Содержание имущества бюджетными и автономными учреждениями
Субсидия на выполнение госзадания
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание определенных видов имущества (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Закон прямо обязывает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), предоставить средства на содержание следующих видов имущества:
Тип учреждения | Государственное и муниципальное имущество | |||||
Закрепленное собственником / приобретенное за счет средств собственника | Поступившее в рамках приносящей доход деятельности | |||||
Движимое | Недвижимое | Движимое | Недвижимое | |||
Особо ценное | Иное | Особо ценное | Иное | |||
БЮДЖЕТНОЕ | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | НЕТ | НЕТ |
АВТОНОМНОЕ | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | НЕТ | НЕТ |
Средства на содержание соответствующих объектов имущества должны предоставляться вне зависимости от порядка их бухгалтерского учета (в составе основных средств, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы).
Согласно абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ при расчете размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания учитываются нормативные затраты на:
1) оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
2) содержание государственного (муниципального) имущества.
При этом в расчет финансового обеспечения выполнения госзадания включаются затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем, в том числе земельных участков, затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (см. п. 11 Положения N 640).
За счет средств субсидии на выполнение госзадания не может содержаться имущество, сданное в аренду или переданное в безвозмездное пользование (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ, п. 11 Положения N 640).
Действующее законодательство не ограничивает перечень расходов, которые могут учитываться при определении размера субсидии на выполнение задания. Главное, чтобы эти расходы были направлены на финансовое обеспечение оказания государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) услуг. Данное правило в полной мере относится и к расходам по содержанию имущества.
При этом, бюджетные (автономные) учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с Планами финансово-хозяйственной деятельности (далее - Планы ФХД). Иными словами, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии c теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (см. п. 12 Требований, утв. приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н; письма Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 14.04.2016 N 02-01-11/21556, от 29.04.2016 N 02-03-06/25186). Главное условие, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
На практике у бюджетных (автономных) учреждений часто возникают такие вопросы как:
Вопрос 1. Вправе ли учреждение в течение финансово года потратить денежные средства на содержание недвижимого и ОЦДИ в большем объеме, чем было запланировано при расчете субсидии?
Ответ. Да, учреждение вправе осуществлять расходы на содержание недвижимого и ОЦДИ в большем размере, чем было заложено при расчете нормативных затрат на содержание такого имущества. Главное требование, которое должно соблюдаться учреждениями - это использование имущества в целях осуществления государственного (муниципального) задания.
Вопрос 2. В течении финансового года в учреждение поступило недвижимое имущество и (или) ОЦДИ, расходы на содержание которого не были включены в нормативные затраты при расчете субсидии. Вправе ли учреждение в таком случае осуществлять содержание вновь поступившего имущества за счет средств субсидии текущего года?
Ответ. Да. На практике при подобных обстоятельствах достаточно часто в течение года соответствующее имущество содержится за счет экономии субсидии на выполнение задания и только при определении размера субсидии на следующий год в расчет принимаются расходы на его содержание. Главное, чтобы расходы отвечали целевому предназначению субсидии - были направлены на решение задач, связанных с выполнением задания.
В течении финансового года в процессе осуществления хозяйственной деятельности в учреждении могут произойти изменения в составе недвижимого имущества и ОЦДИ. Например, учреждением может быть получено здание в оперативное управление, или наоборот, часть помещения будет передана в аренду. В этой связи следует отметить, что в настоящее время отсутствует механизм, определяющий возможность изменения объема субсидии (уменьшение или увеличение) в течении финансового года в случае поступления (выбытия) недвижимого имущества и (или) ОЦДИ, в том числе в случае передачи такого имущества в аренду. Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения госзадания осуществляется только при соответствующем изменении госзадания (п. 41 Постановления N 640).
Вопрос 3. В учреждении существует необходимость использования оборудования в нескольких видах деятельности, за счет каких средств следует осуществлять содержание такого оборудования?
