Учет расчетов по загранкомандировкам (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения
В соответствии со ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно ст. 167, ст. 168 ТК РФ при направлении в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Из положений действующего законодательства следует, что при служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах. Следовательно, любые расходы, обоснованно осуществленные работником в ходе выполнения служебного задания, производятся именно в интересах работодателя, а не работника (см. решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04). Такие расходы не могут оплачиваться за счет средств работников, так как они осуществлялись на основании соответствующих решений работодателя.
Расходы (в том числе в иностранной валюте), связанные со служебной командировкой, возмещаются работникам государственных (муниципальных) учреждений не в произвольном порядке, а в порядке и размерах, определенных нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления (ст. 168 ТК РФ). Например, организации госсектора, созданные на базе федерального имущества, руководствуются:
1) постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений";
2) приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений".
Бюджетные и автономные учреждения, если иное не установлено соответствующими нормативными правовыми актами, могут выплачивать суточные и компенсировать расходы по найму жилья при направлении в заграничную командировку в размерах, превышающих установленные. При этом следует исходить из размера соответствующих нормативных затрат и экономии субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а также с учетом объема поступлений от приносящей доход деятельности (см., в частности, письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).
Нормативно-правовыми актами не установлен порядок составления сметы (расчета) командировочных расходов в целях выдачи аванса, в том числе в иностранной валюте. Поэтому этот порядок может быть утвержден в локальных нормативных актах (учетной политике) госучреждения (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 6 Инструкции N 157н).
Кроме того, в локальных нормативных документах учреждения следует урегулировать вопрос о порядке пересчета расходов командированного сотрудника, в том числе суточных, для целей бухгалтерского (бюджетного) учета в различных ситуациях. Например: при выдаче аванса в рублях или в иной валюте, отличной от валюты страны командирования, при отсутствии у работника документов (справок), подтверждающих курс покупки валюты. Дело в том, что нормативными правовыми документами этот порядок не урегулирован. А разъяснения Минфина России по вопросу пересчета суммы командировочных расходов для целей налогообложения прибыли, если командированный работник не смог подтвердить курс конвертации рублей в иностранную валюту (см., письма от 03.09.2015 N 03-03-07/50836, от 21.01.2016 N 03-03-06/1/2059), или для целей НДФЛ (см. письмо от 21.01.2016 N 03-04-06/2002), во-первых, ни в коей мере не касаются бухгалтерского (бюджетного) учета; во-вторых, эти письма, как и другие письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения налогового законодательства, не содержат правовых норм и не являются обязательными к применению.
Вопросы по определению курса валюты (даты пересчета), возникающие при расчетах с работниками по загранкомандировкам, обычно сводятся к следующему:
Проблема | Решение (норма законодательства) | Примечание |
Обоснование законности сумм возмещения командировочных расходов, выплачиваемых в рублях, когда нормы установлены в инвалюте | Локальный документ организации госсектора | Письма Минфина России по вопросам применения налогового законодательства, не влияют на порядок бухгалтерского (бюджетного) учета |
Переоценка обязательств при расчетах с работником в бухгалтерском (бюджетном) учете: - при выплате аванса в рублях; - при выплате аванса в инвалюте | - не производится (п.п. 213, 215 Инструкции N 157н); - переоценка обязательства осуществляется на дату совершения операций по его оплате и на отчетную дату (п.п. 216, 215 Инструкции N 157). | |
Курс пересчета в целях признания расходов на загранкомандировку при налогообложении прибыли: - есть справка, подтверждающая курс приобретения валюты; - расходы на приобретение инвалюты не подтверждены документально | - курс конвертации, указанный в справке - по курсу ЦБ РФ на дату выдачи аванса в рублях (п. 10 ст. 272 НК РФ) | Письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-03-07/50836, от 21.01.2016 N 03-03-06/1/2059 |
Определение дохода в целях исчисления и удержания НДФЛ | Налогооблагаемый доход (сверх норматива 2 500 руб. в сутки) не зависит от курса ЦБ РФ, установленного на дату выдачи денежных средств или утверждения авансового отчета. С 1 января 2016 года доход определяется на последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ) | Письма Минфина России от 01.02.2017 N 03-04-09/5325, от 25.11.2016 N 03-04-05/69825, от 01.11.2016 N 03-04-06/64006, от 09.02.2016 N 03-04-06/6531, от 21.01.2016 N 03-04-06/2002 |
В целях исчисления страховых взносов сумм суточных сверх норматива 2 500 руб. в сутки | Глава 34 НК РФ не содержит специальной нормы для пересчета в рубли сумм суточных, выплачиваемых работнику в иностранной валюте. Суммы суточных, выплаченные работнику в иностранной валюте, по мнению Минфина России осуществляется по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату начисления указанной суммы суточных в пользу работника согласно п. 1 ст. 424 НК РФ | Письмо Минфина России от 16.03.2017 N 03-15-06/15230 |
В соответствии с п. 212 Инструкции N 157н расчеты с командированным сотрудником, в том числе в иностранной валюте, отражаются на счете 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами". Учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет (п. 215 Инструкции N 157н).
Сумма превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом (сумма утвержденного перерасхода) отражается на соответствующих счетах расчетов с подотчетными лицами и признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством. Переоценка этого обязательства осуществляется на дату совершения операций по его оплате и на отчетную дату (п.п. 216, 215 Инструкции N 157). При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.
Темы
Учет операций, номинированных в иностранных валютах (для госсектора)
Расчеты с подотчетными лицами. Счет 208 00 (для госсектора)
См. также
Учет расчетов по загранкомандировкам в госучреждении при выдаче аванса в иностранной валюте
Учет расчетов по загранкомандировкам при выдаче аванса в российских рублях (для госсектора)
Валютные операции (для госсектора)
Купля-продажа иностранной валюты
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.