Списание задолженности, учитываемой на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов"
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают единый порядок списания задолженности с забалансового счета 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Из ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 6 Инструкции N 157н следует, что к компетенции госучреждения относится определение в рамках своей учетной политики порядка списания такой задолженности ввиду невозможности ее востребования. Следовательно, как и в случае списания с балансовых счетов бухгалтерского учета нереальной ко взысканию задолженности на забалансовый счет, порядок списания с забалансового счета 04 должен утверждаться в качестве элемента учетной политики госучреждений.
Полномочиями по списанию наделена Комиссия по поступлению и выбытию активов (абзац 3 п. 339 Инструкции N 157н).
Критерии списания - ни при каких обстоятельствах не удастся возобновить процедуру взыскания задолженности. Дело в том, что главной целью забалансового учета списанной дебиторской задолженности является наблюдение за возможностью ее взыскания, в частности, в случае изменения имущественного положения должников (п. 339 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776).
Основанием для списания сумм с забалансового счета 04 согласно п. 339 Инструкции N 157н являются:
- смерть (ликвидация) дебитора (при наличии соответствующих документов);
- завершение срока возможного возобновления процедуры взыскания;
- признание задолженности безнадежной по иным основаниям, предусмотренным законодательством;
- поступление средств в погашение задолженности или исполнение (прекращение) задолженности иным способом;
- возобновление процедуры взыскания задолженности (возобновления учета задолженности на балансе).
Для администраторов доходов бюджетов теперь определен закрытый перечень оснований для признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию (см. п.п. 1 и 2 новой ст. 47.2 БК РФ с учетом положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ). Порядок, предусмотренный ст. 47.2 БК РФ, распространяется на административные штрафы и штрафы (пени) за несвоевременный возврат бюджетных кредитов. При принятии соответствующих решений необходимо руководствоваться порядком, который будет разработан каждым главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393.
Порядок признания задолженности перед бюджетом безнадежной к взысканию, установленный ст. 47.2 БК РФ, не распространяется на обязательства по налогам, сборам и страховым взносам, а также на платежи, установленные таможенным законодательством. Кроме того, он не применяется в целях признания безнадежной к взысканию задолженности по бюджетным кредитам (письмо Минфина России от 15.04.2016 N 02-08-11/21983).
Бюджетные и автономные учреждения при разработке локального акта, определяющего порядок списания дебиторской задолженности с забалансового учета, могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ (прежде всего в части оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию).
Документальное оформление операций по списанию задолженности с забалансового счета 04 может осуществляться в порядке, аналогичном оформлению списания дебиторской задолженности с балансового учета.
Сами по себе действия по списанию дебиторской задолженности с забалансового учета не направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соответственно, такие действия не подлежат согласованию бюджетными и автономными учреждениями в порядке, предусмотренном для согласования крупных сделок и сделок с заинтересованностью (ст. 153 ГК РФ, п. 13 ст. 9.2, ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).
Действующее законодательство (в т.ч. ст. 160.1 БК РФ) не устанавливает единого для всех организаций госсектора требования об обязательном согласовании решений о списании задолженности с забалансового счета 04 с финансовым органом или органом - учредителем.
Как уже было указано выше, главной целью забалансового учета списанной дебиторской задолженности является наблюдение за возможностью ее взыскания, в частности, в случае изменения имущественного положения должников. Соответственно, для списания суммы со счета 04 необходимо констатировать отсутствие каких-либо юридических оснований для наблюдения задолженности. Рассмотрим на примерах, как данная задача может быть реализована на практике.
__________
Пример 1
Согласно п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. Законодательством об административных правонарушениях правопреемство ответственности в отношении физических лиц не предусмотрено. Административная ответственность является персонифицированным наказанием (неразрывно связана с личностью совершившего правонарушение) и не может быть возложена на лицо, невиновное в его совершении*(1). Поэтому нет необходимости в наблюдении за задолженностью по административному штрафу в случае смерти должника.
__________
Пример 2
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства, помимо прочего, входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства обязанности. Так, например, денежное обязательство по гражданско-правовому договору будет входить в наследственную массу и смертью должника возможность его взыскания не прекращается. В этом случае задолженность подлежит наблюдению, если нет иных оснований для ее списания.
__________
Пример 3
В отношении юридических лиц при их реорганизации КоАП РФ предусматривает правопреемство административной ответственности (ст. 2.10 КоАП РФ). Поэтому задолженность реорганизованного юридического лица не списывается с балансового учета, а для изменения контрагента (на правопреемника) переносится на соответствующие аналитические счета.
__________
Пример 4
Ликвидацией юридического лица (должника или кредитора) обязательство прекращается, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ). Однако после ликвидации юридического лица возможно восстановление записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ, в случае признания недействительной записи о прекращении его деятельности*(2).
Кроме того, в силу п. 5.2 ст. 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.
Также согласно п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с его исключением из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Поэтому наблюдение задолженности ликвидированных юридических лиц имеет смысл до окончания сроков возможного возобновления процедуры ее взыскания, установленных законодательством РФ. Заключение по вопросу об окончании таких сроков в каждом конкретном случае целесообразно согласовывать с юридической службой.
__________
Как видим, при списании задолженности со счета 04 необходимо понимать, истекли ли сроки возможного возобновления процедуры взыскания задолженности (обжалования постановлений, решений) согласно действующему законодательству РФ. Необоснованное списание задолженности со счета 04 контролирующими органами может расцениваться как нарушение учреждением действующей методологии бухгалтерского (бюджетного) учета.
Особое внимание желательно уделить вопросу разграничения полномочий и ответственности между специалистами бухгалтерии и членами комиссии, уполномоченной на принятие решений о списании дебиторской задолженности. Дело в том, что вопросы определения возможности возобновления процедуры взыскания не относятся к компетенции бухгалтерии и окончательно могут быть разрешены только специалистами юридической службы. В то же время обеспечение своевременного списания такой задолженности является одной из функций бухгалтерии. Поэтому в случаях выявления задолженности, которая может быть списана с забалансового учета, ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде поставить соответствующие вопросы перед руководителем и (или) профильным структурным подразделением.
Бухгалтерская служба списывает дебиторскую задолженность на основании первичного документа - Бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно заключению профильной комиссии. Документы, подтверждающие обоснованность решения комиссии (его соответствие критериям списания задолженности, предусмотренным законодательством и локальными актами), оцениваются профильными специалистами (членами комиссии). Именно члены комиссии несут ответственность за законность этого решения.
Если описанный выше порядок организации работы по отнесению задолженности к безнадежной не соблюдается и сотрудники бухгалтерии самостоятельно определяют характер задолженности, то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.
______________________________
*(1) См. постановления Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 12.12.2013 по делу N 13-87/2013, Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 19.12.2013 по делу N 15-4/2013.
*(2) См., например, постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11; Тринадцатого ААС от 27.06.2014 N 13АП-11708/14; решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.09.2011 по делу N А10-1165/08.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности