Гражданско-правовые договоры в организациях государственного сектора. Общие положения
Закон устанавливает ряд требований к порядку заключения гражданско-правовых договоров организациями государственного сектора исходя из принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 28 БК РФ). Так, например, казенные учреждения вправе в качестве заказчиков заключать гражданско-правовые договоры (контракты) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг только с использованием процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Тот же порядок по общему правилу распространяется и на бюджетные учреждения. При наличии определенных условий бюджетные учреждения при закупке товаров, работ и услуг вправе руководствоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ)*(1). С 01 января 2014 года автономные учреждения при закупке товаров, работ и услуг также руководствуются положениями Закона N 223-ФЗ (если более ранний срок начала применения норм этого федерального закона не был установлен для муниципальных учреждений актами представительного органа соответствующего муниципального образования - ч. 8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
По общему правилу автономные учреждения вправе сдавать в аренду, передавать в безвозмездное пользование, заключать иные договоры, которые предусматривают переход прав владения и (или) пользования закрепленным за ними на праве оперативного управления государственным или муниципальным недвижимым имуществом, только по результатам конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. То же касается договоров, заключаемых государственными или муниципальными бюджетными и казенными учреждениями в отношении имущества (не только недвижимого), которое принадлежит им на праве оперативного управления (ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Закон о защите конкуренции).
Как правило, учреждения и их контрагенты определяют условия соответствующих договоров по своему усмотрению, руководствуясь принципом свободы договора, который предполагает наличие у сторон права устанавливать любые условия договора, не противоречащие законодательству (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ). Однако для некоторых договоров, заключаемых учреждениями, законодательство устанавливает ряд требований к их содержанию. Приведем примеры. Так, в контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, заказчиком по которому является казенное или бюджетное учреждение, включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных таким контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. А договоры лизинга, лизингополучателями по которым являются государственные и муниципальные учреждения, помимо существенных условий, которые являются общими для договоров этого вида (в частности, о предмете договора - п. 3 ст. 15 Закона о лизинге), должны содержать условия, перечисленные в п.п. 1 - 3 ст. 9.1 Закона о лизинге (правила этой статьи применяются к договорам лизинга, заключенным после 11.01.2015, см. ст. 4 Федерального закона от 31.12.2014 N 512-ФЗ).
Договор по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды или иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, заключается на условиях, указанных в конкурсной документации или в документации об аукционе, которая предусматривает, в частности, невозможность пересмотра сторонами цены договора в сторону уменьшения (пп. 3 п. 40, пп. 3 п. 114, п.п. 98, 150 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67).
______________________________
*(1) Бюджетное учреждение вправе в этих случаях руководствоваться нормами Закона N 223-ФЗ, если оно утвердило положение о закупке и при наличии одного из условий, предусмотренных п.п. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, а именно:
- товары (работы, услуг) закупаются за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами либо международными организациями, получившими такое право, или за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
- закупка осуществляется за счет средств, полученных учреждением при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию); при этом под средствами, полученными от осуществления иной приносящей доход деятельности, понимаются любые средства, полученные бюджетным учреждением, за исключением грантов, средств, полученных в качестве оплаты исполнения контракта, средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ (письмо Минэкономразвития России от 11.09.2013 N Д28и-1044);
- бюджетное учреждение, будучи исполнителем по контракту, привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения.
Темы
Договоры и иные сделки в организациях госсектора
Гражданско-правовой договор. Общие положения
См. также
Одобрение сделок, совершаемых госучреждениями
Форма контрактов (договоров), заключаемых госучреждениями
Сроки контрактов (договоров), заключаемых госучреждениями
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.