Качество товара по договору купли-продажи (поставки)
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условия о качестве - товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (ст. 469 ГК РФ). В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ эти требования распространяются и на отдельные виды договора купли-продажи, такие как договор поставки, продажи недвижимости, розничной купли-продажи и др.
По смыслу ст. 469 ГК РФ, если покупатель предполагает использовать товар строго в определенных целях (отличающихся от обычных для данного вида товара), соответствующие требования к качеству следует отразить в договоре. В ином случае покупатель не вправе ссылаться на несоответствие поставленного товара целям его приобретения (см., например, постановления АС Московского округа от 14.08.2023 N Ф05-18346/23, АС Уральского округа от 13.01.2023 N Ф09-9144/22, Пятого ААС от 08.11.2023 N 05АП-5878/23).
Обязательные требования к качеству товара могут быть установлены законом или иными актами в соответствии с законом. Они могут относиться, в частности, к материалам, используемым при изготовлении товара, к сроку годности отдельных деталей товара и т.п. При их наличии продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий предъявляемым к товару требованиям (п. 4 ст. 469 ГК РФ). Доказательством ненадлежащего качества товара в таких случаях является факт несоответствия товара установленным требованиям. Вместе с тем представляется, что если законом не запрещен оборот соответствующего вида товаров, не отвечающих предъявляемым к ним требованиям, договором может быть предусмотрено, что товар передается с теми или иными недостатками.
Проверка качества товара осуществляется в соответствии с обычно применяемыми правилами. Специальный порядок проверки качества может быть предусмотрен договором купли-продажи или установлен в соответствии с требованиями правовых актов (п.п. 1, 2 ст. 474 ГК РФ)*(1). Если законодательством или договором предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления такой проверки (п. 3 ст. 474 ГК РФ).
Судебная практика нередко исходит из того, что покупатель, принявший товар без замечаний, не вправе впоследствии ссылаться на его явные недостатки, которые могли быть обнаружены при обычном способе приемки (см., например, постановления АС Московского округа от 19.04.2023 N Ф05-5978/23, Пятнадцатого ААС от 08.02.2024 N 15АП-498/24).
Вместе с тем на практике представлена и другая точка зрения, согласно которой неосмотрительность покупателя при приемке не лишает его возможности приводить доказательства поставки товара ненадлежащего качества (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 03.10.2023 N Ф04-5059/23, Седьмого ААС от 14.12.2023 N 07АП-9407/23).
Последствия передачи товара ненадлежащего качества
Передача товара, качество которого не соответствует условиям договора, представляет собой ненадлежащее исполнение обязательств продавца (поставщика) и не является основанием для возникновения у покупателя встречной обязанности оплатить товар (ст. 309, 328, 469 ГК РФ). Если на момент передачи некачественного товара он уже оплачен, покупатель по договору поставки вправе потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков либо их замены (п. 2 ст. 520 ГК РФ). У покупателя по иным договорам купли-продажи такого права не возникает. Требования, которые могут быть им предъявлены в связи с обнаружением не оговоренных продавцом недостатков товара, предусмотрены ст. 475 ГК РФ. Это требования о:
- соразмерном уменьшении покупной цены;
- безвозмездном устранении недостатков товара в разумный срок;
- возмещении расходов на устранение недостатков товара*(2).
В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору*(3).
В силу п. 1 ст. 520 ГК РФ неисполнение поставщиком последнего из приведенных требований в установленный срок дает покупателю право приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение. Аналогичное право возникает у покупателя в случае, если в разумный срок после расторжения договора (в том числе вследствие поставки товара ненадлежащего качества) им приобретен у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором (п. 1 ст. 524 ГК РФ).
К существенным нарушениям требований к качеству товара, помимо неустранимых недостатков, относятся недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, а также другие подобные недостатки (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, также вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит их товарами надлежащего качества. Кроме того, согласно п. 2 ст. 518 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором поставки, покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем. Соответствующее требование может быть предъявлено исключительно поставщику (контрагенту розничного продавца), но не производителю некачественного товара, не вступавшему в договорные отношения с розничным продавцом (см., например, постановление Второго ААС от 25.02.2021 N 02АП-8980/20).
О ненадлежащем качества товара покупатель обязан известить продавца (п. 1 ст. 483, п. 2 ст. 513 ГК РФ). В противном случае продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения отдельных требований покупателя, если докажет, что невыполнение покупателем указанного правила повлекло невозможность удовлетворить эти требования или несоизмеримые расходы (п. 2 ст. 483 ГК РФ).
______________________________
*(1) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утв. постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7 применяется только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18).
*(2) Более широкий объем прав в связи с передачей товара ненадлежащего качества предоставляется покупателю в отношениях, на которые распространяется законодательство о защите прав потребителей (см. ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", ст. 503 ГК РФ).
*(3) Договором могут быть предусмотрены и другие последствия передачи (поставки) товаров ненадлежащего качества (в частности, стороны вправе по-иному определить критерии существенности недостатков товара или дополнить те права, которые предоставляются покупателю законом) (см. абзац второй п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16).
Темы
См. также
Срок годности и гарантийный срок
Возврат товара продавцу (поставщику)
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Извещение продавца о недостатках товара
Претензия о замене товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору
Претензия о передаче товара ненадлежащего качества
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах