Подготовка к составлению годовой отчетности бюджетных (автономных) учреждений
Подготовка к составлению годовой отчетности включает в себя ряд мероприятий, в том числе:
1) проведение различных сверок:
- по расчетам с дебиторами и кредиторами (в частности, по расчетам с учредителем, по расчетам с бюджетом);
- по консолидируемым расчетам (в целях составления Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725));
- данных бухгалтерского учета об остатках и оборотах по лицевым и банковским счетам с информацией, содержащейся в выписках казначейских органов и кредитных организаций;
- данных синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета;
2) проведение инвентаризации имущества и обязательств;
3) отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете (в случае выявления расхождений между фактическим наличием активов и данными бухгалтерского учета);
4) переоценка активов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете;
5) анализ учетной политики и иных локальных актов учреждения на предмет соответствия требованиям законодательства РФ;
6) контроль полноты и правильности отражения в учете хозяйственных операций, начисления доходов и расходов учреждения;
7) заключение счетов отчетного финансового года;
8) перенос остатков по счетам санкционирования расходов в соответствии с п. 312 Инструкции N 157н.
Активы и обязательства учреждения подлежат инвентаризации в силу ст. 11 Закона N 402-ФЗ, однако согласно п. 3 данной статьи случаи сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно и предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Перечень случаев, при наступлении которых для организации госсектора проведение инвентаризации является обязательным, а также порядок отражения в бухгалтерской отчетности результатов инвентаризации, установлен п. 20 Инструкции N 157н.
Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является неотъемлемой процедурой внутреннего контроля, организация которого является обязанностью экономического субъекта в соответствии со ст. 19 Федерального закона N 402-ФЗ.
Обязательность проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности предусмотрена п. 9 Инструкции N 33н, согласно которому данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств в порядке, им установленном в рамках формирования учетной политики. Инвентаризация проводится с учетом Порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения, установленного Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 N 49, далее - Методические указания (п. 20 Инструкции N 157н). Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской отчетности независимо от сроков окончания процедуры их оформления.
Операции по переоценке нефинансовых активов учреждения относятся к операциям, отражаемых в межотчетный период и приводящих к изменению валюты баланса учреждения. Проверке корректности отражения в учете операций межотчетного периода перед составлением годовой бухгалтерской отчетности следует уделить особое внимание, так как положениями Инструкции N 33н отражение указанных операций в промежуточной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений не предусмотрено.
Основой промежуточной (квартальной, полугодовой) отчетности является Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма по ОКУД 0503737), отражающий результат кассового исполнения плановых назначений. Финансовый результат деятельности учреждения в промежуточной отчетности не определяется. Поэтому перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо уделить особое внимание контролю полноты и правильности отражения в учете начисления доходов и расходов учреждения.
При завершении финансового года в бюджетных (автономных) учреждениях подлежат закрытию следующие счета.
1. Счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (в части сумм завершенных в финансовом году расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов и обязательств) (п.п. 144, 156 Инструкции N 174н, п.п. 172, 184 Инструкции N 183н).
2. Счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (например, суммы, учтенные на счете 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" при отражении перевода нефинансовых активов с одного вида финобеспечения на другой, могут списываться на финансовый результат прошлых отчетных периодов в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов", абз. 6 п. 156 Инструкции N 174н, абз. 6 п. 184 Инструкции N 183н, смотрите также письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-114, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).
Незавершенные расчеты по счету 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами", в т.ч. незавершенные расчеты по внутренним заимствованиям средств между видами финобеспечения, подлежат отражению в строке 536 Баланса (ф. 0503730) (см. п. 4.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919, п. 4.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, п. 4.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).
3. Счет 401 10 "Доходы текущего финансового года" и счет 401 20 "Расходы текущего финансового года". Суммы начисленных доходов (кредит счета 401 10) и признанных расходов (дебет счета 401 20), закрываются в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п.п. 297, 300 Инструкции N 157н).
По завершению финансового года в учреждении также необходимо закрыть обороты по забалансовым счетам 17 и 18 путем свертывания по соответствующим кодам бюджетной классификации. Показатели (остатки) счетов 17 и 18 на следующий финансовый год не переносятся.
Перенос показателей по счетам санкционирования расходов экономического субъекта, включая показатели (остатки) принятых и неисполненных обязательств предыдущего финансового года (п. 312 Инструкции N 157н), осуществляется в первый рабочий день текущего года (на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833)).
Тема
Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений
См. также
Инвентаризация активов и обязательств (для госсектора)
Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета (для госсектора)
События после отчетной даты в учете и отчетности (для госсектора)
Резерв под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы (для госсектора)
Переоценка стоимости нефинансовых активов (для госсектора)
Отражение операций межотчетного периода в учете и отчетности (для госсектора)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.