Возврат товаров ненадлежащего качества, принятых к учету (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В соответствии с п. 2 ст. 475, п. 1 ст. 518 ГК РФ при обнаружении учреждением-покупателем неустранимых недостатков качества товара оно вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Если покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность данного товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить об этом поставщика (п. 1 ст. 514 ГК РФ).
Покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в следующие сроки:
- если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ);
- если срок не установлен, то недостатки могут быть обнаружены в течение разумного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю (п. 2 ст. 477 ГК РФ).
Иное может быть установлено законом или договором купли-продажи.
При возврате товаров ненадлежащего качества упоминаемые выше нормы ГК РФ следует применять во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ).
Во-первых, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ (в т.ч. п. 2 ст. 475 ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Во-вторых, изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случае, когда возможность изменения была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, если по предложению заказчика уменьшается предусмотренное контрактом количество поставляемого товара не более чем на десять процентов с одновременным уменьшением цены контракта (подпункт "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
В-третьих, при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Факт поступления в учреждение товаров ненадлежащего качества может быть выявлен непосредственно при их приемке. В этом случае может оформляться Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).
Акт составляется членами комиссии по поступлению и выбытию активов. Желательно, чтобы в составлении этого документа принимали участие материально ответственные лица и представители отправителя (поставщика) или представители незаинтересованной организации. Акт служит основанием для оформления учреждением-покупателем письменной претензии, в которой указываются соответствующие требования (например, о замене товара или о возврате денег).
Если факт поступления в учреждение товаров ненадлежащего качества выявлен непосредственно при их приемке, руководитель, как правило, принимает решение о принятии этих товаров на ответственное хранение для последующего возврата поставщикам. Со дня поступления в учреждение по день возврата эти товары учитываются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).
К сожалению, далеко не всегда удается установить ненадлежащее качество товаров в момент их поступления в учреждение. Достаточно часто возврат осуществляется уже после того, как материальные ценности были приняты к балансовому учету в составе основных средств или материальных запасов.
Порядок документального оформления таких операций, их отражения в регистрах бухгалтерского учета нормативными правовыми актами в настоящее время не определен. Учетной политикой организации госсектора может быть предусмотрен, например, следующий порядок действий.
1. На основании заключения профильной комиссии учреждения в учете отражается внутреннее перемещение объектов между аналитическими счетами учета - они учитываются на счете 0 101 00 000 "Основные средства" (0 105 00 000 "Материальные запасы") с указанием субсчета "Товары, подлежащие возврату поставщику".
2. Поставщику в установленном порядке направляется письменная претензия. При возврате некачественного товара покупатель должен требовать всю сумму, уплаченную за такой товар, с учетом НДС (постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 3474/09).
3. Производится возврат имущества поставщику на основании Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205). Эта накладная оформляется исходя из данных, указанных поставщиком в первичных документах при отгрузке товара, с проставлением отметки "Возврат товара".
Передав покупателю товар ненадлежащего качества, поставщик тем самым свои обязательства по договору купли-продажи исполнил ненадлежащим образом. При этом нормами ГК РФ предусмотрены последствия такого ненадлежащего исполнения обязательств поставщика - обязанность поставщика по требованию покупателя в рамках этого же договора купли-продажи принять некачественный товар и заменить его на товар, качество которого соответствует договору или принять от покупателя некачественный товар и вернуть полученные за него денежные средства.
Применяя последствия ненадлежащего исполнения договора, полагаем, что если иное не будет прямо предусмотрено учредителем, у учреждения нет оснований:
- производить документальное оформление возврата принятых к балансовому учету некачественных товаров в порядке, предусмотренном в публично-правовом образовании для списания имущества;
- согласовывать возврат принятых на балансовый учет товаров в качестве операции по распоряжению особо ценным движимым имуществом или в качестве крупной сделки.
Возврат раннее перечисленных средств за некачественный товар является по своему экономическому содержанию восстановлением затрат учреждения. При этом в случае восстановления аванса, ранее уплаченного за счет средств субсидии на госзадание, указанные средства не подлежат перечислению в доход бюджета, так как являются собственными средствами учреждения (см. письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-07-10/77985).
4. Возврат материальных ценностей, не пригодных к использованию, поставщику в целях замены не является основанием для прекращения права оперативного управления на объекты нефинансовых активов. Соответственно, оснований для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете организации госсектора факта выбытия объекта нефинансовых активов с балансового учета в подобных ситуациях не возникает. Учет операций по возврату может быть организован на забалансовом счете, применение которого в указанных целях предусмотрено положениями учетной политики учреждения в соответствии с абзацем 3 п. 332 Инструкции N 157н.
5. Факт замены поставщиком объектов нефинансовых активов, не пригодных к использованию, должен найти отражение в соответствующих регистрах бухгалтерского учета. Особенности отражения указанных операций в регистрах бухгалтерского учета могут быть предусмотрены в рамках формирования учетной политики. Так, в частности, если речь идет об обмене объектов основных средств, то факт обмена должен найти отражение в Инвентарной карточке.
6. При необходимости в установленном порядке учреждение направляет в уполномоченный орган информацию для внесения изменений в Реестр имущества публично-правового образования.
Существует и еще один вариант организации учета: "сторнирование" всех бухгалтерских записей, которые были произведены по возвращаемому объекту, и отражение в учете поступления имущества надлежащего качества в общеустановленном порядке. Однако его применение нецелесообразно, так как в данном случае у учреждения нет достаточных оснований для применения метода "Красное сторно" - все операции с объектом ненадлежащего качества отражались в учетных регистрах обоснованно и не могут быть квалифицированы в качестве ошибки.
Темы
Расчеты по принятым обязательствам. Счет 302 00 (для госсектора)
Возврат товара продавцу (поставщику)
См. также
Налогообложение при возврате товаров ненадлежащего качества, принятых к учету (для госсектора)
Пример. Возврат основных средств ненадлежащего качества, принятых к учету казенным учреждением
Пример. Возврат материальных запасов ненадлежащего качества, принятых к учету казенным учреждением
Расчеты с прочими дебиторами. Счет 210 05 (для госсектора)
Качество товара по договору купли-продажи (поставки)
Срок годности и гарантийный срок
Формы документов
Пример заполнения Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)
Пример заполнения Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности