Реализация материалов контрольных мероприятий органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
1. В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены данные, указывающие на признаки составов преступлений, соответствующие материалы незамедлительно передаются в правоохранительные органы (п. 2 ч. 1 ст. 14, ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", далее - Закон N 41-ФЗ; ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", далее - Закон N 6-ФЗ).
Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 36 Закона N 41-ФЗ в случае обнаружения данных, указывающих на признаки составов преступлений, сотрудники Счетной палаты РФ имеют право опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.
В рамках соглашений о взаимодействии и сотрудничестве органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля могут передавать материалы контрольных мероприятий налоговым органам, органам прокуратуры, иными правоохранительным, надзорным, контрольными и контрольно-счетным органам (п. 21 ч. 1 ст. 13, ст. 30 Закона N 41-ФЗ, ч. 1 ст. 18 Закона N 6-ФЗ). Эти органы рассматривают материалы, проводят проверки, возбуждают уголовные дела, осуществляют иные необходимые мероприятия в пределах своей компетенции.
2. Представления, предписания, оформленные по результатам проведения контрольных мероприятий, подлежат направлению в адрес организаций госсектора - объектов контроля (п. 2 ст. 268.1 БК РФ)
3. Согласно ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органом внешнего государственного (муниципального) контроля составляются:
Наименование документа | Информация, которую должен содержать документ | Нормативная база |
Представление | 1. Информацию о выявленных недостатках и нарушениях. 2. Срок выполнения объектом контроля (если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения*(1)). 3. Требования о принятии мер по: - устранению нарушений (недостатков); - возмещению ущерба; - устранению причин и условий нарушений; - привлечению к ответственности виновных должностных лиц | ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ ч.ч. 1 - 3 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ |
Предписание | 1. основания для его вынесения *(2); 2. информация о выявленных нарушениях; 3. требования о принятии мер: - по устранению правонарушений; - по устранению причин и условий нарушений; - по возмещению причиненного государству ущерба; - по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ. 4. сроки выполнения предписания; 5. ответственность за его невыполнение. | ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ ч.ч. 4 - 7 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ |
В зависимости от характера выявленных нарушений (иных обстоятельств) органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля может быть принято решение о составлении только одного документа (представления или предписания) или же об одновременном формировании обоих документов.
Направляются представления и (или) предписания в соответствующие:
- органы государственной власти и государственные органы (федеральные, субъектов РФ);
- органы местного самоуправления и муниципальные органы;
- проверяемые органы и организации.
В бюджетной смете получателя бюджетных средств не могут быть спланированы расходы по возмещению ущерба публично-правового образования, нанесенного этим получателем бюджетных средств (ст.ст. 70, 221 БК РФ; письма Минфина России от 29.12.2014 N 02-01-10/68389, от 14.07.2014 N 02-10-09/34216). Возмещение ущерба, нанесенного в связи с нарушением положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение.
Понятие "ущерб, причиненный публично-правовому образованию" действующим законодательством не установлено. Контрольно-счетные органы в рамках правоприменительной практики самостоятельно квалифицируют наличие такого ущерба, в т.ч. вследствие нецелевого использования бюджетных средств или иного использования бюджетных средств с нарушениями действующего законодательства. Наличие ущерба публично-правовому образованию следует определять по критериям, аналогичным указанным ГК РФ в отношении убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ, п. 2 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065).
При неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ в установленном порядке может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля) (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ).
Невыполнение в установленный срок предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля также влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ).
Неисполнение представления органа государственного (муниципального) финансового контроля не влечет юридических последствий, в т.ч. не является основанием для привлечения к административной ответственности (п. 1 письма Минфина России от 25.05.2015 N 02-10-07/29802). Представление не является ненормативным актом и не подлежит обжалованию в арбитражном суде (п. 1 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065).
4. При выявлении бюджетных нарушений и (или) административных правонарушений в бюджетной сфере органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля оформляют:
Наименование документа | Порядок оформления, направления и исполнения | Нормативная база |
Уведомление о применении бюджетных мер принуждения | 1. Оформляется при выявлении бюджетных нарушений согласно главе 30 БК РФ при проверках участников бюджетного процесса, перечисленных в п. 2 ст. 306.2 БК РФ. 2. Направляется для обязательного рассмотрения в финансовый орган не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии). 3. Бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления | п. 2 ст. 268.1, 306.2, 306.3 БК РФ ст. 28 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ |
Протокол об административном правонарушении | 1. Согласно п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные должностные лица: - Счетной палаты РФ; - контрольно-счетных органов субъектов РФ 2. Должностные лица органов внешнего муниципального финансового контроля вправе составлять протоколы в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ при осуществлении муниципального контроля или при осуществлении полномочий по контролю (надзору), делегированных РФ или субъектами РФ (ч. 3 ст. 1.3.1 КоАП РФ) | п. 2 ст. 268.1 БК РФ п. 9 ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ ч. 3 ст. 1.3.1, п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ |
______________________________
*(1) Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ представление Счетной палаты РФ должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект аудита (контроля).
*(2) В ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ прямо указано, что основанием для направления предписания является невыполнение представлений Счетной палаты РФ, несоблюдение сроков их выполнения. В ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ основанием для направления предписания является выявление нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также воспрепятствование проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий.
*(3) Порядок применяется на федеральном уровне и не предусматривает механизмов передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств согласно абзацу шестому п. 2 ст. 306.2 БК РФ. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований порядок устанавливается соответствующим финансовым органом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.