Возмещение сотрудниками госучреждения стоимости телефонных переговоров неслужебного характера
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
Обязанностью абонента при исполнении договора на оказание услуг связи является оплата оказанных ему услуг телефонной связи в полном объеме и в определенные в нем сроки вне зависимости от того, какой характер носили телефонные переговоры, произведенные сотрудниками со служебного телефона (п. 25 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342).
Для государственного (муниципального) учреждения экономически обоснованными являются только расходы на оплату телефонных переговоров, носящих служебный характер.
Рекомендации или требования о разработке в государственных (муниципальных) учреждениях локальных актов, направленных на усиление контроля за расходованием средств на оплату услуг связи, а также оптимизацию этих расходов, могут быть предусмотрены:
- для казенных учреждений - правовыми актами, изданными главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств;
- для бюджетных и автономных учреждений - правовыми актами, изданными органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.
В случае отсутствия подобных рекомендаций (требований) для контроля за расходованием средств на оплату услуг связи и оптимизации таких расходов учреждение самостоятельно может разработать правила использования служебных телефонов, в которых может быть предусмотрен:
1) запрет на использование служебных телефонов в личных целях;
2) порядок возмещения расходов на оплату личных звонков, если они по каким-либо причинам имели место;
3) порядок определения или размер лимитов на оплату услуг связи.
Как правило, в своей деятельности учреждения используют различные виды связи, в том числе сотовую. В настоящее время не существует какого-либо единого нормативного правового акта, определяющего размер лимитов на оплату услуг сотовой связи, которые должны применяться госучреждениями, или же порядок определения (расчета) таких лимитов.
При разработке локальных актов, позволяющих обеспечить эффективное и рациональное расходование средств на оплату телефонных переговоров, учреждению целесообразно предусмотреть следующие инструменты обеспечения эффективности расходов:
1) обоснование выбора применяемых тарифов и способов оплаты за оказанные услуги на стадии заключения договора, предметом которого является оказание услуг стационарной связи, в целях оптимизации процедур контроля за расходованием средств на оплату таких услуг (например, при отсутствии возможности контроля за использованием стационарного служебного телефона в служебных помещениях, доступ в которые сотрудникам не ограничен, целесообразно рассмотреть возможность применения безлимитного тарифа на услуги местной связи и исключения возможности использования междугородной и международной связи);
2) ограничение круга лиц, имеющих право пользоваться услугами междугородной и международной связи по стационарным телефонам, а также услугами сотовой связи - утверждение соответствующего перечня (как правило, в соответствии с занимаемыми должностями);
3) установление лимитов пользования сотовой связью (например в рублях на месяц и без права переноса остатка неиспользованного лимита на следующий период);
4) определение способов контроля за соблюдением лимитов на использование сотовой связи, порядка компенсации расходов учреждения, связанных с оплатой сверхлимитных телефонных переговоров, а также компенсации расходов учреждения в случае выявления фактов использования служебных телефонов в личных целях;
5) определение способов контроля за служебным характером телефонных переговоров (письменное подтверждение лицами, использующими служебные сотовые телефоны, служебного характера их использования, а также письменное подтверждение служебного характера телефонных переговоров при использовании междугородной и международной связи по стационарным служебным телефонам; периодический анализ служебного характера переговоров на основании данных, предоставляемых оператором связи и т.п.).
Поведение сотрудника учреждения при использовании служебного телефона может быть признано неправомерным в случае, если пользование услугами связи в личных целях запрещено локальными актами учреждения, и это требование доведено до сотрудника под роспись. Стоимость услуг связи в этом случае может быть признана прямым действительным ущербом работодателя (часть вторая ст. 238 ТК РФ), который должен быть возмещен (часть первая ст. 233 ТК РФ). Механизм возмещения такого ущерба предусмотрен ст. 248 ТК РФ в случае отказа работником компенсировать расходы в добровольном порядке*(1).
______________________________
*(1) См. например:
- Решение Купинского районного суда Новосибирской области от 13.02.2012 по делу N 2-135;
- Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18.11.2011 N 33-35897/2011;
- Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 21.09.2010 по делу N 33-29436.
Тема
Организация бухгалтерского учета (для госсектора)
См. также
Возмещение сотрудниками казенного учреждения стоимости телефонных переговоров неслужебного характера
Удержания для погашения задолженности работодателю
Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)
Формы документов
Положение о мобильной (сотовой) связи в организации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности