Контроль органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя
Согласно п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) и ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) контроль за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений на федеральном уровне осуществляется федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей этих учреждений.
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований порядок контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений определяется соответственно:
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ*(1);
- местной администрацией муниципального образования*(2).
Контрольные функции могут быть возложены на специальные контрольно-ревизионные органы, создаваемые в рамках ведомства, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Кроме того, полномочия по контролю за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений могут выполнять иные органы власти (местного самоуправления) в рамках своих полномочий (например, в муниципальных образованиях большая часть контрольных функций может быть передана контрольно-ревизионному органу, созданному местной администрацией, или же отдельным должностным лицам местной администрации).
Правовые акты, принимаемые уполномоченными органами в целях реализации положений п. 5.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ и ч. 3.23 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, как правило, определяют порядок проведения контрольных мероприятий по следующим направлениям:
1) соответствие деятельности учреждения целям создания и видам деятельности, предусмотренным его учредительными документами;
2) выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе*(3):
- контроль за выполнением требований по составу, качеству и объему (содержанию) предоставляемых услуг (выполняемых работ);
- контроль условий, порядка и результатов оказания услуг (выполнения работ);
3) результаты деятельности казенного учреждения и качество предоставляемых им услуг (выполняемых работ, исполняемых функций) (если для казенного учреждения не сформировано государственное (муниципальное) задание);
4) соблюдение порядка осуществления приносящей доход деятельности, в том числе соблюдение порядка установления и применения цен (тарифов) на оказываемые услуги (выполняемые работы);
5) выполнение бюджетными и автономными учреждениями Плана ФХД, исполнение казенными учреждениями бюджетной сметы;
6) соблюдение бюджетными и автономными учреждениями порядка совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, соблюдение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений;
7) эффективность использования денежных средств и иных материальных ресурсов;
8) обеспечение открытости и доступности сведений о деятельности учреждения, а также доступности, в том числе информационной, оказываемых услуг (исполняемых функций).
Кроме того, указанные выше правовые акты могут определять порядок осуществления контрольных мероприятий по проверке целевого использования и сохранности государственного (муниципального) имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления.
Положения документов, принимаемых в целях реализации п. 5.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ и ч. 3.23 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, не применяются при осуществлении:
- государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого в соответствии с требованиями бюджетного законодательства
- контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- контроля за соблюдением трудового законодательства;
- государственного контроля (надзора), процедура осуществления которого урегулирована Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Контрольные мероприятия, проводимые в подведомственных государственных (муниципальных) учреждениях, органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, направлены, в частности, на достижение следующих целей:
1) оценка результатов деятельности учреждений;
2) выявление обстоятельств, обусловивших неэффективное расходование денежных средств и иных материальных ресурсов, нарушение требований действующего законодательства;
3) выявление отклонений плановых показателей деятельности учреждений от фактических, анализ причин таких отклонений;
4) выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности проверяемых учреждений, а также анализ применения аналогичных рекомендаций, которые доводились до учреждений в ходе прошедших ранее контрольных мероприятий;
5) формирование информационной базы в целях оптимизации расходования бюджетных средств.
Контроль органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, которые подразделяются на документарные (камеральные) и выездные.
Специалисты финансового ведомства подчеркивают, что помимо мероприятий последующего контроля органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, вправе предусматривать мероприятия предварительного контроля за выполнением государственного (муниципального) задания, в том числе путем истребования соответствующей отчетности и анализа ее показателей (письмо Минфина России от 24.04.2013 N 02-13-09/14197). Такие мероприятия позволяют своевременно получать информацию о фактических отклонениях выполнения государственного (муниципального) задания и принимать, в случае необходимости, соответствующие меры к руководителю учреждения за невыполнение задания, корректировать показатели задания.
______________________________
*(1) См., например:
- постановление Правительства Красноярского края от 12.12.2013 N 652-П;
- постановление Правительства Пермского края от 28.11.2011 N 954-п;
- постановление Правительства Ярославской области от 01.11.2011 N 838-п.
*(2) См., например:
- постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 27.06.2013 N 907;
- постановление администрации города Оренбурга от 29.11.2011 N 7170-п.
*(3) См. п. 48 Порядка, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.
Тема
См. также
Ведомственный внутренний финансовый контроль
Ведомственный внутренний финансовый аудит
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль
Аудит в организациях госсектора
Внутренний контроль в учреждении (для госсектора)
Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств
Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (для госсектора)
Сервис для проверки юрлиц "Экспресс Проверка"
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.