Административная ответственность за нарушения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности для организаций бюджетной сферы (ст. 15.15.6 КоАП РФ)
Данный материал содержит анализ ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции, действующей с 09.06.2019.
Смотрите в этом материале:
Субъекты административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ
Нарушения за которые ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность
Нарушение сроков представления или непредставление отчетности
Типичные ошибки в учете и отчетности
Ответственность за правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частями 2-4 ст. 15.15.6 КоАП РФ
Применение новой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ к правонарушениям, совершенным до 09.06.2019
Новой редакцией значительно расширено действие ст. 15.15.6 КоАП РФ - она распространяется на:
- государственные и муниципальные учреждения;
- государственные органы и органы местного самоуправления;
- органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- иные организации, осуществляющие бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета или составлению бюджетной отчетности.
Положения ст. 15.11 КоАП РФ больше не применяются к организациям бюджетной сферы.
Субъекты административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ
Субъектами правонарушений по этой статье являются должностные лица, перечисленных выше организаций (п. 1 Примечания ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
За организацию ведения бухгалтерского (бюджетного) учета несет ответственность руководитель учреждения, который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч.ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
За искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности ответственность применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета. При этом в ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ поименованы отдельные случаи единоличной ответственности руководителя субъекта учета.
Как правило, суд устанавливает лицо, ответственное за представление отчетности, за ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, за составление консолидированной отчетности, исходя из положений должностных инструкций - именно это является основным аргументом для признания того или иного должностного лица субъектом ответственности в конкретном случае, в том числе в спорных ситуациях.
Так, по мнению судебных инстанций, субъект административной ответственности - это должностное лицо организации, в чьи трудовые обязанности входит обеспечение выполнения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При надлежащей организации бухгалтерского учета руководитель учреждения не должен нести ответственность за ведение бухгалтерского учета.
Ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено:
- в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;
- непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (п. 5 Примечания.к ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Прекращение трудовых отношений с должностным лицом не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности за правонарушение, которое было допущено им в период исполнения служебных обязанностей
Нарушения за которые ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность
1. непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2. нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3. нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом под нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и требований к составлению и представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:
- искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате;
- искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
- искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое привело к занижению сумм налогов и сборов, страховых взносов;
- включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
- регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
- ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- отсутствие в течение установленных сроков хранения следующих документов:
а) первичных учетных документов;
б) регистров бухгалтерского учета;
в) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
г) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).
1. Искажение показателей отчетности, за которые должностные лица учреждения могут быть привлечены к ответственности, возникает либо из-за нарушения требований к бюджетному или бухгалтерскому учету, либо из-за нарушения порядка составления консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При квалификации нарушений проверяющие должны исходить из нарушенных норм законодательства. Так, если к учету приняты документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, то в результате будут искажены строки баланса об активах и обязательствах. К примеру, оприходование матзапасов только "на бумаге" приведет к искажению соответствующей строки Баланса. Однако при этом будут искажены также суммарный и итоговый показатели актива Баланса. Искажение итогового показателя в этой ситуации, по мнению Минфина, некорректно рассматривать как нарушение порядка составления бухгалтерской отчетности. То есть совершено одно нарушение, и должностные лица учреждения не должны нести административную ответственность дважды. (см. письмо от 19.07.2019 N 02-09-07/54472).
2. Отсутствие информации об исполнителе (ФИО, должность) централизованной бухгалтерии, составившем бухгалтерскую отчетность, в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) не относится к нарушению требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое влечет ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Указанная ошибка не влияет на искажение показателей отчетности об активах и обязательствах (объектах бухгалтерского учета) и, как следствие, не влияет на достоверность бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета участнику бюджетного процесса (централизованной бухгалтерии) идентифицировать руководителя централизованной бухгалтерии возможно посредством получения информации из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, определенных приказом Минфина России от 23.12.2014 N 163н (письмо Минфина России от 02.08.2019 N 02-07-10/58448).
Судебной практики по новой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ пока нет, поэтому по некоторым вопросам можно ориентироваться на судебную практику, сложившуюся до 09.06.2019.
Нарушение сроков представления или непредставление бюджетной (бухгалтерской) отчетности
Сроки представления отчетности устанавливаются вышестоящим распорядителем, главным распорядителем, администратором, главным администратором, финансовым органом соответствующего бюджета, учредителем бюджетного (автономного) учреждения.
Если установленная дата представления отчетности совпадает с праздничным (выходным днем, ее представление осуществляется не позднее первого рабочего дня, следующего за установленным днем представления.
Днем представления отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи отчетности на бумажном носителе по принадлежности (п. 10 Приказа N 191н, п. 6 Инструкции N 33н).
В качестве доказательства нарушения сроков представления годовой бюджетной отчетности суд может принять уведомление о получении отчетности в электронном виде (см. решение Краснодарского краевого суда от 15.08.2016 N 12-2869/2016).
Устное сообщение главным бухгалтером того, что подлежащая представлению им отчетность имеет нулевые показатели, не приравнивается к представлению отчетности (см., например, постановление Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 N 4А-631/2018)
Если в установленные сроки представлены не все формы отчетности, отчетность не считается представленной своевременно (постановление Архангельского облсуда от 23.08.2019 N 4А-423/2019).
Состав бюджетной отчетности установлен п. 3 ст. 264.1 БК РФ. Перечень форм отчетов, формируемых в составе бюджетной отчетности, порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ установлен инструкцией, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н. Для государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений состав и порядок представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности установлен инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н).
Нарушение требований ведомственных (внутренних) актов, применяемых в силу п. 5 ст. 264.1 БК РФ ГРБС (получателями бюджетных средств) в целях обеспечения детализации финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, не могут рассматриваться в контексте ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Типичные ошибки в учете и отчетности
Судебной практики по новой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ пока нет, поэтому по некоторым вопросам можно ориентироваться на судебную практику в отношении казенных и бюджетных учреждений, сложившуюся до 09.06.2019.
Ответственность за правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ
Новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрен иной подход к применению административной ответственности за правонарушения в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности для организаций бюджетной сферы.
Непредставление отчетности или ее представление с нарушением установленных сроков по-прежнему наказывается административным штрафом в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
А вот мера ответственности за искажение показателей отчетности, в т.ч. консолидированной, зависит от того, насколько серьезным является допущенное нарушение:
Значительность нарушения |
Степень искажения показателя отчетности, иные факторы |
Занижение сумм налогов / взносов в результате искажения показателей отчетности |
Мера ответственности |
Незначительное |
Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, при этом сумма искажения не превышает 100 тыс. руб.; ИЛИ Не более чем на 1%, при этом сумма искажения более 100 тыс. руб., но превышает 1 млн. руб. |
Не более 100 тыс. руб. |
Предупреждение ИЛИ Штраф от 1 000 до 5 000 руб (ч. 2, п. 2 Примечания ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Повторное нарушение: Штраф от 5 000 до 15 000 руб (ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ) |
Значительное |
Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, при этом сумма искажения более 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.; ИЛИ Не более чем на 1%, при этом сумма превышает 1 млн. руб. |
Больше 100 тыс. руб., но не более 1 млн. руб. |
Штраф от 5 000 до 15 000 руб (ч. 3, п. 3 Примечания ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Повторное нарушение: Штраф от 15 000 до 30 000 руб (ч. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ) |
Грубое |
Более чем на 10%; ИЛИ Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, при этом сумма искажения превышает 1 млн. руб.; ИЛИ Наличие хотя бы одного из факторов: 1. Искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 2. Включение в отчетность показателей, которые не подтверждены регистрами бухучета и первичными документами; 3. Регистрация в регистрах бухучета мнимого или притворного объекта учета; 4. Ведение счетов вне применяемых регистров бухучета; 5. Отсутствие первичных документов, регистров, отчетности или аудиторского заключения, в случае, когда аудит обязателен, в течение сроков хранения таких документов |
Более 1 млн. руб. |
Штраф от 15 000 до 30 000 руб (ч. 4, п. 4 Примечания ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Повторное нарушение: Штраф от 30 000 до 50 000 руб (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ) |
Помочь предотвратить некоторые грубые правонарушения могут следующие меры:
- хранение первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета не менее пяти лет после отчетного года. При этом следует обратить внимание на их подборку и брошюровку;
не допустить включение в отчетность показателей, не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и/или первичными учетными документами, поможет составление отчетности исключительно на основе данных Главной книги и иных учетных регистров, а также обязательное проведение сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета. Тем более что это требование закреплено в Инструкциях по составлению отчетности.
Поскольку при квалификации нарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ во внимание берется не только искажение показателя отчетности, но и занижение сумм налогов, сборов и страховых взносов, в этой связи стоит особое внимание уделить учетным данным, формирующим облагаемую базу для исчисления налогов и сборов. В частности:
- перед составлением отчетности уточнять информацию об изменении кадастровой стоимости земельного участка;
- использовать для расчета налога на имущество данные об остаточной стоимости имущества, актуализированные после проведения годовой инвентаризации и списания с баланса объектов, не соответствующих понятию "актив".
При составлении Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769) необходимо убедиться, что показатель задолженности по уплате налога соответствует сумме налога по декларации / расчету. Показатели дебиторской / кредиторской задолженности обязательно должны быть подтверждены актами сверки, в том числе с налоговыми органами. Нередки ситуации, когда данные учета соответствуют данным налоговых деклараций, а при сверке выявляется задолженность, о которой учреждению ничего не известно. Чаще всего это незначительные суммы пени. Однако такая ситуация может свидетельствовать о нарушениях со стороны сотрудников учреждения, вплоть до хищения денежных средств.
В целом же новая редакция ст. 15.15.6 КоАП существенно смягчает ответственность за незначительные и значительные нарушения, а также предусматривает случаи освобождения бухгалтера от штрафа за искажение отчетности.
Так, должностные лица освобождаются от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации (расчета) и уплаты на основании такой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения отчетности, а также уплаты соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;
2) представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в отчетности):
- до принятия отчетности финансовым органом, ГРБС, учредителем государственного (муниципального) учреждения, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - субъект консолидированной отчетности);
- после принятия отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения ошибок в отчетности органом, уполномоченным составлять протоколы об правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ;
- после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности (п. 6 Примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ).
При исправлении ошибки в учете прошлых лет до ее выявления проверяющими важно не только исправить ошибку и пересмотреть входящие остатки, но и зафиксировать этот факт. Сделать это нужно путем уведомления учредителя об исправлении ошибки - предоставлением Сведений об изменении остатков валюты баланса (ф.ф. 0503173, 0503773). Именно из них проверяющие должны узнать, что ошибка обнаружена и исправлена учреждением до ее выявления в ходе проверки, и только в этом случае можно рассчитывать на освобождение от ответственности. Сведения (ф.ф. 0503173, 0503773) имеют периодичность по моменту возникновения факта исправления ошибок. Конечно, сопровождать исправление каждой ошибки представлением этих отчетных форм нецелесообразно, но можно установить в учетной политике любую периодичность - 1 раз в месяц, 1 раз в квартал и т.д.
При этом следует обратить внимание, что изменение остатков валюты баланса может повлиять на изменение размера крупной сделки. Но как быть, если контракт уже заключен и находится на этапе исполнения? Исходя из требований законодательства согласование крупной сделки - процедура предварительная, соответственно, утверждать сделку исходя из новых показателей не вполне правомерно, и учредитель вполне может отказаться от нового согласования. Наиболее правильным, и наиболее консервативным в такой ситуации будет письменное уведомление учредителя о сложившейся ситуации*(1).
Ответственность за искажение показателей отчетности не применяется к главбуху или лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению учета, если искажение допущено по вине других лиц в результате:
- несоответствия составленных ими первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;
- несвоевременной передачи (непередачи) в бухгалтерию первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (п. 5 Примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Чтобы из-за позднего предоставления документов главбух не был привлечен к ответственности, необходимо урегулировать вопрос, связанный с представлением документов от контрагентов или из структурных подразделений учреждения в необходимые сроки. Например, с помощью графика документооборота, которым будет определен порядок и сроки передачи первичных / сводных учетных документов между должностными лицами для отражения их в учете. Также в должностных инструкциях и учетной политике следует закрепить положение о том, что должностные лица, ответственные за совершение фактов хозяйственной жизни и оформление первичных учетных документов, обязаны оформлять их надлежащим образом и своевременно передавать в бухгалтерское подразделение для регистрации операций. Получая акт проверки, следует убедиться, что при описании нарушения было зафиксировано, кто по должностному регламенту является ответственным за эту операцию*(1).
