План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения
Одним из важнейших документов в деятельности бюджетных и автономных учреждений является План финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД). Общие требования к порядку составления и утверждения которого определены приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования).
Этот документ составляется не только государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, но и их обособленными (структурными) подразделениями без прав юридического лица, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского учета (п. 2 Требований).
Согласно пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" порядок формирования и утверждения Плана ФХД определяется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции учредителя учреждения (далее - учредитель)*(1), в соответствии с Требованиями.
При этом учредитель вправе установить особенности составления и утверждения Плана ФХД для отдельных учреждений. Например, предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана, в том числе:
- дополнить план показателями результативности и эффективности деятельности учреждения;
- предусмотреть формирование плана в разрезе видов деятельности (финансового обеспечения) как в части поступлений, так и в части выплат (п.п. 10 и 12 Требований, письмо Минфина России от 01.10.2013 N 02-15-11/40614);
- уточнить показатели по поступлениям и выплатам учреждения;
- установить формирование плановых поступлений в разрезе соответствующих им плановых выплат (письмо Минфина России от 09.07.2012 N 02-13-06/2599);
- дополнить табличную часть Плана ФХД иными строками в целях детализации показателей сумм поступлений (в том числе субсидии на госзадание) и выплат в разрезе обособленных подразделений (письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-01-10/23398).
Законодательством РФ не установлено требование, согласно которому показатели по выплатам, отраженные в Плане ФХД учреждения, должны соответствовать по объему и назначению нормативных затрат, использованных при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (см., в частности, п. 12 Требований, п. 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
В соответствии с п.п. 9 и 17 Требований План ФХД составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого план при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение учредителю либо утверждается учреждением.
План ФХД составляется:
- на финансовый год, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
- на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Учредитель вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана ФХД, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно) (п. 3 Требований).
Начиная с 2017 года (планового периода 2018 и 2019 годов) формирование Планов ФХД будет осуществляться с учетом положений приказа Минфина России N 142н от 29.08.2016 "О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н" (далее - Приказ N 142н).
Одним из основных новшеств, установленных Приказом N 142н, является обязательное приложение к представляемому на утверждение проекту плана обоснований (расчетов) плановых показателей по выплатам, использованных при формировании Плана ФХД (справочная информация к Плану ФХД). Приведены рекомендуемые формы расчетов (обоснований) плановых показателей. При этом учреждение вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей, в том числе с добавлением новых граф и строк.
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам за счет субсидий осуществляются с учетом затрат, применяемых при обосновании бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в целях формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги (п. 11 Требований).
В целях обеспечения открытости и доступности План ФХД подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru). Для этого государственные и муниципальные учреждения предоставляют соответствующую информацию в Федеральное казначейство в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н (пп. 6 п. 3.3 и п. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ) с учетом Требований (утв. Федеральным казначейством 26 декабря 2016 г.).
Требование об обязательном размещении информации распространяется и на обособленные подразделения учреждений, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, которым доводятся государственные (муниципальные) задания (п.п. 6, 15.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н; п. 2 Требований; письма Минфина России от 14.08.2014 N 21-03-04/40684,от 09.12.2014 N 12-08-05/63207). При этом об остальных обособленных подразделениях может размещаться только общая информация.
В течение финансового года по решению руководителя учреждения (подразделения) в План ФХД могут вноситься изменения. При этом составляется новый план, показатели которого согласно положениям п. 19 Требований не должны вступать в противоречие:
- с показателями кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в план;
- с показателями планов закупок.
______________________________
*(1) См., например:
- Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, утв. приказом Минобрнауки России от 16.06.2016 N 717;
- Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных бюджетных учреждений, утв. приказом Министерства культуры РФ от 18.05.2016 N 1099;
- Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утв. приказом Минсельхоза России от 29.07.2014 N 296;
- Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации
(утв. приказом Минздрава России от 09.12.2016 N 951н).
Тема
Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений
См. также
Требования к составлению Плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения
Утверждение Плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения
Внесение изменений в План ФХД бюджетного (автономного) учреждения
Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737)
Совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности