Налогообложение при получении гранта в организациях госсектора
Смотрите в этом материале:
Учет грантов в целях налогообложения прибыли
Учет грантов в целях налогообложения прибыли
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования в виде полученных государственными (муниципальными) учреждениями грантов. При этом следует понимать, что любые средства или иное имущество могут быть названы в договоре "грантом", однако не учитывать эти средства (имущество) в составе налогооблагаемых доходов можно только в том случае, если они удовлетворяют определенным условиям. Так, грант должен предоставляться (см. также письма Минфина России от 06.10.2017 N 03-03-06/3/65440, от 16.06.2017 N 03-03-06/3/37517):
1) на безвозмездной и безвозвратной основах;
2) в целях осуществления конкретных программ в определенных областях:
- образование, наука;
- искусство, культура;
- физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта);
- охрана здоровья, окружающей среды;
- защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ;
- социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.
3) в числе условий получения гранта обязательно должно быть требование о предоставлении грантодателю Отчета о целевом использовании гранта. В частности, источник средств целевого финансирования может определить допустимые формы и сроки использования средств, в том числе предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода.
Кроме того, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень грантодателей, гранты которых при соблюдении перечисленных выше условий не учитываются при налогообложении прибыли:
1) российские физические лица;
2) российские некоммерческие организации;
3) иностранные и международные организации, объединения, которые поименованы в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.
Гранты, полученные от российских некоммерческих организаций на осуществление конкретных программ в областях, указанных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, при соблюдении всех перечисленных в данном пункте условий не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций - получателей грантов вне зависимости от включения российской некоммерческой организации в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 602 (письмо Минфина России от 24.02.2015 N 03-03-06/4/9153).
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Такой раздельный учет может быть организован путем учета на предусмотренных Рабочим планом счетов отдельных аналитических счетах (субсчетах) всех:
- операций со средствами грантов;
- приобретенных (созданных) за счет средств грантов нефинансовых активов.
При этом операции и имущество следует учитывать обособленно по каждому полученному гранту.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым при налогообложении прибыли, относятся поступления в виде:
- лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений;
- субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.
Данную норму вполне обоснованно можно применять в качестве основания для освобождения от налогообложения:
- любых грантов, получаемых казенными учреждениями (такие учреждения могут получать гранты только в виде дополнительных лимитов бюджетных обязательств и расходовать их в рамках Бюджетной сметы наравне с иными бюджетными средствами);
- грантов, получаемых бюджетными и автономными учреждениями из бюджетов всех уровней в качестве субсидий (в том числе субсидий на иные цели).
Кроме того, в отдельных случаях поступления в виде грантов могут рассматриваться в качестве необлагаемых доходов и согласно иным нормам (см., например, пп. 8 п. 1 ст. 251, пп. 7 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Неважно, на основании каких норм организация госсектора будет отражать средства гранта в составе доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли. Принимая во внимание целевой характер данных средств, крайне важно, чтобы был организован раздельный учет по каждому гранту.
Напомним, что при отсутствии раздельного учета средства целевого финансирования рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Использованное не по целевому назначению имущество (в том числе денежные средства), которое получено в качестве целевого финансирования (в том числе грантов), является внереализационным доходом учреждения (п. 14 ст. 250 НК РФ).
Целевой характер использования имущества грантов проверяется исходя из данных:
- соглашения (договора) о предоставлении гранта;
- Сметы расходов по гранту (при наличии);
- данных раздельного учета.
Как видим, казенным учреждениям, во избежание разногласий с налоговыми органами, необходимо одновременно соблюдать требования о направлении средств на те цели, которые предусмотрены Бюджетной сметой и Сметой расходов по гранту.
Имущество, относящееся к амортизируемому и приобретенное (созданное) казенными, бюджетными и автономными учреждениями за счет средств грантов, амортизации не подлежит (п. 2 ст. 256 НК РФ).
У учреждений не возникает дохода в виде стоимости нефинансовых активов, приобретенных (созданных) с привлечением средств грантов (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-10/14). Если грантодатель предусматривает какие-то специальные условия использования этого имущества после реализации соответствующего проекта, то во избежание дальнейших разногласий с налоговыми органами желательно соблюсти эти условия и зафиксировать это документально.
Свободные остатки средств грантов, размещенные автономными учреждениями в установленном порядке на депозитных счетах в банках, не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (такой вывод можно сделать из содержания писем Минфина России от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3926, от 01.08.2013 N 03-03-06/4/30833, от 06.10.2009 N 03-03-06/4/83). Конечно, речь идет о тех случаях, когда размещение средств гранта на депозитном счете не запрещено грантодателем.
Доходы в виде полученных процентов облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 6 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3926).
В ситуации, когда получателем гранта, является не сама организация госсектора, а физическое лицо (сотрудник организации), то денежные средства в виде гранта, перечисленные на лицевой счет организации госсектора для указанного физического лица, не являются налогооблагаемым доходом организации. Если при этом учреждение удерживает часть средств в связи с оказанием услуг грантополучателям - физическим лицам (сотрудникам учреждения) по предоставлению им условий для выполнения проекта, то данные средства на основании ст. 249 НК РФ следует рассматривать в качестве выручки от реализации услуг (письма Минфина России от 18.01.2017 N 03-03-06/3/1931, от 08.12.2015 N 03-03-06/4/71724).
По общему правилу по окончании налогового периода (календарного года) организации, получившие средства целевого финансирования (в том числе гранты), обязательно должны представить в налоговый орган по месту своего учета Отчет о целевом использовании полученных средств (п. 14 ст. 250 НК РФ). Речь идет о Листе 07 "Отчет о целевом использовании..." налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.
Согласно п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль в Отчет не включаются средства в виде:
- лимитов бюджетных обязательств, доведенных до казенных учреждений;
- субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.
Соответственно, в Отчете можно не указывать данные о грантах, предоставляемых в виде лимитов бюджетных обязательств и бюджетных субсидий.
Особенности учета НДС при получении гранта
Согласно требованиям п. 2 ст. 170 НК РФ "входной" НДС включается в стоимость приобретаемых объектов (товаров, работ, услуг, основных средств и нематериальных активов), если в дальнейшем предполагается их использование для осуществления операций:
- не облагаемых НДС (освобожденных от НДС) на основании ст. 149 НК РФ;
- не признаваемых объектом налогообложения НДС на основании п. 2 ст. 146 НК РФ.
Как правило, именно для осуществления таких операций предназначаются объекты, приобретаемые за счет средств грантов. Соответственно, у учреждений обычно не возникает оснований для вычета сумм "входного" НДС при осуществлении закупок за счет средств грантов.
Решение об учете суммы "входного" НДС при формировании первоначальной стоимости приобретенных за счет грантов нефинансовых активов не пересматривается даже в том случае, если впоследствии такие нефинансовые активы полностью или частично будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС.
В случае, когда учреждение выступает в качестве организации, обслуживающей проект, на реализацию которого предоставляется грант, а грантополучателями являются физические лица, то получаемые организацией денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются (письмо Минфина России от 08.12.2015 N 03-03-06/4/71724).
В ситуации, когда согласно трехстороннему договору (соглашению) получателем гранта является не сама организация госсектора, а физическое лицо , то денежные средства в виде гранта, перечисленные на лицевой счет организации госсектора для указанного физического лица, не являются налогооблагаемым доходом организации (письмо Минфина России от 08.12.2015 N 03-03-06/4/71724).
При этом если организация предоставляет физлицу помещение, оборудование, оказывает услуги по бухгалтерскому сопровождению, иные услуги по созданию условий для выполнения научных исследований и работ в рамках проекта соответствии с условиями предоставления гранта, то эти услуги облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 146, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Однако если учреждение образования или науки является соисполнителем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках выполнения проекта, финансируемого за счет бюджетных средств или средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, то операции по выполнению НИОКР освобождаются от НДС в соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 18.01.2017 N 03-03-06/3/1931).
Налогообложение НДФЛ при выплате гранта
Суммы, получаемые налогоплательщиками (физическими лицами) в виде грантов освобождаются от обложения НДФЛ (п. 6 ст. 217 НК РФ). При этом речь идет только о тех грантах, которые предоставляются для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ:
1) международными и иностранными организациями, поименованными в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485;
2) российскими организациями, поименованными в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 (письма Минфина России от 07.03.2018 N 03-04-05/14530, от 20.06.2017 N 03-04-05/38259, от 16.11.2016 N 03-04-06/67324).
Гранты могут перечисляться физическим лицам - грантополучателям непосредственно грантодателями или же через уполномоченные организации, в которых работают (с которыми сотрудничают) физические лица - грантополучатели.
Как было указано выше, бюджетное (автономное) учреждение может выступать в качестве организации, обслуживающей проект, на реализацию которого предоставляется грант.
В этом случае грантополучателями являются физические лица: руководитель проекта и исполнители проекта. Выплаты этим физическим лицам не облагаются НДФЛ, если:
- их начисление соответствуют целевому предназначению гранта;
- грант предоставлен организациями, поименованными в перечисленных выше Перечнях.
Обоснованность такой правовой позиции подтверждается специалистами уполномоченных органов (см., в частности, письма Минфина России от 29.02.2016 N 03-03-06/3/11174, от 14.08.2015 N 03-04-06/46982, от 19.06.2014 N 03-04-06/29330, от 29.03.2013 N 03-04-06/10120, от 03.03.2010 N 03-04-06/9-20).
Выплаты за счет средств гранта могут осуществляться физическим лицам, не являющимся получателями гранта (руководителями, исполнителями проекта) - это могут быть сотрудники из числа административно-управленческого, инженерно-технического персонала или же иные физические лица. Подобные выплаты облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке (см. письма Минфина России от 28.03.2018 N 03-04-06/19786, от 16.11.2016 N 03-04-06/67324, от 28.01.2011 N 03-04-06/9-11).
Страховые взносы при выплате гранта
Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (пп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ). Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами, определены в ст. 422 НК РФ, однако гранты в ней не упомянуты.
На основании этого специалисты Минфина России делают следующий вывод (см. письма от 02.03.2018 N 03-15-07/13341, от 16.11.2017 N 02-06-05/75687, от 18.10.2017 N 03-15-05/67988, от 21.09.2017 N 03-15-05/61127, от 24.08.2017 N 03-15-06/54477, от 09.08.2017 N 03-15-05/51022, от 27.06.2017 N 03-15-06/40468, от 05.04.2017 N 03-15-06/20178)*(1):
- если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях, то суммы таких выплат подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта;
- если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем в пользу грантополучателя - физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг с грантодателем, то такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются.
_______________________________________
*(1) Ранее, до 1 января 2017 года, аналогичное мнение высказывали ведомства, наделенные правом издавать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (письма Минтруда России от 01.06.2016 N 17-3/В-232, ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014 "Об обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов").
Темы
Гранты, предоставляемые госучреждениям
Налоги и взносы (для госсектора)
См. также
Получение и расходование средств грантов казенными учреждениями
Получение и расходование средств грантов бюджетными и автономными учреждениями
Бухгалтерский (бюджетный) учет средств предоставленных грантов (для госсектора)
Пример. Учет операций со средствами грантов в бюджетном и автономном учреждениях
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.