Учет продажи основных средств (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Особенности учета основных средств при их реализации
Учет операций по переоценке основного средства при его отчуждении
Признание доходов от реализации основных средств
Обязанность по перечислению доходов от реализации основных средств в бюджет
Учет доходов бюджета от реализации основных средств в казенных учреждениях
Учет доходов бюджетных и автономных учреждений от реализации основных средств
Особенности учета основных средств при их реализации
Основные средства являются активами, предназначенными для неоднократного или постоянного использования субъектом учета в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета (п. 7 Стандарта "Основные средства").
Вместе с тем, исходя из положений п.п. 45, 46 Стандарта "Основные средства" допускают отражение выбытия объекта основных средств при его отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы непосредственно из состава основных средств, то есть без реклассификации отчуждаемого основного средства в иную категорию объектов учета.
При принятии решения об отчуждении объекта основных средств не в пользу организаций бюджетной сферы объект основных средств учитывается по справедливой стоимости (п. 29 Стандарта "Основные средства").
Справедливая стоимость объекта основных средств, предназначенного для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, определяется методом рыночных цен (п. 30 Стандарта "Основные средства"). При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа (п. 55 Стандарта "Концептуальные основы...").
При переоценке объекта основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций бюджетной сферы, пересчитывается также и сумма накопленной амортизации (п.п. 41, 42 Стандарта "Основные средства").
Результат переоценки до справедливой стоимости отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 30 Стандарта "Основные средства"). Согласно Порядку N 209н операции, отражающие финансовый результат от оценки нефинансовых активов, относятся на подстатью 176 "Доходы от оценки активов и обязательств".
Учет переоценки основного средства при его отчуждении
Накопленная по отчуждаемому объекту основных средств сумма амортизации может быть пересчитана или исключена (п. 42 Стандарта "Основные средства"). При этом в обоих случаях остаточная стоимость объекта основных средств после переоценки должна соответствовать переоцененной (справедливой) стоимости на дату проведения переоценки стоимости (п. 41 Стандарта "Основные средства").
Учетной политикой учреждения может быть предусмотрен один из следующих вариантов отражения переоценки отчуждаемого основного средства:
а) пересчет амортизации пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств: сумма накопленной амортизации и балансовая стоимость объекта основных средств умножаются на одинаковый коэффициент. Учитывая, что полученная в результате переоценки остаточная стоимость должна быть равна переоцененной стоимости, такой способ отражения пересчета накопленной амортизации применим при наличии у объекта основных средств остаточной стоимости по состоянию на дату переоценки;
б) накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта по кредиту соответствующего балансового счета учета основных средств, после чего остаточная стоимость увеличивается на сумму дооценки до справедливой стоимости по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств.
Типовые корреспонденции счетов при переоценке объекта основных средств до справедливой стоимости:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Переоценка при пересчете амортизации пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств | ||
Корректировка балансовой стоимости объекта основных средств. При корректировке в сторону уменьшения операции отражаются способом "Красное сторно" |
0 101 ХХ 310 |
0 401 10 176 |
Корректировка суммы начисленной амортизации. При корректировке в сторону уменьшения операции отражаются способом "Красное сторно" |
0 401 10 176 |
0 104 ХХ 411 |
Переоценка с исключением ранее начисленной амортизации | ||
Уменьшение балансовой стоимости объекта на сумму накопленной амортизации |
0 104 ХХ 411 |
0 101 ХХ 310 |
Увеличение остаточной стоимости объекта до переоцененной стоимости |
0 101 ХХ 310 |
0 401 10 176 |
Порядок документального оформления и дату отражения в учете операций по переоценке основного средства, отчуждаемого не в пользу организации бюджетной сферы, необходимо определить в рамках учетной политики.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при продаже или ином отчуждении объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, предусмотрено обязательное проведение оценки независимыми оценщиками. Соответственно, основанием для отражения переоценки объекта основных средств в связи с продажей будет являться Бухгалтерская справка (ф. 0504833), оформленная на основании полученного от независимого оценщика заключения об оценке.
Признание доходов от реализации основных средств
Доходы, причитающиеся к получению при выбытии объекта основных средств, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости (п. 47 Стандарта "Основные средства").
Если договором предусмотрена отсрочка платежа на период, превышающий 12 месяцев, то справедливой стоимостью величины дохода, причитающегося к получению при выбытии объекта основных средств, признается сумма, рассчитанная без учета отсрочки платежа. Разница между величиной дохода, причитающегося к получению при выбытии объекта основных средств, при оплате без учета отсрочки платежа, и величиной дохода, причитающегося к получению при выбытии объекта основных средств, при оплате с учетом отсрочки платежа, признается в качестве процентных доходов.
Положения Стандарта "Доходы" не применяются в отношении доходов от реализации основных средств (п. 4 Стандарта "Доходы").
В связи с тем, что дата признания доходов от реализации основных средств положениями Стандарта "Основные средства" не установлена, ее необходимо определить в рамках учетной политики. Несмотря на то, что первоначальное признание доходов от реализации основных средств отражается в размере справедливой стоимости, основанием для признания указанных доходов является договор, на основании которого объект будет отчужден не в пользу организации бюджетной сферы. Соответственно, дата признания дохода должна совпадать с датой заключения такого договора либо датой документа, подтверждающего факт передачи имущества покупателю, при отсутствии договора, заключенного в письменной форме, а не той датой, по состоянию на которую была определена справедливая стоимость отчуждаемого объекта.
Для оформления факта передачи объектов нефинансовых активов при их продаже учреждение может применить Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), оговорив его использование договором купли-продажи. Порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при продаже согласно Методическим указаниям по применению и заполнению форм первичных учетных документов, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, следует определить в рамках учетной политики.
Операция по признанию доходов от реализации может быть отражена в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833)
Обязанность по перечислению доходов от реализации основных средств в бюджет
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 41 БК РФ обязанность по перечислению доходов от продажи основных средств зависит от типа учреждения и вида реализуемого имущества:
Тип учреждения |
Вид имущества |
|
Движимое |
Недвижимое |
|
Казенное учреждение |
Да |
Да |
Бюджетное и автономное учреждение |
Нет |
Да*(1) |
Учет доходов бюджета от реализации основных средств в казенных учреждениях
Доходы бюджета от реализации основных средств отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов 410 "Уменьшение стоимости основных средств" и относятся на статью 410 "Уменьшение стоимости основных средств" КОСГУ.
Доходы от реализации основных средств в казенных учреждениях учитываются на счете 1 205 71 000 "Расчеты по доходам от операций с основными средствами" (п. 91 Инструкции N 162н).
Финансовый результат от реализации основных средств отражается на счете 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами":
- по дебету счета отражается выбытие основных средств при их реализации, а также расходы, связанные с их реализацией;
- по кредиту счета отражается признание доходов от реализации основных средств.
Начисление доходов от реализации основных средств в рамках договора, предусматривающего рассрочку платежа, отражается с применением счета 1 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" (п. 123 Инструкции N 162н).
Пример. Реализация основного средства в казенном учреждении, наделенном полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме
Казенное учреждение наделено полными полномочиями по администрированию доходов в отношении реализации имущества соответствующего публично-правового образования. Казенное учреждение в установленном порядке осуществляет реализацию транспортного средства, числящегося в составе основных средств учреждения. Балансовая стоимость транспортного средства - 200 000,00 руб., сумма начисленной амортизации - 150 000,00 руб. Согласно отчету о независимой оценке, проведенной специализированной организацией, рыночная стоимость транспортного средства составляет 100 000,00 руб.
Договор купли-продажи транспортного средства по результатам аукциона заключен 25 сентября с коммерческой организацией. Основное средство реализовано по цене 120 000,00 руб.
Денежные средства поступили на лицевой счет администратора доходов, открытый казенному учреждению, 30 сентября. Отчуждаемое имущество передано покупателю также 30 сентября.
В соответствии с учетной политикой пересчет накопленной амортизации отражается в учете пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств. Для данной ситуации коэффициент (К) определяется следующим образом:
К = 100 000,00 руб. / 50 000,00 руб. = 2
Балансовая стоимость после переоценки: 200 000,00 руб.*2 = 400 000,00 руб.
Амортизация после переоценки: 150 000,00 руб.*2 = 300 000,00 руб.
В бюджетном учете данные операции отражаются следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
25 сентября | |||
КРБ 1 101 35 310 |
КДБ 1 401 10 176 |
200 000,00 |
Отражена корректировка балансовой стоимости транспортного средства перед продажей |
КДБ 1 401 10 176 |
КРБ 1 104 35 411 |
150 000,00 |
Отражена корректировка суммы начисленной амортизации |
КДБ 1 205 71 56X |
КДБ 1 401 10 172 |
100 000,00 |
Отражено начисление доходов от реализации транспортного средства по справедливой стоимости |
КДБ 1 205 71 56X |
КДБ 1 401 10 172 |
20 000,00 |
Отражено доначисление доходов от реализации транспортного средства в размере разницы между фактической ценой реализации и справедливой стоимостью |
30 сентября | |||
КРБ 1 104 35 411 |
КРБ 1 101 35 410 |
300 000,00 |
Отражено списание начисленной на транспортное средство амортизации при его реализации |
КДБ 1 401 10 172 |
КРБ 1 101 35 410 |
100 000,00 |
Отражено списание остаточной стоимости транспортного средства при реализации |
КДБ 1 210 02 410 |
КДБ 1 205 71 66X |
120 000,00 |
Отражено поступление доходов от реализации транспортного средства на лицевой счет администратора доходов |
Учет доходов бюджетных и автономных учреждений от реализации основных средств
Доходы бюджета от реализации основных средств отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов 410 "Уменьшение стоимости основных средств" и относятся на статью 410 "Уменьшение стоимости основных средств" КОСГУ.
Начиная с 2019 года доходы от реализации основных средств в бюджетных и автономных учреждениях учитываются на счете 2 205 71 000 "Расчеты по доходам от операций с основными средствами" (п. 150 Инструкции N 174н, п. 178 Инструкции N 183н).
История вопроса ...
До 2019 года доходы от реализации основных средств не рассматривались в качестве доходов от самостоятельного вида приносящей доход деятельности, отвечающего целям создания бюджетного или автономного учреждения.
Расчеты по доходам от реализации бюджетными (автономными) учреждениями основных средств учитывались на счете 2 209 89 000 "Расчеты по иным доходам" в качестве расчетов по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов 205 00 "Расчеты по доходам" (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н; абз. 15 п. 93, абз. 9 п. 150 Инструкции N 174н, абз. 9 п. 178 Инструкции N 183н).
Финансовый результат от реализации основных средств отражался на счете 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами":
- по дебету счета отражается выбытие основных средств при их реализации;
- по кредиту счета отражалось признание доходов от реализации основных средств.
начисление доходов от реализации основного средства бюджетные (автономные) учреждения отражалось бухгалтерской записью по дебету счета 2 209 89 000 "Расчеты по иным доходам" в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
При этом поступление на лицевой (банковский) счет бюджетного (автономного) учреждения доходов от реализации основных средств отражается бухгалтерскими записями по дебету аналитических счетов учета счета 2 201 00 000 "Денежные средства учреждения" в корреспонденции с кредитом счета 2 209 89 000 "Расчеты по иным доходам". Одновременно отражается увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств", открытого к счету 2 201 11 000 (2 201 21 000, 2 201 34 000), с указанием статьи аналитической группы подвида доходов 410 "Уменьшение стоимости основных средств" и статьи 410 "Уменьшение стоимости основных средств" КОСГУ.
Финансовый результат от реализации основных средств отражается на счете 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами":
- по дебету счета отражается выбытие основных средств при их реализации, а также расходы, связанные с их реализацией;
- по кредиту счета отражается признание доходов от реализации основных средств.
Начисление доходов от реализации основных средств в рамках договора, предусматривающего рассрочку платежа, отражается с применением счета 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" (п. 93 Инструкции N 174н).
Пример 1. Реализация основного средства (движимого имущества) бюджетным (автономным) учреждением с 2019 года
Бюджетное (автономное) учреждение реализует транспортное средство, числящееся в составе иного движимого имущества учреждения на счете 2 101 35 000. Балансовая стоимость транспортного средства - 200 000,00 руб., амортизация начислена в размере 100% (200 000,00 руб). Согласно проведенной специализированной организацией независимой оценке, результаты которой были получены 20 августа, рыночная стоимость транспортного средства - 80 000,00 руб.
Договор купли-продажи транспортного средства по результатам аукциона был заключен с коммерческой организацией 25 сентября. Цена реализации составила 96 000,00 руб. (в т.ч. НДС 16 000,00 руб.). Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения 28 сентября. Поскольку иных облагаемых НДС доходов (расходов) у учреждения в отчетном периоде не было, то НДС в полном объеме перечисляется в бюджет. Отчуждаемое имущество передано покупателю также 28 сентября.
В соответствии с учетной политикой переоценка основного средства до справедливой стоимости отражается в учете с исключением ранее начисленной амортизации.
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете могут быть отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
20 августа | |||
4 104 ХХ 411*(2) |
4 101 35 410 |
200 000,00 |
Отражено списание начисленной ранее амортизации |
4 101 35 310 |
4 401 10 176 |
80 000,00 |
Отражено увеличение стоимости основного средства до справедливой стоимости |
2 205 71 564 |
2 401 40 172 |
80 000,00 |
Отражено первоначальное признание дохода, причитающегося к получению при выбытии транспортного средства, по справедливой стоимости |
25 сентября | |||
2 401 40 172 |
2 401 10 172 |
80 000,00 |
В качестве доходов текущего периода отражены признанные ранее по справедливой стоимости доходы от реализации транспортного средства |
2 205 71 564 |
2 401 10 172 |
16 000,00 |
Отражено начисление доходов от реализации в размере разницы между фактической ценой реализации и справедливой стоимостью |
2 401 10 172 |
2 303 04 731 |
16 000,00 |
Отражено начисление НДС с суммы реализации |
28 сентября | |||
4 401 10 172 |
4 101 35 410 |
80 000,00 |
Отражено списание остаточной стоимости транспортного средства при реализации |
2 201 11 510 Увеличение 17 |
2 205 71 664 |
96 000,00 |
Отражено поступление доходов от реализации транспортного средства на лицевой счет учреждения |
2 303 04 831 |
2 201 11 510 Уменьшение 17 |
16 000,00 |
Отражено перечисление НДС с реализации в бюджет |
Пример 2. Реализация основного средства (движимого имущества) бюджетным (автономным) учреждением до 2019 года
Бюджетное (автономное) учреждение реализует транспортное средство, числящееся в составе иного движимого имущества учреждения на счете 2 101 35 000. Балансовая стоимость транспортного средства - 200 000,00 руб., амортизация начислена в размере 100% (200 000,00 руб). Согласно проведенной специализированной организацией независимой оценке, результаты которой были получены 20 августа, рыночная стоимость транспортного средства - 80 000,00 руб.
Договор купли-продажи транспортного средства по результатам аукциона был заключен с коммерческой организацией 25 сентября. Цена реализации составила 94 400,00 руб. (в т.ч. НДС 14 400,00 руб.). Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения 28 сентября. Поскольку иных облагаемых НДС доходов (расходов) у учреждения в отчетном периоде не было, то НДС в полном объеме перечисляется в бюджет. Отчуждаемое имущество передано покупателю также 28 сентября.
В соответствии с учетной политикой переоценка основного средства до справедливой стоимости отражается в учете с исключением ранее начисленной амортизации. НДС отражается по подстатье 131 КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете могут быть отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
20 августа | |||
4 104 ХХ 411*(2) |
4 101 35 410 |
200 000,00 |
Отражено исключение начисленной ранее амортизации |
4 101 35 310 |
4 401 10 176 |
80 000,00 |
Отражено увеличение стоимости основного средства до справедливой стоимости |
2 209 89 560 |
2 401 40 172 |
80 000,00 |
Отражено первоначальное признание дохода, причитающегося к получению при выбытии транспортного средства, по справедливой стоимости |
25 сентября | |||
2 401 40 172 |
2 401 10 172 |
80 000,00 |
В качестве доходов текущего периода отражены признанные ранее по справедливой стоимости доходы от реализации транспортного средства |
2 209 89 560 |
2 401 10 172 |
14 400,00 |
Отражено начисление доходов от реализации в размере разницы между фактической ценой реализации и справедливой стоимостью |
2 401 10 172 |
2 303 04 730 |
14 400,00 |
Отражено начисление НДС с суммы реализации |
28 сентября | |||
4 401 10 172 |
4 101 35 410 |
80 000,00 |
Отражено списание остаточной стоимости транспортного средства при реализации |
2 201 11 510 Увеличение 17 (АнКВД 410, КОСГУ 410) |
2 209 89 660 |
94 400,00 |
Отражено поступление доходов от реализации транспортного средства на лицевой счет учреждения |
2 303 04 830 |
2 201 11 510 Уменьшение 17 (АнКВД 130, КОСГУ 131) |
14 400,00 |
Отражено перечисление НДС с реализации в бюджет |
Отражение в учете учреждения продажи недвижимости
По общему правилу к недвижимости относятся (ст. 130 ГК РФ):
- земельные участки, участки недр;
- все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства).
Организации бюджетной сферы вправе распоряжаться объектами недвижимости следующим образом (п.п. 2-4 ст. 298 ГК РФ):
- казенные и бюджетные учреждения не имеют права самостоятельного распоряжения (только по согласованию с собственником);
- автономные учреждения имеют право самостоятельного распоряжения только объектами недвижимости, приобретенными за счет средств приносящей доход деятельности. Иным недвижимым имуществом (закрепленным собственником, приобретенным за счет средств собственника) автономные учреждения распоряжаются по согласованию с собственником.
Реализовывать земельные участки, переданные учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждения не в праве (п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, п. 3 ст. 269 ГК РФ).
Доходы от реализации недвижимого имущества поступают в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. ст. 57, 62 БК РФ).
Инструкции NN 174н, 183н не содержат бухгалтерских записей, учитывающих специфику реализации недвижимого имущества, при которой предусматривается перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 БК РФ). Поэтому бюджетному, автономному учреждению необходимо определить способ отражения такой хозяйственной операции самостоятельно по согласованию с учредителем или финорганом в соответствии с положениями п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н.
Отметим, что для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности расходами признается снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем) (п. 44 Стандарта "Концептуальные основы..."). В связи с этим полагаем, что перечисление в бюджет поступивших на счет бюджетного (автономного) учреждения денежных средств от реализации недвижимости не рассматривается в качестве расходов, а может отражаться как уменьшение дохода по забалансовому счету 17 с указанием статьи аналитической группы подвида доходов 410 "Уменьшение стоимости основных средств" и статьи 410 "Уменьшение стоимости основных средств" КОСГУ.
Вместе с тем, ввиду неурегулированности данного вопроса не исключена ситуация, когда денежные потоки по поступлению на счет бюджетного (автономного) учреждения денежных средств от реализации недвижимости и их перечисление в доход бюджета будут рассматриваться как операции, не приводящие к увеличению или уменьшению доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаться как средства во временном распоряжении (см., в частности, письмо Минфина России от 13.06.2019 N 02-08-10/44680).
Для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (п. 267 Инструкции N 157н).
Согласно положениям Порядка N 209н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств, не относящихся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение, в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного (автономного) учреждения отражаются с применением подстатьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ и подстатьи 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (п. п. 13.1, 14.1 Порядка N 209н, письмо Минфина России от 13.06.2019 N 02-08-10/44680).
О налогообложении при реализации имущества, в том числе недвижимости, казенными, бюджетными и автономными учреждениями см. здесь.
Пример 1. Реализация недвижимого имущества бюджетным (автономным) учреждением
Бюджетное (автономное) учреждение реализует недвижимое имущество - жилое помещение, учитывающееся на счете 4 101 11 000. Балансовая стоимость недвижимости - 250 000,00 руб., амортизация начислена в размере 200 000,00 руб. Согласно независимой оценке, проведенной специализированной организацией, рыночная стоимость объекта недвижимости составила 120 000,00 руб.
Согласно учетной политике пересчет накопленной амортизации отражается в учете пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств. Для данной ситуации коэффициент (К) определяется следующим образом:
К = 120 000,00 руб. / (250 000,00 - 200 000,00) руб. = 2,4.
Балансовая стоимость после переоценки: 250 000,00 руб.*2,4 = 600 000,00 руб.
Амортизация после переоценки: 200 000,00 руб.*2,4 = 480 000,00 руб.
Договор купли-продажи недвижимости был заключен с коммерческой организацией 25 сентября. Цена реализации составила составила 180 000 руб., в том числе НДС 30 000,00 руб.
Налоговая база по НДС в данном случае определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из рыночных цен с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 НК РФ) и составляет 180 000,00 - 120 000,00 = 60 000 руб. Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС к уплате определяется по расчетной ставке 20/120 и составляет 10 000 руб.
28 сентября было прекращено право оперативного управления в отношении реализованного недвижимого имущества.
Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения 28 сентября.
В соответствии с порядком, установленным на уровне публично-правового образования, вся сумма доходов от реализации недвижимости перечисляется в доход бюджета, после чего учреждению предоставляется субсидия на иные цели в сумме уплаченного за счет собственных средств НДС.
30 сентября поступившие денежные средства были перечислены в доход бюджета. НДС также перечислен в бюджет 30 сентября.
По согласованию с органом-учредителем перечисление в доход бюджета средств, полученных от реализации недвижимого имущества, отражается в качестве уменьшения дохода.
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете могут быть отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
25 сентября | |||
4 101 12 310 |
4 401 10 176 |
350 000,00 |
Отражена корректировка балансовой стоимости объекта недвижимости |
4 401 10 176 |
4 104 12 411 |
280 000,00 |
Отражена корректировка суммы начисленной амортизации |
28 сентября | |||
4 104 12 411 |
4 101 12 410 |
480 000,00 |
Отражено списание начисленной амортизации |
4 401 10 172 |
4 101 12 410 |
120 000,00 |
Отражено списание остаточной стоимости |
2 401 10 172 |
2 303 04 731 |
10 000,00 |
Отражено признание задолженности по уплате НДС |
2 201 11 510 Увеличение 17 |
2 205 71 664 |
180 000,00 |
Отражено поступление доходов от реализации транспортного средства на лицевой счет учреждения |
30 сентября | |||
2 303 04 831 |
2 201 11 610 Уменьшение 17 (АнКВД 180, КОСГУ 189) |
10 000,00 |
Отражено перечисление НДС |
2 205 71 564 |
2 201 11 610 Уменьшение 17 (АнКВД 410, КОСГУ 410) |
180 000,00 |
Отражено перечисление полученных от реализации недвижимого имущества средств в доход бюджета |
Пример 2. Реализация недвижимого имущества казенным учреждением
Казенное учреждение по согласованию с собственником реализует недвижимое имущество - жилое помещение, учитывающееся на счете 1 101 11 000. Балансовая стоимость недвижимости - 250 000,00 руб., амортизация начислена в размере 200 000,00 руб. Согласно независимой оценке, проведенной специализированной организацией, рыночная стоимость объекта недвижимости составила 120 000,00 руб.
Согласно учетной политике пересчет накопленной амортизации отражается в учете пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств. Для данной ситуации коэффициент (К) определяется следующим образом:
К = 120 000,00 руб. / (250 000,00 - 200 000,00) руб. = 2,4.
Балансовая стоимость после переоценки: 250 000,00 руб.*2,4 = 600 000,00 руб.
Амортизация после переоценки: 200 000,00 руб.*2,4 = 480 000,00 руб.
Договор купли-продажи недвижимости был заключен с коммерческой организацией 25 сентября. Цена реализации составила составила 180 000 руб., в том числе НДС 30 000,00 руб.
Налоговая база по НДС в данном случае определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из рыночных цен с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 НК РФ) и составляет 180 000,00 - 120 000,00 = 60 000 руб. Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС у уплате определяется по расчетной ставке 20/120 и составляет 10 000 руб.
28 сентября было прекращено право оперативного управления в отношении реализованного недвижимого имущества.
Казенное учреждение не является администратором доходов в отношении рассматриваемых поступлений. Денежные средства поступили на счет администратора доходов 28 сентября. Также за счет доведенных ЛБО 28 сентября учреждением перечислен НДС.
В рассматриваемой ситуации в бюджетном учете могут быть отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
25 сентября | |||
КРБ 1 101 12 310 |
КДБ 1 401 10 176 |
350 000,00 |
Отражена корректировка балансовой стоимости объекта недвижимости |
КДБ 1 401 10 176 |
КРБ 1 104 12 411 |
280 000,00 |
Отражена корректировка суммы начисленной амортизации |
КДБ 1 205 71 564 |
КДБ 1 401 10 172 |
120 000,00 |
Отражено начисление доходов от реализации объекта недвижимости по справедливой стоимости |
КДБ 1 205 71 564 |
КДБ 1 401 10 172 |
60 000,00 |
Отражено доначисление доходов от реализации объекта недвижимости в размере разницы между фактической ценой реализации и справедливой стоимостью |
КРБ 1 401 20 291 |
КРБ 1 303 04 731 |
10 000,00 |
Отражено начисление НДС |
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 291 |
10 000,00 |
Отражено принятие бюджетных обязательств в размере начисленного НДС |
КРБ 1 502 11 291 |
КРБ 1 502 11 291 |
10 000,00 |
Отражено принятие денежных обязательств в размере начисленного НДС |
28 сентября | |||
КРБ 1 104 12 411 |
КРБ 1 101 12 410 |
480 000,00 |
Отражено списание начисленной амортизации |
КДБ 1 401 10 172 |
КРБ 1 101 12 410 |
120 000,00 |
Отражено списание остаточной стоимости |
КДБ 1 304 04 410 |
КДБ 1 303 05 731 |
180 000,00 |
Администратору доходов на основании Извещения (ф. 0504805) передана информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах |
КДБ 1 303 05 731 |
КДБ 1 205 71 664 |
180 000,00 |
Отражено поступление средств от реализации недвижимости в доход бюджета |
КРБ 1 303 04 831 |
КРБ 1 304 05 291 |
10 000,00 |
Отражено перечисление НДС |
_______________________
*(1) Несмотря на наличие права на самостоятельное распоряжение автономными учреждениями объектами недвижимого имущества, приобретенными за счет собственных средств, доходы от реализации такого имущества подлежат зачислению в доход бюджета.
*(2) Если в 22, 23 разрядах номера счета бюджетного учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", а также в 24 - 26 разрядах указано "ХХХ", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, а также коды КОСГУ, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
Тема
Основные средства. Счет 101 00 (для бюджетной сферы)
См. также
Налогообложение при реализации и передаче имущества (для бюджетной сферы)
Переоценка стоимости нефинансовых активов (для бюджетной сферы)
Какие операции можно учитывать только по коду финобеспечения 2 "Приносящая доход деятельность"?
Операции по реализации бюджетными и автономными учреждениями имущества (для бюджетной сферы)
Формы документов
Пример заполнения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (Форма по ОКУД 0504101)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.