Предоставление бюджетными (автономными) учреждениями займов (кредитов)
В настоящее время законодательство не содержит прямого запрета на предоставление займов (кредитов) бюджетными и автономными учреждениями. Тем не менее, в отношении этих сделок имеется ряд ограничений.
Кредит
В соответствии со ст. 819 ГК РФ предоставление денежных средств (кредита) заемщику по кредитному договору могут осуществлять только банки и иные кредитные организации. Под кредитными организациями в силу ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" понимаются юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим Законом. Кредитные организации образуются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества.
Государственные (муниципальные) учреждения не являются хозяйственными обществами (коммерческими организациями), они имеют иную организационно-правовую форму юридического лица - некоммерческой организации - учреждения (п.п. 2, 3 ст. 50, ст. 66, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Следовательно, они не могут получить лицензию кредитной организации и предоставлять кредиты.
Заем
Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Имуществом, в том числе денежными средствами, находящимся на праве оперативного управления, бюджетные (автономные) учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено действующим законодательством. Исключение составляет особо ценное движимое и недвижимое имущество, которым учреждение в ряде случаев вправе распоряжаться только с согласия учредителя (ст. 298 ГК РФ; п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).
Если сделка по предоставлению займа в соответствии с положениями п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ или ст. 14 Закона N 174-ФЗ будет квалифицироваться как крупная сделка, на нее потребуется предварительное согласие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (одобрение наблюдательного совета автономного учреждения).
Если в совершении сделки имеется заинтересованность, согласно ч.ч. 1-2 ст. 17 Закона N 174-ФЗ, п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ она может быть совершена:
- бюджетным учреждением - с одобрения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- автономным учреждением - с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, либо учредителя автономного учреждения (если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство).
Предоставление займов осуществляется учреждениями в рамках приносящей доход деятельности за счет средств, поступивших в связи с осуществлением такой деятельности, а также за счет экономии субсидии на выполнение госзадания прошлых лет. Кроме того, в целях предоставления займов возможно временное привлечение средств субсидии на выполнение госзадания текущего года с последующим восстановлением расходов. Все доходы, полученные в связи с предоставлением займов, остаются в самостоятельном распоряжении учреждения и расходуются в соответствии с утвержденным Планом ФХД.
Следует учитывать, что приносящие доход виды деятельности бюджетные (автономные) учреждения вправе осуществлять, если они указаны в его учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
В отношении бюджетных учреждений законодательство не содержит прямого запрета на предоставление займов. Вместе с тем, по мнению специалистов Минфина России, осуществление бюджетным учреждением деятельности, связанной с предоставлением средств по договору займа, не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение (письмо Минфина России от 26.11.2013 N 02-01-007/51169). Учитывая это, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в Плане ФХД, ответственность за нарушение законодательства РФ несет руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия его учредителя.
Минфином России подготовлены поправки в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, дополняющие ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы) (письмо от 26.11.2013 N 02-01-007/51169; раздел 8 Рекомендаций от 22.10.2013).
Поскольку передача денежных средств в собственность другому лицу с условием возврата и уплаты процентов возможна как по кредитному договору, урегулированному параграфом 2 главы 42 ГК РФ, так и по договору займа, урегулированному параграфом 1 той же главы, не предусматривающему каких-либо требований к сторонам такого договора, на практике существует проблема разграничения этих двух видов договоров. Поэтому нельзя исключать того, что деятельность учреждения по выдаче займов, носящая систематический характер, тем более, если это учреждение само привлекает займы, может быть квалифицирована как кредитная деятельность, осуществляемая без получения соответствующей лицензии, или как микрофинансовая деятельность (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 23.07.2002 N Ф03-А51/02-1/1476, ФАС Уральского округа от 04.08.2003 N Ф09-2036/03ГК).
Микрофинансовая деятельность
В соответствии с п.п. 1, 2.1, 2.2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) микрофинансовая деятельность представляет собой деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации (микрофинансовой компании или микрокредитной компании), а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование). При этом микрозаймом признается заем, сумм которого ограничена установленным Законом N 151-ФЗ предельным размером обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ). Так, если заемщиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, микрозаем или несколько микрозаймов могут быть выданы ему при условии, что сумма основного долга такого заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозайма не превысит трех миллионов рублей (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ). Для заемщиков - физических лиц сумма основного долга по всем выданным микрозаймам не должна превысить один миллион рублей (если займодавцем является микрофинансовая компания) или пятисот тысяч рублей (если займодавцем является микрокредитная компания) (п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
До 29.03.2016 (даты вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ (далее - Закон N 407-ФЗ), который внес ряд изменений в Закон N 151-ФЗ) перечень организационно-правовых форм, в которых могло быть создано юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность, включал в себя в том числе учреждение, за исключением казенного (ч. 1 ст. 5 Закона N 151-ФЗ в редакции, действовавшей до 29.03.2016). С указанной даты закон предусматривает возможность приобретения статуса микрофинансовой организации только фондами, автономными некоммерческими организациями, хозяйственными товариществами и обществами (ч. 3 ст. 5 Закона N 151-ФЗ в редакции Закона N 407-ФЗ).
Таким образом, в настоящее время бюджетное или автономное учреждение не может стать микрофинансовой организацией и, соответственно, выдавать микрозаймы (для казенных учреждений такой запрет был установлен изначально). Однако в действующей редакции Закона N 151-ФЗ и в Законе N 407-ФЗ отсутствует указание на то, что учреждение, которое приобрело право осуществления микрофинансовой деятельности до 29.03.2016, лишается статуса микрофинансовой организации. Поэтому бюджетное или автономное учреждение, сведения о котором были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций до вступления в силу Закона N 407-ФЗ, не утрачивает право осуществления микрофинансовой деятельности, если сведения о нем не будут исключены из этого реестра по основаниям, предусмотренным законом (ч. 1.1 ст. 7 Закона N 151-ФЗ, ч. 4 ст. 5 Закона N 407-ФЗ). В связи с этим необходимо учитывать, что такие учреждения с 29.03.2016 автоматически приобретают статус микрокредитных компаний и в течение одного года со дня вступления в силу Закона N 407-ФЗ обязаны включить словосочетание "микрокредитная компания" в свое наименование (ч. 16 ст. 5 Закона N 151-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона N 407-ФЗ). Вопрос о возможности изменения такой микрокредитной компанией вида микрофинансовой организации, то есть приобретения прав и обязанностей микрофинансовой компании (ч. 8 ст. 5 Закона N 151-ФЗ) остается открытым, но представляется, что формально любое лицо, приобретшее статус микрофинансовой организации, не лишено права изменить вид такой организации при соблюдении установленных требований (см. ч.ч. 5, 7, 9 ст. 5 Закона N 151-ФЗ).
Что касается возможности осуществления бюджетными и автономными учреждениями микрофинансовой деятельности, необходимо также обратить внимание на следующее.
В отношении бюджетных учреждений выше отмечалось, что прямой запрет на предоставление займов действующее законодательство не содержит, но имеется позиция Минфина России о несоответствии этой деятельности целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Поэтому микрофинансовая деятельность бюджетного учреждения с большой вероятностью может признаваться несоответствующей целям создания учреждения.
В отношении автономных учреждений следует учитывать, что как любая некоммерческая организация, оно обладает специальной правоспособностью, то есть может осуществлять только те виды деятельности, которые непосредственно направлены на достижение целей, для которых оно создано, или способствующие достижению этих целей (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50 ГК РФ, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Автономное учреждение может создаваться только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами и вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (ч. 1 ст. 2, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
При этом ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ установлено, что требования ч.ч. 14 и 14.1 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ о смене типа автономных учреждений, созданных для осуществления видов деятельности, не указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, на бюджетные учреждения, не распространяются на микрофинансовые организации, созданные до 1 января 2011 года в форме автономных учреждений. Такие организации вправе осуществлять свою деятельность в форме автономных учреждений.
Следовательно, автономное учреждение вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, если оно создано для осуществления этой деятельности до 1 января 2011 года, либо если микрофинансовая деятельность способствует достижению целей, на которые направлена основная деятельность автономного учреждения, такая деятельность указана в его уставе и учреждение зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций до вступления в силу Закона N 407-ФЗ.
Тема
Получение и выдача кредитов (займов) госучреждениями
Cм. также
Согласование сделок с использованием отдельных видов имущества госучреждений
Сделки с заинтересованностью в госучреждениях
Расчеты по кредитам, займам (ссудам). Счет 207 00 (для госсектора)
Налогообложение при займе. Учет у заимодавца
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.