Учет расчетов по загранкомандировкам в госучреждении при выдаче аванса в иностранной валюте
Решение может применяться в казенных, бюджетных и автономных учреждениях
При направлении работника в загранкомандировку законодательством предусмотрена выдача аванса на командировочные расходы под отчет (возмещение расходов) в иностранной валюте (п. 16 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, телеграмма Минфина России от 10.12.2013 N 02-06-007/54200, п. 9 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 10840/07).
Поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте учитываются на счете 0 201 34 000 "Касса" (п. 166 Инструкции N 157н) и отражаются на отдельных листах Кассовой книги (ф. 0504514) по видам иностранных валют (п. 167 Инструкции N 157н).
Учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах ведется одновременно в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.
Фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в загранкомандировку, может превышать размеры суточных, освобождаемых от налогообложения НДФЛ (не более 2500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке, абзац двенадцатый п. 3 ст. 217 НК РФ). Соответственно, суточные, выплаченные сверх этих лимитов, включаются в доход работника, подлежащий обложению НДФЛ в общем порядке (см. также письма Минфина России от 09.02.2016 N 03-04-06/6531, от 06.03.2013 N 03-04-06/6713, от 26.12.2012 N 03-04-06/6-368).
Дата фактического получения дохода в виде сверхнормативных суточных с 1 января 2016 года на основании пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ определяется как последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (см. письма Минфина России от 01.02.2017 N 03-04-09/5325, от 01.11.2016 N 03-04-06/64006, от 21.01.2016 N 03-04-06/2002)*(1).
Кроме того, суммы суточных, выплачиваемые сверх 2 500 рублей за каждый день нахождения в загранкомандировке, подлежат обложению страховыми взносами (п. 2 ст. 422 НК РФ). В целях исчисления страховых взносов с сумм сверхлимитных суточных пересчет в рубли суммы суточных, выплаченной работнику в иностранной валюте, по мнению Минфина России осуществляется по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату начисления указанной суммы суточных в пользу работника (п. 1 ст. 424 НК РФ, письма Минфина России от 16.03.2017 N 03-15-06/15230, от 17.03.2017 N 03-04-09/15532).
Подотчетное лицо не позднее трех рабочих дней после дня истечения срока, на который наличные деньги выдавались под отчет, или со дня выхода на работу (службу), обязано представить Авансовый отчет (ф. 0504505) с приложением к нему документов, подтверждающих произведенные расходы (п. 216 Инструкции N 157н, п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У).
Переоценка задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранной валюте производится на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат. При этом переоценка обязательства перед подотчетным лицом по утвержденному перерасходу осуществляется на дату совершения операций по его оплате и на отчетную дату (п. 215 Инструкции N 157н).
Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, могут относиться на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов - в дебет или кредит счета 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов".
В казенных учреждениях курсовые разницы могут списываться в дебет счета бюджетного учета 1 401 10 171 "Доходы от переоценки активов", в 1-17 разрядах которого указывается КИФ (4-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета). Дело в том, что курсовые разницы являются источником внутреннего финансирования дефицита бюджетов (ст.ст. 94, 95, 96 БК РФ).
Во избежание возможных злоупотреблений при существенных колебаниях курсов иностранных валют необходимо установить контроль за своевременным представлением авансового отчета командированным работником.
_________________________________
*(1) Ранее датой получения дохода признавали дату авансового отчета и именно в этот момент следовало удерживать НДФЛ и производить пересчет сумм дохода в иностранной валюте в рубли (п. 5 ст. 210 НК РФ, см. также письма Минфина России от 24.04.2015 N 03-04-08/23689, ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5737).
Тема
Учет расчетов по загранкомандировкам (для госсектора)
См. также
Пример. Учет расчетов по загранкомандировке при выдаче аванса в иностранной валюте (для госсектора)
Учет расчетов по загранкомандировкам при выдаче аванса в российских рублях (для госсектора)
Расчеты с подотчетными лицами. Счет 208 00 (для госсектора)
Валютные операции (для госсектора)
Купля-продажа иностранной валюты
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на май 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" использованы авторские материалы, предоставленные:
С. Бычковым, заместителем директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохиной, заведующей кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктором юридических наук, профессором
В. Пименовым, руководителем направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", экспертом Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюком, государственным советником РФ 3 класса
А. Шершневой, советником государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левиной, советником государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитором
А. Кузьминой, кандидатом юридических наук
Д. Жуковским, начальником отдела автоматизации бюджетного учета (программные продукты фирмы "1С")
Ю. Кошелевой, специалистом по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера":
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности