером впоследствии рассчитывается банк, держателем карты которого является покупатель.
Тема
Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами
См. также
Формы документов
Пример заполнения приходного кассового ордера
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июнь 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности