Налогообложение при безвозмездном пользовании
у ссудополучателя (для госсектора)
Смотрите в этом материале:
НДС у ссудополучателя
В обобщенном виде порядок уплаты НДС организациями госсектора при получении имущества в безвозмездное пользование выглядит следующим образом:
Организация госсектора - ссудополучатель |
Операция |
Порядок налогообложения |
Орган власти, орган местного самоуправления |
Безвозмездное пользование основными средствами, в том числе имуществом казны |
Нет объекта обложения НДС Основание: пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ |
Казенное учреждение |
Безвозмездное пользование государственным (муниципальным) имуществом |
Нет объекта обложения НДС Основание: пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ |
Безвозмездное пользование основными средствами |
Нет объекта налогообложения Основание: пп. 5 п. 2 ст. 146 НК |
|
Компенсация стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг |
У ссудополучателя нет оснований для принятия НДС к вычету, так как в общем случае расходы осуществляются в рамках деятельности, которая не является объектом обложения НДС. Кроме того, ссудодатель не является поставщиком коммунальных услуг и отдельно НДС по этим услугам не предъявляет (п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@, письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52). |
|
Бюджетное (автономное) учреждение |
Безвозмездное пользование государственным (муниципальным) имуществом |
Нет объекта обложения НДС Основание: пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ |
Безвозмездное пользование основными средствами |
Нет объекта налогообложения Основание: пп. 5 п. 2 ст. 146 НК |
|
Компенсация стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг |
У ссудополучателя нет оснований для принятия НДС к вычету, так как ссудодатель не является поставщиком коммунальных услуг, отдельно НДС по этим услугам ссудополучателю не предъявляет (п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@, письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52) |
Налог на прибыль у ссудополучателя
В соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ имущество или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему.
По общим правилам доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, являются для организации внереализационными доходами (п. 8 ст.250 НК РФ).
На основании пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы у ссудополучателя - организации госсектора доходы в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом. Эта норма применяется при выполнении следующих условий (письма Минфина России от 10.04.2018 N 03-03-06/3/23640, от 30.03.2016 N 03-03-06/3/17832, от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 16.03.2015 N 03-03-06/4/13788):
- право должно быть получено по решению органа власти (местного самоуправления);
- в пользование предоставлено имущество казны;
- имущество используется на ведение уставной деятельности.
Если эти условия не выполняются, то есть имущество получено в безвозмездное пользование от частных организаций, физических лиц, казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также унитарных предприятий, в налоговом учете ссудополучатель признает внереализационный доход в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ. Сумма дохода определяется в размере неуплаченной арендной платы (см. п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98), которая определяется исходя из рыночных цен с учетом ст. 105.3 НК РФ (письма Минфина России от 14.06.2017 N 03-03-07/36870, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8746). При этом обязанность по подтверждению рыночных цен возлагается на получателя имущества. Информация о ценах нужно подтвердить документально или путем проведения независимой оценки.
Налог на имущество у ссудополучателя
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Объекты учета операционной аренды при безвозмездном пользовании отражаются в соответствии с порядком, предусмотренным для объектов операционной аренды, а объекты учета финансовой аренды при безвозмездном пользовании отражаются в соответствии с порядком, предусмотренным для объектов финансовой аренды (п.п. 27, 28 Стандарта "Аренда").
В случае неоперационной (финансовой) аренды объект имущества выбывает с балансового учета ссудодателя и учитывается на балансе ссудополучателя. Поэтому по основным средствам - объектам финансовой аренды налоговую базу по налогу на имущество определяет ссудополучатель.
При операционной аренде объекты основных средств продолжают учитываться на балансовых счетах ссудодателя. Следовательно, в отношении объектов операционной аренды налог на имущество уплачивает ссудодатель.
Подробно об особенностях налога на имущество в организациях госсектора читайте в Энциклопедии решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.