Памятка. Проверка контрагентов в рамках внутреннего контроля: когда проверять, что и где смотреть?
Законы N 44-ФЗ и N 223-ФЗ предусматривают много способов минимизации рисков заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Однако эти механизмы порой не исключают злоупотреблений со стороны должностных лиц и неэффективного использования средств, а также не защищают от претензий налоговых органов...
1. Зачем организации госсектора проверять контрагентов?
1. В "зоне риска" по-прежнему остаются покупки через подотчетников и иные закупки у единственного контрагента. В приложенных к авансовым отчетам документах обязательно должна быть информация, позволяющая идентифицировать контрагента (ИНН, адрес проведения закупки и т.д.). На основе этих данных ответственные за внутренний контроль сотрудники смогут выборочно проверить контрагентов дистанционно, посредством специальных информационных ресурсов, а также в месте расчетов.
2. Проверяющие могут сопоставить цены, по которым аналогичные закупки делают соседние учреждения. Если разница будет значительной, поставят вопрос об эффективности использования бюджетных средств. Причиной отклонений могут стать злоупотребления на этапе определения НМЦК - ценовые предложения могут поступать от взаимозависимых юрлиц или фирм, аффилированных с сотрудниками учреждения.
3. Некоторые организации и индивидуальные предприниматели могут не применять новые онлайн-кассы. Чтобы проверить, действительно ли они могли не выдавать вашему сотруднику кассовый чек, в некоторых случаях можно обратиться к сайту ФНС. Кстати, подробнее о проверке документов, подтверждающих оплату наличными или банковской картой, можно прочитать в нашей специальной Памятке.
4. При принятии к вычету "входного" НДС в рамках приносящей доход деятельности желательно проявлять должную осмотрительность. В противном случае могут возникнуть разногласия с налоговыми органами.
2. Что можно проверить сейчас на официальных интернет-ресурсах?
Контрольная процедура | Возможные меры по результатам процедуры |
Проверка реальности ведения деятельности на основе данных сайта ФНС и иной информации: 1) сопоставление наборов открытых данных о численности сотрудников, сумме уплаченных налогов, доходах и расходах с критериями оценки рисков по видам деятельности (первое размещение открытых данных - 25.07.2017); 2) регистрация контрагента по адресу "массовой" регистрации (как правило, характерна для "фирм-однодневок"); 3) наличие в составе исполнительных органов контрагента дисквалифицированных лиц; 4) наличие в ЕГРЮЛ недостоверных сведений (по данным ФНС, указанным непосредственно в ЕГРЮЛ); 5) не находится ли юрлицо по данным ЕГРЮЛ в процессе ликвидации или уменьшения уставного капитала, есть ли необходимые лицензии; 6) наличие иных признаков недобросовестности контрагента | При отрицательном результате: 1) не проводить закупку у единственного контрагента; 2) не использовать ценовую информацию контрагента при определении НМЦК; 3) дополнительно проверить, действительно ли учреждением получены указанные в Авансовом отчете товары, работы или услуги. Если не получены - не принимать документы к учету, а если они уже учтены, принять меры к возмещению ущерба При подготовке документации о закупке учитываем требования ФНС по добросовестности контрагентов в той мере, в которой это не противоречит Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ. |
Проверка контрагентов, предоставивших ценовую информацию для определения НМЦК на: - взаимозависимость; - аффилированность с сотрудниками учреждения | При отрицательном результате НЕ используйте ценовую информацию контрагента при определении НМЦК |
3. Какую информацию включают в наборы открытых данных и как она актуализируется?
