Учет операций по реализации металлолома (для госсектора)
Оприходование материальных запасов, поступающих в связи с ликвидацией объекта имущества, может отражаться с использованием корреспонденции (абзац одиннадцатый п. 34 Инструкций NN 174н, 183н; абзац шестой п. 23 Инструкции N 162н):
В казенном учреждении |
В бюджетном (автономном) учреждении*(1) |
Документы |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
КРБ 1 105 36 340 |
КДБ 1 401 10 172 |
2 105 36 340 (2 105 36 000) |
2 401 10 172 |
Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) Акты о списании имущества (ф.ф. 0504104, 0504105, 0504143) |
Этой же проводкой отражается и поступление в учреждение после первичной разборки (демонтажа) списанного имущества:
- металлолома различной степени засоренности;
- объектов материальных запасов, содержащих наряду с металлами иные материалы, например пластмассы или дерево.
При отсутствии весового оборудования количество (вес) приходуемых материальных запасов (металлолома) может определяться расчетным путем.
Фактическая стоимость материальных запасов (металлолома), остающихся в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, в соответствии с положениями п. 106 Инструкции N 157н определяется исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, стоимости доставки. При этом текущая оценочная стоимость должна определяться в порядке, установленном п. 25 Инструкции N 157н: под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету. Ее определение производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных Актами о списании имущества, или же оплатой демонтажных работ, как правило, в фактическую стоимость вновь принимаемых к учету материальных запасов не включаются и списываются в дебет счетов 0 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта". Если такие расходы будут связаны с дальнейшей реализацией объектов нефинансовых активов, полученных при списании имущества, то на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) они могут быть отнесены на уменьшение финансового результата учреждения от операций с активами - в дебет счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (абзац четвертый п. 152 Инструкции N 174н, абз. четвертый п. 180 Инструкции N 183н, абз. восьмой п. 120 Инструкции N 162н).
Поступление материальных запасов по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ отражается в учете с использованием счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" (абз. двенадцатый п. 34 Инструкций NN 174н, 183н; абзац седьмой п. 23 Инструкции N 162н).
Передача металлолома различной степени засоренности специализированной организации в рамках договора по его реализации отражается бухгалтерской проводкой (абз. пятый п. 37 Инструкций NN 174н, 183н; корреспонденция 55.3 в разделе "Корреспонденция счетов бюджетного учета в учреждении" Приложения N 1 к Инструкции N 162н):
В казенном учреждении |
В бюджетном (автономном) учреждении*(1) |
Документы |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
КДБ 1 401 10 172 |
КРБ 1 105 36 440 |
2 401 10 172 |
2 105 36 440 (2 105 36 000) |
Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону |
Передачу материальных ценностей, требующих предварительной разборки (разделки), целесообразно отражать путем внутреннего перемещения между соответствующим аналитическими счетами счета 0 105 00 000 (например, между аналитическим счетом "Материалы на складе" и "Материалы, переданные в переработку").
Аналогичным образом может отражаться передача для разборки, извлечения металлолома объектов, выбывших из эксплуатации и учтенных на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение".
Доходы учреждения (бюджета) отражаются в момент возникновения требований к специализированной организации согласно положениям договора на реализацию металлолома (п. 220 Инструкции N 157н).
Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности (п. 6 Правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 11.05.2001 NN 369, 370, далее - Правила NN 369, 370). При этом согласно п. 10 Правил N 369 и п. 11 Правил N 370 лицу, сдающему металлолом, выдается экземпляр Приемосдаточного акта (Приложение N 1 к Правилам NN 369, 370). В данном акте содержится вся информация, необходимая для отражения в учете начисления доходов: вес нетто, цена (с учетом засоренности металлолома), а также сумма, которую должна уплатить специализированная организация. Начисление доходов от реализации металлолома согласно учетной политике организации может отражаться бухгалтерской записью:
В казенном учреждении |
В бюджетном (автономном) учреждении*(1) |
Документы |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
КДБ 1 209 74 560 |
КДБ 1 401 10 172 |
2 209 74 560 (2 209 74 000) |
2 401 10 172 |
Бухгалтерская справка (ф. 0504833) Приемосдаточный акт Договор |
В силу различных обстоятельств цена, по которой фактически реализуется металлолом, может существенно отличаться от той оценочной стоимости, по которой он был оприходован. Однако применяемые в настоящее время стандарты бухгалтерского учета не требуют в таких случаях корректировать стоимость металлолома. Соответственно, реализация металлолома осуществляется по цене, зафиксированной в договоре купли-продажи, а его списание - по той стоимости, по которой он был принят к учету. Разница между фактической стоимостью лома и ценой реализации формирует финансовый результат учреждения от данной операции.
А вот организация количественного учета каких-либо материальных запасов согласно расчетным, а не фактическим данным Инструкцией N 157н не предусмотрена. В этой связи в учреждении может быть принято решение об исправлении первоначальных учетных данных о массе принятого к учету металлолома согласно данным по графе "Вес нетто" Приемосдаточного акта.
Специализированной организации может передаваться не металлолом, а списанные объекты имущества (их части), содержащие наряду с металлами иные материалы. В таких ситуациях эти организации сначала извлекают металлолом различной степени засоренности из полученных объектов, а затем приобретают его согласно результатам взвешивания. Соответственно, после выполнения работ по разборке стоимость переданных контрагенту объектов имущества (их частей) списывается с учета учреждения с одновременным оприходованием извлеченного металлолома (на основании Приемосдаточного акта по цене реализации).
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступления, выбытия объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Темы
Реализация металлолома (для госсектора)
Учет расчетов по реализации нефинансовых активов (для госсектора)
См. также
Пример. Учет операций по реализации металлолома (для госсектора)
Поступление материальных запасов по результатам ремонта или списания (для госсектора)
Налогообложение операций по реализации металлолома в организациях госсектора
Формы документов
Пример заполнения Акта о списании транспортного средства (ф. 0504105)
Пример заполнения Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)
Еще...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.