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ составляет 2 года со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частями 2-4 ст. 15.15.6 КоАП РФ
Повторное совершение правонарушения является обстоятельством отягчающим ответственность и учитывается при назначении наказания. Частями 5-7 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрены более высокие штрафы за повторное совершение аналогичных правонарушений.
Повторным признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Важным моментом для установления повторности является срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Данный срок устанавливается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). То есть если правонарушение, предусмотренное ч.ч. 2-4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, совершено за пределами этого периода, оно не может быть признано совершенным повторно и не должно квалифицироваться по ч.ч. 5-7 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае повторность предусмотрена в качестве квалифицирующего признака конкретного правонарушения, поэтому в силу ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ общая норма о повторности правонарушения, предусмотренная ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не должна учитываться как отягчающее ответственность обстоятельство.
Это связано с тем, что если применить и специальную норму о повторности, предусмотренную ст. 15.15.6 КоАП РФ, и общую норму, предусмотренную ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, ответственность будет ужесточена дважды (см., например, постановление ВС Удмуртской Республики от 17.07.2014 N 4а-320).
Подробнее о повторных правонарушениях смотрите материал Повторное совершение административного правонарушения в финансово-бюджетной сфере.
Применение новой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ к правонарушениям, совершенным до 09.06.2019
По общему правилу лицо, совершившее правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ). Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Некоторые суды отмечают, что новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ существенно смягчена ответственность за незначительное и значительное искажение отчетности, а также предусмотрены случаи освобождения от штрафа за искажение отчетности. Таким образом, правонарушения, связанные с искажением отчетности, совершенные до 09.06.2019, по которым постановление еще не вынесено, должны рассматриваться с учетом новой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ, и в случае если искажение можно признать незначительным или значительным, правонарушение подлежит квалификации по ч. 2 или ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ действующей редакции, поскольку их санкции предусматривают более мягкое наказание. Если же имеется грубое нарушение требований к учету (отчетности), правонарушение должно квалифицироваться в соответствии со старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ. Если постановление о назначении наказания по ст. 15.15.6 КоАП РФ принято до 09.06.2019 в соответствии со старой редакцией, но не исполнено, оно может быть переквалифицировано по ч. 2 или ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ, предусматривающим более мягкое наказание, или отменено.
Для квалификации или переквалификации правонарушения в соответствии с новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ должны быть установлены обстоятельства, позволяющие отнести искажение отчетности к той или иной категории (например, величина процента искажения показателя отчетности). Указанные сведения отражаются в протоколе. Отсутствие этих сведений в силу ч. 3 ст. 28.8, п. 3 ст. 29.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ может явиться обстоятельством для возврата протокола или отмены постановления в связи с недоказанностью, если имеются основания полагать, что при их наличии правонарушение могло бы быть квалифицировано по по ч. 2 или ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ(см, например, решение Ярославского облсуда от 03.07.2019 N 30-2-326/2019).
Встречаются также решения судов, где отмечается, что поскольку новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ не содержит такое правонарушение, как "предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности", производство по делу подлежит прекращению (решение Астраханского облсуда от 13.09.2019 N 21-798/2019).
В большинстве же случаев, как показывает практика, суды не рассматривают и не пересматривают дела по правонарушениям, связанным с искажением отчетности, совершенным до 09.06.2019 в соответствие с новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ (см. решения ВС Республики Башкортостан от 24.06.2019 N 21-657/2019, ВС Республики Адыгея от 30.07.2019 N 7-143/2019).
________________________
*(1) рекомендации представителя Минфина России (см. Пять советов, как избежать ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ замдиректора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в госсекторе Минфина России С. С. Бычкова)
Тема
Виды административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере
См. также
Бюджетная отчетность казенных учреждений и органов власти
Представление и размещение годовой бюджетной отчетности
Общие требования к составлению бюджетной отчетности
Учет санкционирования расходов в казенном учреждении
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.