Блок информации, размещаемый на сайте ФНС | Периодичность актуализации | Срок первого размещения |
Недоимка и задолженность по пеням и штрафам по каждому налогу и сбору | ||
Налоговые правонарушения и меры ответственности за их совершение При первом размещении включат данные по решениям о привлечении к ответственности, вступившим в силу с 02.06.2016 по 30.06.2017 | ||
О применяемых налогоплательщиком специальных налоговых режимах, в т.ч. ЕНВД Обратите внимание! Если подотчетные лица проводят оплату организациям, применяющим ЕНВД, до 01.07.2018 им могут не выдавать кассовые чеки нового образца. Теперь в рамках внутреннего контроля вы можете выяснить, действительно ли принявшее деньги лицо применяет ЕНВД или ПСН | ||
Участие в консолидированной группе налогоплательщиков | ||
Среднесписочная численность работников за календарный год | ||
Суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год | ||
Уплаченные в календарном году суммы каждого налога Не размещаются данные о налогах: - уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС; - уплаченных налоговым агентом | ||
Уплаченные в календарном году суммы страховых взносов |
4. Что можно будет проверять на сайте ФНС в будущем?
На сайте ФНС России, возможно, будут размещать сведения:
1) об адресе электронной почты юрлица или ИП (при указании таких сведений в заявлении о госрегистрации);
2) о том, что юрлицом принято решение об изменении места нахождения;
3) о возбуждении производства по делу о банкротстве юрлица, о проводимых в отношении него процедурах по делу о банкротстве
4) о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей);
5) о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций).
5. Как теперь налоговые инспекторы будут доказывать наличие необоснованной налоговой выгоды?
С 19 августа 2017 года согласно новой ст. 54.1 НК РФ налоговики не могут признать неправомерным отражение в налоговом учете расходов или применение вычетов лишь на том основании, что:
- первичные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;
- контрагент учреждения нарушил налоговое законодательство;
- учреждение могло провести другие операции и получить тот же результат.
Конечно, перечисленные выше обстоятельства могут косвенно свидетельствовать о допущенном нарушении - получении необоснованной налоговой выгоды. Но теперь согласно новым нормам НК РФ проверяющие должны будут сами доказать, что учреждение действовало недобросовестно:
Критерии признания необоснованной налоговой выгоды | Примечание |
Основной целью операции являются неуплата, неполная уплата, зачет или возврат налогов, сборов, страховых взносов И Обязательство не исполнено контрагентом, с которым учреждение заключило контракт или лицом, которому исполнение операции передано в установленном порядке | Закон 44-ФЗ разрешает заменить первоначального контрагента только на его правопреемника при реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения. Эти ограничения на перемену контрагента распространяются только на этап исполнения контракта. То есть принять товары, работы или услуги надо у контрагента, заключившего контракт. А вот перечислить деньги можно и третьему лицу, если контрагент уступит ему право требования. Правда провести такую операцию в казенном учреждении можно только тогда, когда перечисление третьим лицам допускает порядок санкционирования расходов |
Искажены сведения: - о фактах хозяйственной жизни или их совокупности; - об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности | Чтобы отражать в регистрах достоверную информацию, принимайте к учету документы только по результатам внутреннего контроля. На документах должны быть визы ответственных за операцию сотрудников, приемка по контрактам должна быть оформлена согласно требованиям Закона 44-ФЗ и т.д. Предусмотрите соответствующие нормы в вашем Положении о внутреннем контроле Штрафы и пени, которые уплачены в связи с доначислением налогов, органы финконтроля могут квалифицировать как ущерб. Если на вызвавших претензии налоговиков документах стоят визы ответственных сотрудников, с бухгалтеров не должны требовать возмещение ущерба. А если все-таки потребуют, помните: уплаченные учреждением штрафы суды, как правило, не признают прямым действительным ущербом, который можно взыскивать с работников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Энциклопедия решений. Применение ставки 0 процентов по налогу на прибыль (для бюджетной сферы)
author Nobody
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Клименко Г.Г., Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Коткина Ю.Е., Монько В.С., Сизонова О.А., Гурашвили Р.Н.,
Селина Е.А., Панина К.В., Старовойтова Н.Н., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д.