Нецелевое использование средств по обязательному медицинскому страхованию в госучреждениях
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ использование медицинским учреждением средств, поступивших в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не по целевому назначению влечет:
- штраф в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению;
- пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы средств, использованных не по целевому назначению, за каждый день просрочки;
- возврат средств, использованных не по целевому назначению, в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Кроме того, за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, в т.ч. территориальных, предусмотрена*(1):
- административная ответственность (ст. 15.14. КоАП РФ);
- уголовная ответственность (ст. 285.2 УК РФ).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования вправе через арбитражный суд требовать от медорганизации вернуть средства ОМС, потраченные не по целевому назначению (определение Верховного Суда РФ от 14.08.2015 N 305-ЭС15-2234).
Контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в т.ч. проведение проверок и ревизий, осуществляется Территориальными фондами обязательного медицинского страхования субъектов РФ в рамках переданных полномочий в соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утв. приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение о контроле) (п. 5 ч. 1 ст. 6 и п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ).
Согласно п.п. 17, 17.2 Положения о контроле проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, по видам медицинской помощи и по структуре тарифа на оплату медицинской помощи.
Как правило, в качестве нецелевого использования средств ОМС квалифицируется осуществление за счет указанных средств расходов:
- не относящихся к видам медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС;
- не входящих в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы.
Тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы, устанавливаемые в соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона N 326-ФЗ тарифным соглашением и включающие соответствующие статьи затрат, рассчитываются в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ч. 1 ст. 30 Закона N 326-ФЗ, п. 12.1 Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утв. приказом ФФОМС от 18.11.2014 N 200).
В силу ч. 4 ст. 30 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в части основных ее элементов установлена положениями ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ *(2). При этом дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи могут быть установлены при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования (ч. 8 ст. 35 Закона N 326-ФЗ).
Перечень направлений расходования средств в рамках базовой программы ОМС, установленный ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, остается открытым. Подробные разъяснения об отнесении соответствующих направлений расходования средств ОМС в структуре тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС содержатся в письме ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и, а также в письмах ФФОМС от 17.02.2016 N 1181/26/и, от 21.05.2015 N 3226/21-3/и, от 02.08.2012 N 5049/21-4.
При наличии в составе принятых тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы других направлений расходования средств проверка использования средств ОМС на указанные цели осуществляется с учетом соответствующих документов, регламентирующих порядок проведения таких расходов, объема средств, предусмотренных на данные расходы в составе принятых тарифов на оплату медицинской помощи и утвержденной сметой расходов, условий заключенных договоров (абз. 17 п. 17.2 Положения о контроле).
Для целей налогообложения прибыли средства, использованные не по целевому назначению и возвращенные в бюджет территориального фонда ОМС, - именно в такой квалификации не отвечают критериям расходов, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ). Вместе с тем эти средства не включаются в состав доходов в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ, так как бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему РФ (ст.ст. 2, 6 БК РФ), а в отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, не применяются нормы налогового законодательства (см. также постановление ФАС Поволжского округа от 10.06.2009 N А57-6214/2008).
______________________________
*(1) См. также:
- п. 1.2.74 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (одобрен Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014);
- Решение Палехского районного суда Ивановской области от 28.10.2014 по делу N 12-22/2014;
- Решение Ивановского районного суда Ивановской области от 19.02.2015 N 12-201/2014.
*(2) Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2016 N Ф06-16099/16 по делу N А55-28643/2015 признано, что оплата медучреждением коммунальных услуг не является нецелевым использованием денежных средств ОМС, поскольку такие расходы входят в структуру тарифа на оплату медпомощи.
Тема
См. также
Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.