Ответ. В случае использования оборудования в нескольких видах деятельности, расходы по его содержанию следует распределять между теми видами деятельности в которых используется оборудование. При этом учреждение самостоятельно выбирает способ распределения затрат, например:
- исходя из натуральных показателей (учет времени использования оборудования в конкретном виде деятельности, объеме оказанных услуг, выполненных работ и т. д.);
- исходя из доли полученных доходов и т.п.
Конкретный порядок распределения расходов учреждению следует закрепить в учетной политике учреждения.
Таким образом, фактическое направление расходов на содержание перечисленных выше видов имущества может существенно отличаться от тех направлений расходов, которые были приняты в расчет при определении нормативных затрат (см. например, письма Минфина России от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 14.04.2016 N 02-01-11/21556).
Субсидии, перечисляемые учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, носят целевой характер - они предоставляются на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период. Соответственно, за счет данных средств не должны осуществляться расходы, не связанные с выполнением задания, если иное прямо не предусмотрено законом.
И напротив, любые расходы, направленные на финансовое обеспечение выполнения задания, могут быть оплачены по виду деятельности "4" за счет экономии текущего года, даже если они не были включены в перечень (расчет) нормативных затрат.
Так, например, при определении нормативных затрат на содержание имущества не учитываются расходы по содержанию:
- иного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений, полученного в рамках любых видов деятельности;
- недвижимого имущества бюджетных (автономных) учреждений, полученного в рамках приносящей доход деятельности;
- полученного в безвозмездное пользование бюджетными (автономными) учреждениями имущества.
В то же время, если перечисленные выше виды имущества используются при выполнении задания, то расходы на его содержание могут осуществляться:
1) без каких-либо дополнительных обоснований (при условии их учета в нормативных затратах на оказание госуслуг);
2) за счет экономии субсидии текущего года (если в нормативных затратах на оказание госуслуг эти затраты не учтены).
Затраты на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества могут применяться при расчете объема финобеспечения только до 2019 года. При определении финобеспечения заданий, начиная с задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, эти нормативные затраты применяться не будут (п. 6 Положения N 640).
Соответственно, учреждениям уже сейчас следует позаботится о своевременном списании с балансового учета неиспользуемого имущества, или приведении его в состояние пригодное к эксплуатации. В противном случае, начиная с 2019 года содержать такое имущество придется за счет собственных средств.
При определении нормативных затрат на оказание госсуслуг могут учитываться и расходы на аренду имущества в целях его использования при выполнении задания (см., например, п.п.19, 20, 21 Положения N 640). Аналогичным образом может решаться вопрос по содержанию имущества, полученного в безвозмездное пользование.
Экономия субсидии прошлого года может быть направлена учреждением на содержание любого имущества в соответствии с Планом ФХД при достижении учреждением показателей задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы) (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ; ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ)
Субсидия на иные цели
Перечень целей, на которые могут выделяться целевые субсидии, на федеральном уровне законодательно не ограничен.
Соответственно, учредителем может быть принято решение по предоставлению целевой субсидии на осуществление расходов по содержанию любого имущества. Однако такое решение может быть принято только при наличии обоснований (расчетов), подготовленных бюджетным (автономным) учреждением - оно должно соответствовать принципу эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
Так, например, субсидия на иные цели может быть предоставлена на содержание имущества:
- приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, но используемого при выполнении задания;
- объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных за счет средств выделенных учредителем, расходы по содержанию которых по каким-либо причинам не были учтены при определении нормативных затрат.
Средства от приносящей доход деятельности
Денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения. В установленном порядке согласно Плану ФХД такие средства могут быть направлены на содержание любого имущества, поступившего как в рамках приносящей доход деятельности, так и в рамках деятельности по выполнению задания. При этом не имеют значения направления использования этого имущества.
Тема
Содержание имущества учреждения (для госсектора)
См. также
Субсидия на выполнение госзадания
Увеличение объема субсидии на выполнение госзадания
Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания
Субсидия на иные цели (целевая субсидия)
Статья 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ
Особо ценное движимое имущество
Учет расходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности