Возврат товара продавцу (поставщику)
Положениями главы 30 ГК РФ обязанность покупателя возвратить продавцу (поставщику) полученный от него товар прямо предусмотрена лишь для некоторых случаев. В частности, это касается случаев расторжения договора по инициативе продавца в связи с ненадлежащим исполнением со стороны покупателя (п. 3 ст. 488, п. 2 ст. 489, ст. 491 ГК РФ). Обязанность покупателя обеспечить продавцу возможность забрать товар, от которого покупатель обоснованно отказался, предусмотрена применительно к отношениям по поставке (ст. 514 ГК РФ). При отказе покупателя от исполнения договора розничной купли-продажи в связи с ненадлежащим качеством товара и предъявлении им требования о возврате уплаченной за товар суммы обязанность возвратить товар возникает у покупателя лишь при предъявлении соответствующего требования продавцом (п. 5 ст. 503 ГК РФ). Наконец, обязанность покупателя возвратить товар очевидно возникает в случае предъявления им требования о замене товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п.п. 4, 5 постановления от 06.06.2014 N 35, при отсутствии соглашения сторон об ином положение п. 4 ст. 453 ГК РФ, согласно которому стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, подлежит применению лишь в случаях, когда встречные имущественные предоставления по расторгнутому впоследствии договору к моменту расторжения осуществлены надлежащим образом либо при делимости предмета обязательства размеры произведенных сторонами имущественных предоставлений эквивалентны (например, размер уплаченных авансовых платежей соответствует предусмотренной в договоре стоимости оказанных услуг или поставленных товаров, такие услуги и товары сохраняют интерес для получателя сами по себе и т.п.), а потому интересы сторон договора не нарушены. Если при рассмотрении спора, связанного с расторжением договора, по которому одна из сторон передала в собственность другой стороне какое-либо имущество, судом установлено нарушение эквивалентности встречных предоставлений вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей одной из сторон, сторона, передавшая имущество, вправе требовать возврата переданного другой стороне в той мере, в какой это нарушает согласованную сторонами эквивалентность встречных предоставлений.
Приведенные разъяснения применимы и к случаям расторжения договора купли-продажи (как по инициативе покупателя, так и по инициативе продавца), в том числе когда договор прекращается в связи с отказом покупателя от товара. Поэтому, если иное не предусмотрено законом или договором, при расторжении договора или реализации права на отказ от товара покупатель обязан совершить действия, необходимые для возврата товара продавцу (см. также определение ВС РФ от 24.11.2016 N 305-ЭС16-9798).
В случаях, когда покупатель отказывается от договора (товара), предъявляя требование о возврате уплаченных за товар денег (п. 1 ст. 466, п. 1 ст. 468, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 480, п. 3 ст. 495, п. 2 ст. 520 ГК РФ), закон напрямую не ставит удовлетворение требования покупателя в зависимость от того, возвращен ли товар продавцу (за такими исключениями, как возврат товара, проданного в розницу, в случае невозможности его обмена, как это предусмотрено ст. 502 ГК РФ).
Однако судебная практика исходит из того, что при разрешении судом спора о возврате покупателю денежных средств, уплаченных за некачественный товар, суд должен урегулировать также вопрос о возврате товара независимо от предъявления продавцом соответствующего требования, поскольку сохранение этого имущества за покупателем после взыскания с продавца покупной цены означало бы нарушение согласованной сторонами эквивалентности встречных предоставлений (см. п. 24 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2020).
Последовательность исполнения продавцом и покупателем обязанностей по возврату друг другу товара и уплаченных за него денежных средств в таких случаях определяется в соответствии с решением суда (см., например, постановления АС Московского округа от 29.04.2022 N Ф05-8052/22, АС Уральского округа от 28.02.2022 N Ф09-84/22, АС Северо-Западного округа от 09.02.2022 N Ф07-19901/21). При отсутствии в решении соответствующих указаний оно исполняется в части обязанности каждой из сторон в общем порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (см., например, постановление Второго ААС от 01.10.2021 N 02АП-4497/21).
Можно встретить судебные акты, где указывается на право покупателя в целях обеспечения возврата продавцом перечисленной ему оплаты удерживать товар, подлежащий возврату (см., например, постановления Первого ААС от 13.04.2022 N 01АП-1793/22, Пятнадцатого ААС от 27.12.2021 N 15АП-22121/21, Восьмого ААС от 17.02.2020 N 08АП-15648/19), и о прекращении этого права у покупателя с момента удовлетворения его требований к продавцу в судебном порядке (постановление Пятнадцатого ААС от 14.03.2014 N 15АП-1409/14). Подобная аргументация представляется не вполне корректной. Это связано с тем, что удержание как способ обеспечения исполнения обязательств (ст. 359 ГК РФ) возможно лишь в отношении вещи, принадлежащей должнику, то есть чужой для кредитора вещи. В свою очередь, право собственности у приобретателя движимой вещи по договору купли-продажи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Следовательно, переданный покупателю товар может удерживаться им в обеспечение исполнения каких-либо обязательств продавца лишь в тех случаях, когда право собственности на товар сохраняется за продавцом (ст. 491 ГК РФ). Справедливость же встречающихся в судебной практике указаний на право покупателя не возвращать товар продавцу до возврата последним полученной за него оплаты, на наш взгляд, может обосновываться не ссылкой на ст. 359 ГК РФ, а предусмотренным п. 3 ст. 328 ГК РФ общим правилом, согласно которому ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
Тем не менее, среди судей существует и позиция, согласно которой удержание вещи в целях обеспечения требований кредитора не является основанием для отказа в удовлетворении требования о возврате товара по прекращенному договору купли-продажи. Исходя из такого подхода, при расторжении договора покупатель не вправе ссылаться на удержание товара ненадлежащего качества как на основание не возвращать его продавцу, если последний потребовал вернуть товар, даже если покупателю еще не возвращена уплаченная за товар сумма (см., например, постановления АС Поволжского округа от 20.08.2020 N Ф06-63622/20, АС Северо-Западного округа от 15.07.2019 N Ф07-7320/19, Пятнадцатого ААС от 18.06.2021 N 15АП-6063/21).
Договором может быть предусмотрена возможность возврата товара (в том числе и товара надлежащего качества) продавцу по основаниям, не связанным с ненадлежащим исполнением обязательств какой-либо из сторон договора*(1). Соответствующие условия, включая условия о порядке возврата товара, определяются исключительно соглашением сторон (ст. 421, 327.1 ГК РФ). В зависимости от условий договора и конкретных обстоятельств "обратная" передача товара покупателем продавцу в этом случае может быть квалифицирована, в частности, как распорядительная сделка, совершаемая в рамках исполнения изначально заключенного между сторонами договора либо как свидетельствующая о заключении сторонами нового договора.
Документальное оформление факта исполнения покупателем обязанности возвратить товар продавцу (поставщику), а в предусмотренных законом случаях (например, ст. 514 ГК РФ) - обязанности организовать ответственное хранение товара, - по существу аналогично оформлению передачи товара покупателю. Подробнее об этом см. в материале "Энциклопедия решений. Документальное подтверждение факта передачи товара покупателю". Определенные особенности оформления могут быть связаны не собственно с передачей товара (фиксация которой для всех случаев однотипна), а с предваряющим такую передачу установлением обстоятельств, в связи с которыми осуществляется возврат товара (ненадлежащее качество товара и т.п.). Например, в зависимости от условий договора и особенностей конкретной ситуации возврату некачественного товара может предшествовать уведомление поставщика со стороны покупателя о нарушении требований к качеству, вызов представителя поставщика для составления двустороннего акта, подготовка заключения эксперта (см., например, определение ВАС РФ от 07.07.2010 N ВАС-8875/10, постановления АС Западно-Сибирского округа от 22.10.2019 N Ф04-7099/19, Семнадцатого ААС от 21.01.2021 N 17АП-14213/20, Второго ААС от 26.09.2019 N 02АП-43/19); если поставщику в соответствии с условиями договора возвращается товар с истекшим сроком годности (в тех случаях, когда законодательство допускает согласование такого условия), покупателю может понадобиться уведомить поставщика о необходимости принять товар (постановление АС Поволжского округа от 17.10.2018 N Ф06-38280/18) и т.д.
___________________________________
*(1) Напомним, что законом такая возможность при определенных условиях предоставлена потребителю (ст. 502 ГК РФ, ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей").
Темы
См. также
Какими документами оформить возврат товара поставщику
Ответственное хранение товара, не принятого покупателем
Бухгалтерский и налоговый учет возврата товаров поставщику
Как принять к вычету НДС при возврате товаров покупателем продавцу?
Как учесть возврат бракованного основного средства поставщику?
Формы документов
Акт о возврате товара надлежащего качества
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах