Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10 КоАП РФ)
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования (далее - БА) и (или) лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО), за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, квалифицируется в качестве административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Перечень случаев, в которых допускается принятие бюджетных обязательств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в размерах, превышающих утвержденные ЛБО или в их отстутствие, установлен положениями п. 3 ст. 72 БК РФ.
Также положениями БК РФ, имеющего приоритетное значение по сравнению с иными нормативными правовыми актами различного уровня, входящими в соответствии со ст. 2 БК РФ в структуру бюджетного законодательства РФ, установлен механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, предусматривающий возможность принятия бюджетных обязательств сверх доведенных ЛБО. Таким образом, принятие бюджетных обязательств сверх ЛБО на основании судебных актов не может рассматриваться в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При этом получатель бюджетных средств может принимать бюджетные обязательства не только в целях обеспечения выполнения функций казенных учреждений (ст. 70 БК РФ), но и в целях осуществления им иных полномочий (в частности, по предоставлению межбюджетных трансфертов, социальному обеспечению населения, предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам). Особенности принятия бюджетных обязательств при осуществлении иных полномочий могут быть обусловлены требованиями федеральных законов, законов субъектов РФ, муниципальных правовых актов, либо прямо установлены положениями иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Соответственно, в качестве исключений, предусмотренных ст. 15.15.10 КоАП РФ, может рассматриваться принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные БА и (или) ЛБО, не связанных с обеспечением выполнения функций казенных учреждений. Так, например, если казенное учреждение наделено отдельными государственными полномочиями по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий населения, а механизм финансового обеспечения расходов на осуществление государственных полномочий предполагает ежемесячное доведение бюджетных ассигнований в сумме фактически начисленных учреждением выплат, принятие бюджетных обязательств (отражение в бюджетном учете сумм начисленной кредиторской задолженности) ранее доведения бюджетных ассигнований не может рассматриваться в качестве нарушения порядка принятия бюджетных обязательств.
В то же время к числу исключений не относится заключение соглашений о предоставлении средств из бюджета. Так например, в качестве нарушения порядка принятия бюджетных обязательств рассматривается заключение соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов при отсутствии доведенных в установленном порядке ЛБО (см., в частности, постановление мирового судьи 319 судебного участка Красногорского судебного района Московской области от 02.08.2016 по делу 5-387/2016).
В силу п. 4 ст. 79 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям, а также унитарным предприятиям могут быть переданы полномочия на осуществление бюджетных инвестиций. В рамках переданных полномочий бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия заключают и исполняют контракты от имени публично-правового образования, а значит на них также распространяются требования п. 3 ст. 219 БК РФ.
Соответственно, при заключении государственного (муниципального) контракта в размерах, превышающих доведенные ЛБО, должностные лица бюджетных и автономных учреждений, а также унитарных предприятий, могут стать субъектом административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ (см., например, решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.05.2016 по делу N 12-106/2016).
Наиболее распространенным основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ является принятие бюджетных обязательств сверх доведенных ЛБО при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. При этом основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ может послужить как факт заключения договора (контракта) при отсутствии у получателя бюджетных средств доведенных ЛБО по соответствующему коду классификации расходов бюджетов (см., в частности, решение ВС Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7Р-88/2016, решение ВС Республики Калмыкия от 18.03.2016 по делу N 21-18/2016, решение Пермского краевого суда от 14.03.2016 по делу N 21-264/2016, решение Суда Еврейской автономной области от 11.02.2016 по делу N 71-10/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 06.04.2016 по делу N 7-516/2016, решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26.01.2016 по делу N 9-12/2016, решение Курганского областного суда от 28.01.2015 по делу N 21-30/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29.01.2015 N 12-2/2015), включая принятие бюджетных обязательств путем осуществления закупок через подотчетных лиц путем наличных расчетов (решение Центрального районного суда г. Красноярска от 07.08.2014 по делу N 12-496/2014), так и принятие денежных обязательств (отражение в бюджетном учете кредиторской задолженности) в размерах, превышающих размеры принятых ранее на основании заключенных договоров (контрактов) бюджетных обязательств (см., например, решение Ростовского областного суда от 15.09.2015 по делу N 11-732/2015).
Кроме того, в качестве нарушения порядка принятия бюджетных обязательств может рассматриваться наличие кредиторской задолженности по обязательствам, обязанность оплаты которых не связана с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а обусловлена законодательно, т.е. возникает "помимо воли" получателя бюджетных средств.
Так, в качестве административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.15.10 КоАП РФ, может рассматриваться наличие у получателя бюджетных средств кредиторской задолженности:
- в сумме начисленных премий сотрудникам (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 02.03.2016 по делу N 21-257/2016);
- в сумме начисленных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (см., например, определение ВС Республики Татарстан от 13.04.2016 по делу N 77-922/2016, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 01.09.2014 по делу N 12-566/2014);
- по суммам не относящихся к заработной плате дополнительных выплат, пособий и компенсаций работникам и (или) их иждивенцам, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников) (см., в частности, решение Ростовского областного суда от 15.09.2015 по делу N 11-734/2015, решение Красноярского краевого суда от 18.12.2014 по делу N 7Р-618/2014).
Cоблюдение законодательства РФ, регулирующего другие сферы деятельности получателя бюджетных средств, не является основанием для несоблюдения им требований бюджетного законодательства РФ (см., в частности, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.07.2016 по делу N А74-1130/2016). В то же время судебные инстанции далеко не всегда усматривают состав административного правонарушения в действиях должностных лиц при принятии ими к бюджетному учету задолженности по расходам, обязанность оплаты которых установлена законодательно (см., в частности, решение Красноярского краевого суда от 18.12.2014 по делу N 7Р-618/2014).
Тема
Виды административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере
См. также
Субъекты административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ
Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств при осуществлении закупок
Исполнение бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства
Учет санкционирования расходов в казенном учреждении
Учет бюджетных обязательств, принятых казенным учреждением
Отчеты (ф.ф. 0503128, 0503738). Отражение принимаемых обязательств (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.