Материальные расходы, прочие расходы бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Материальные расходы (ст. 254 НК РФ) и прочие расходы (ст. 264 НК РФ) бюджетных и автономных учреждений учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 249, п. 2 ст. 252 НК РФ).
К материальным расходам прежде всего относятся затраты, связанные с производственным процессом (выполнением работ, оказанием услуг), например:
- затраты на приобретение сырья и (или) материалов, которые используются в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и на другие производственные нужды (пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Перечень материальных расходов, приведенный в ст. 254 НК РФ, является открытым.
Прочие расходы связаны с производственным производством и реализацией, но не поименованы в статьях 254 - 256 НК РФ. Их перечень установлен пунктом 1 ст. 264 НК РФ и тоже не ограничен: на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик может учесть в целях налогообложения прибыли любые затраты, связанные с производством и (или) реализацией, прямо не перечисленные в НК РФ.
К прочим также относятся расходы, для которых предусмотрены особенности учета, в частности:
- на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ);
- на НИОКР (ст. 262 НК РФ);
- на обязательное и добровольное имущественное страхование (ст. 263 НК РФ).
Если отдельные виды затрат могут быть отнесены к нескольким видам расходов, то согласно п. 4 ст. 252 НК РФ бюджетное (автономное) учреждение вправе самостоятельно решать, к какой группе отнести такие затраты.
Все непосредственно связанные с приносящей доход деятельностью материальные и прочие расходы учитываются при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке: прямым счетом на основании данных налогового учета с учетом требований п. 1 ст. 252 НК РФ.
Достаточно часто материальные и прочие расходы, осуществляемые бюджетными и автономными учреждениями, не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности - они могут быть равным образом связаны с деятельностью по выполнению государственного (муниципального) задания и с приносящей доход деятельностью. В таких случаях расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика на основании п. 1 ст. 272 НК РФ (см. также письма Минфина России от 08.12.2016 N 03-03-06/3/73328, от 03.11.2016 N 03-03-06/3/64622, от 13.10.2016 N 03-03-10/59757, от 22.06.2016 N 03-03-06/3/36253, постановление Семнадцатого ААС от 07.04.2016 N 17АП-2181/16, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.07.2016 N Ф09-6984/16 по делу N А60-44196/2015).
История вопроса
Ранее Минфин России высказывал иное мнение в отношении возможности распределения расходов в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ некоммерческими организациями и разъяснял, что положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (письма Минфина России от 30.04.2015 N 03-03-06/4/25397, от 04.02.2015 N 03-03-06/4/4305, от 18.04.2013 N 03-03-06/4/13345, от 18.05.2011 N 03-03-06/4/47, от 20.01.2010 N 03-03-06/4/4). При этом специалисты финансового ведомства также допускали, что в целях налогообложения прибыли подобные расходы могут быть учтены в сумме превышения фактически произведенных расходов над суммой полученной бюджетной субсидии (см., в частности, письма Минфина России от 28.12.2012 N 03-03-06/4/124, от 28.01.2013 N 03-03-06/4/8). Такое же мнение высказано и в письме ФНС России от 14.06.2013 N ЕД-4-3/10699@.
В письме от 23.01.2015 N 03-03-06/4/2051 Минфин России выразил иной взгляд на решение обозначенной проблемы. Со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005 N 412-О финансовое ведомство допустило, что распределение общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ. Эта позиция подтверждена в письме Минфина России от 16.03.2015 N 03-03-10/13805 и согласована с ФНС России (см. письмо от 09.07.2015 N ЕД-4-3/11983).
Темы
Учет расходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Учет расходов в целях налогообложения прибыли в организациях госсектора
См. также
Расходы бюджетного (автономного) учреждения на оплату труда при налогообложении прибыли
Амортизация имущества в целях налогообложения прибыли (для госсектора)
Резерв предстоящих расходов бюджетного учреждения в целях налогообложения прибыли
Учет доходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Материальные расходы в целях налогообложения прибыли
Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в целях налогообложения прибыли
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на февраль 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
И. Сапетина, редактор-эксперт
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса
Ю. Волгина, эксперт
Г. Гурашвили, эксперт
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
Д. Букина, эксперт
К. Панина, эксперт