События после отчетной даты в учете и отчетности (для госсектора)
См. Конструктор Порядка признания и отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты (онлайн-сервис)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н под событиями после отчетной даты понимаются существенные факты хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Характеристики или показатели событий после отчетной даты, а также порядок их признания и отражения в учете организаций госсектора Инструкцией N 157 не установлены. Порядок раскрытия информации об этих событиях положениями Инструкции N 33н и Инструкции N 191н также не урегулирован.
До вступления в силу соответствующего федерального стандарта, который планируется ввести в действие с 1 января 2018 года (п. 7 Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Минфина России от 10.04.2015 N 64н), порядок признания событий после отчетной даты, отражения их в учете и раскрытия информации об этих событиях в отчетности утверждается актом организации госсектора, устанавливающим учетную политику (абзацы 6, 7 п. 6 Инструкции N 157н; см. образец).
Согласно абзацу 7 п. 1 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918, в локальном стандарте желательно урегулировать, следующие вопросы:
- лицо, ответственное за принятие решения об отражении операций после отчетной даты (например, главный бухгалтер);
- перечень событий после отчетной даты, информация о которых включается в показатели отчетного периода;
- дата (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты;
- условия существенности событий (см. образец).
К событиям после отчетной даты могут быть отнесены следующие существенные факты хозяйственной жизни:
- изменение на начало нового отчетного периода (до даты представления отчетности) кадастровой стоимости земельного участка, используемого учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования и учтенного на балансе (п. 71 Инструкции N 157н, п. 2.1 Методических указаний, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918, письмо Минфина России от 13.02.2015 N 02-07-07/6783);
- определение после отчетной даты первоначальной стоимости активов, приобретенных до отчетной даты, или уточнение поступлений от продажи активов, реализованных до отчетной даты;
- оформление после отчетной даты (до даты представления отчетности) государственной регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, формирование капитальных вложений по которым завершено в отчетном периоде;
- уточнение платежей на лицевом счете, открытом в органе казначейства, в том числе платежей по доходам, в первые числа после отчетной даты (см., например, письмо Федерального казначейства от 14.01.2015 N 42-7.4-05/2.2-13);
- получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, которое по состоянию на отчетную дату было отражено в учете на основании оценочного заключения (акта);
- обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности учреждения, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период;
- объявление в установленном порядке дебитора банкротом после отчетной даты (до даты представления отчетности);
- завершение расчетов по временному привлечению средств между КФО в пределах остатка средств на лицевом счете, в кассе бюджетного или автономного учреждения.
Кроме того, факты хозяйственной жизни, которые отражаются как события после отчетной даты, указаны в Приложении к письму Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120 (далее - Письмо):
- результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженные в протоколах, актах, подписанных после отчетной даты (п. 1.1 Письма);
- изменения кадастровой стоимости земельного участка после отчетной даты, но до представления отчетности (п. 1.1.1 Письма);
- государственная регистрация права оперативного управления у принимающей стороны на объект имущества после завершения отчетного периода, но до срока представления отчетности, если на отчетную дату право оперативного управления на указанный объект прежнего балансодержателя (передающей стороны) прекращено в установленном порядке (п. 1.1.4 Письма);
- результаты годовой инвентаризации (сверки с соответствующими реестрами), указывающие на необходимость корректировки данных учета, полученные после отчетной даты, но до срока представления отчетности (п. 1.1.7 Письма);
- информация о результатах контрольного мероприятия, инициированного в отчетном периоде и завершенного после отчетной даты, но до установленного срока представления бюджетной отчетности (п. 1.9.17 Письма).
В бухгалтерском (бюджетном) учете события после отчетной даты могут отражаться записями по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета последним днем отчетного периода (отчетного года) на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением первичных или иных документов. Оформление Бухгалтерской справки (ф. 0504833) обусловлено тем, что документы, подтверждающие факт хозяйственной жизни, относятся к следующему отчетному периоду. Отчетность формируется с учетом данных событий после отчетной даты. Информация о них может дополнительно раскрываться в текстовой части пояснительной записки.
В случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности (текстовой части пояснительной записки (абзац седьмой п. 3 Инструкции N 157н, пункты 1.1.1, 1.1.7 Письма).
Однако после вступления в силу федерального стандарта "События после отчетной даты" (проект стандарта опубликован на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru), порядок признания и отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты изменится.
Согласно проекту стандарта "События после отчетной даты", исходя из даты совершения факта хозяйственной жизни, условия которого подтверждают (изменяют) события после отчетной даты, по отношению непосредственно к самой отчетной дате, события подразделяются на два типа:
События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату | События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты |
в том числе: | |
- объявление должника банкротом, если процедура банкротства начата до отчетной даты; | - изменение кадастровых оценок после отчетной даты; |
- принятие судебного акта, подтверждающего наличие актива и (или) обязательства; | - принятие решение о реорганизации или ликвидации, о котором не было известно до отчетной даты; |
- завершение процесса оформления существенных изменений сделки, начатого в отчетном периоде; | - существенное поступление или выбытие активов; |
-получение документального подтверждения суммы страхового возмещения, если страховой случай произошел в отчетном периоде; | - пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы; |
- получение информации, указывающей на обесценении активов либо на необходимость корректировки убытка от обесценения, признанного в отчетном периоде; | - публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета; |
- обнаружение после отчетной даты ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период; | - изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют; |
- иные события, подтверждающие уже существовавшие на отчетную дату условия и (или) указывающие на обстоятельства. | - изменения законодательства, заключение и прекращения действия договоров (соглашений), принятие иных решений, влияющих на величину активов, обязательств, доходов и расходов; |
- начало судебного производства, связанного с событиями после отчетной даты; | |
- иные события, свидетельствующие об условиях или подтверждающие обстоятельства, возникшие после отчетной даты. | |
Порядок отражения в бухучете: | |
Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода | Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующим за отчетным периодом |
Порядок отражение в бухотчетности: | |
Данные в отчетности отражаются с учетом уточненных данных бухгалтерского учета | Информация о событии раскрывается в Пояснениях к отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежит описание события и оценка последствие его наступления в денежном выражении. При невозможности оценки в денежном выражении, в Пояснениях раскрывается факт и причины этого |
Тема
Организация бухгалтерского учета (для госсектора)
См. также
Установление критериев существенности в учетной политике (для госсектора)
Формы документов
Конструктор Порядка признания и отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты (онлайн-сервис)
Порядок признания и отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.