Направление несовершеннолетних на соревнования, конкурсы, олимпиады и другие выездные мероприятия
(для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Категории несовершеннолетних. Дееспособность
Выдача денег несовершеннолетним на оплату расходов, связанных с участием в выездном мероприятии
Несовершеннолетний - подотчетное лицо
Сопровождение детей на конкурсы, соревнования штатными сотрудниками, внештатными лицами
Достаточно часто учреждения, например, образовательные, спортивные направляют своих учащихся на самые различные мероприятия (конкурсы, олимпиады, соревнования), которые проходят вне места нахождения организации. Участие в подобного рода мероприятиях - одно из основных академических прав, предоставляемых обучающимся (п. 22 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). В связи с этим для детей такие поездки, по сути, будут являться частью учебного процесса, предусмотренной соответствующими учебными планами и учредительными документами учреждения, а расходы на данные мероприятия учитываются при утверждении документов финансового планирования.
Как правило, денежные средства на оплату таких расходов выдаются сопровождающим детей лицам, либо таким лицам возмещаются расходы, произведенные в интересах детей согласно установленным в публично-правовом образовании нормам. Но в редких случаях денежные средства на оплату расходов, связанных с участием в мероприятиях, могут выдаваться/возмещаться непосредственно несовершеннолетним, однако при решении данного вопроса необходимо помнить, что дееспособность несовершеннолетних граждан ограничена. Поясним подробнее.
Категории несовершеннолетних. Дееспособность
По общему правилу, гражданская дееспособность (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
В зависимости от объема их гражданской дееспособности гражданское законодательство выделяет следующие категории несовершеннолетних :
- малолетние в возрасте до 6 лет (п. 1 ст. 28 ГК РФ);
- малолетние, в возрасте от 6 до 14 лет (п. 2 ст. 28 ГК РФ);
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ).
Дети, не достигшие 6 лет, считаются полностью недееспособным и не вправе совершать никаких сделок, в том числе мелких бытовых, за все их действия отвечают законные представители.
Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК РФ).
Остальные сделки от имени малолетних могут совершать только их родители, усыновители или опекуны, которые несут имущественную ответственность по любым сделкам малолетнего, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними (п. 1, п. 3 ст. 28 ГК РФ).
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК РФ.
По достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах (п. 2 ст. 26 ГК РФ).
Остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем (п. 1 ст. 26 ГК РФ).
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 26 ГК РФ. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с ГК РФ.
Особо отметим, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (п. 1 ст. 27 ГК РФ). Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда (п. 2 ст. 27 ГК РФ).
Кроме того, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ).
Выдача денежных средств несовершеннолетним на оплату расходов, связанных с участием в выездном мероприятии.
По общему правилу, установленному ст. 28 ГК РФ, сделки за малолетних, могут совершать от их имени только их законные представители. Вместе с тем, малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст.28 ГК РФ), аналогичное правило установлено в отношении несовершеннолетних в возрасте до 18 лет (пп. 4 п. 2 ст. 26 ГК РФ), что формально позволяет сопровождающим детей лицам передавать им определенные денежные средства для осуществления расходов (на определенные цели).
Однако, на наш взгляд, такой порядок распоряжения денежными средствами не соответствует требованиям законодательства.
Дело в том, что на сопровождающих лиц возлагается ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних. Напомним, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся (ч. 3 ст. 28, ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий.
Таким образом, выдача сопровождающим лицом денежных средств несовершеннолетним на питание и осуществление иных расходов не в полной мере соответствует требованиям действующих нормативных правовых актов - в этом случае, при определенных обстоятельствах, сопровождающий не сможет проконтролировать целевое расходование денежных средств и, как следствие, обеспечение учащихся питанием или удовлетворение иных потребностей в соответствии с действующими нормами (правилами). В таком случае подобные расходы ответственному сотруднику учреждения целесообразно производить самостоятельно.
Однако напомним, что в отличие от малолетних, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки, за исключением, названных в п. 2 ст. 26 ГК РФ, с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя). Соответственно, учреждение может заключить с таким несовершеннолетним гражданско-правовой договор, предусматривающий несение или возмещение расходов, связанных с направлением ребенка на соответствующее мероприятие, при наличии письменного согласия родителей. По условиям такого договора денежные средства несовершеннолетнему могут быть выданы под отчет (об этом см. ниже).
Если же несовершеннолетний является эмансипированным или же приобрел дееспособность в полном объеме в связи с вступлением в брак (ст. 21, ст. 27 ГК РФ), порядок несения/возмещения расходов в отношении данных лиц такой же, как и в отношении лиц, достигших 18 лет.
Несовершеннолетний - подотчетное лицо
По смыслу положений Указаний Банка России N 3210-У под подотчетными лицами понимаются не только работники учреждения, но и лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры (п. 5 Указания N 3210-У).
Как мы ранее отметили, практически все сделки за малолетних, не достигших возраста 14 лет, совершают только их законные представители, что практически лишает таких несовершеннолетних возможности самостоятельно вступать в договорные отношения с учреждением, направляющим их для участия в мероприятиях, равно как и быть подотчетными лицами такого учреждения.
И, напротив, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, заключивший с учреждением с письменного согласия родителей гражданско-правовой договор, условиями которого предусмотрено возмещение расходов, связанных с участием в соревнованиях, олимпиадах, может являться подотчетным лицом учреждения, и ему могут быть выданы денежные средства для осуществления соответствующих расходов.
Упомянутым гражданско-правовым договором, заключаемым с несовершеннолетним лицом, может предусматриваться выплата фиксированной суммы, включающей компенсацию расходов, связанных с поездкой, либо возмещение несовершеннолетнему произведенных им расходов на проезд, проживание и т.п. В первом случае, несовершеннолетнему выплачивается предусмотренная договором сумма, предоставление отчета о произведенных расходах не требуется. Во втором, все понесенные несовершеннолетним расходы должны быть подтверждены документально (проездными билетами, счетами или квитанциями из гостиниц, и т.д.).
При этом очевидно, что условия договора об оплате расходов несовершеннолетнего должны предопределяться нормативным правовым актом соответствующего публично-правового образования, устанавливающим порядок оплаты соответствующих расходных обязательств.*(1) Как правило, такими актами закрепляется не только право участника мероприятия на возмещение расходов, связанных с участием в мероприятии, но и предельные нормы таких расходов, а также порядок их возмещения. В случае отсутствия такого нормативного документа, для учета и контроля расходования денежных средств учреждению необходимо самостоятельно разработать порядок осуществления расходов на участие несовершеннолетних в мероприятиях и закрепить его в своем локальном акте. Отметим, что наличие такого правового акта не является препятствием для заключения с несовершеннолетним лицом вышеупомянутого договора гражданско-правового характера.
Особого порядка возмещения расходов несовершеннолетнего законодательно не предусмотрено. На практике такие расходы возмещаются на основании заявления, которое может быть представлено как одним из родителей несовершеннолетнего, так и самим учащимся, достигшим возраста 14 лет, но обязательно с согласия родителей. Это следует из положений ст. 26 ГК РФ.
В редких случаях, оплата питания, проезда и проживания в месте проведения мероприятий может возмещаться несовершеннолетнему в качестве командировочных расходов. Напомним, что несовершеннолетний может быть направлен в командировку только при условии заключения с ним трудового договора. А по общему правилу, установленному ст. 268 ТК РФ направление в служебные командировки работников в возрасте до 18 лет запрещено. Исключения данной нормой установлены для отдельных категорий работников: творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). Кроме того, согласно части третьей ст. 348.8 ТК РФ допускается направление в служебные командировки спортсменов, не достигших возраста 18 лет только в случаях и порядке, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
______________________________
*(1) См., например, Постановление Администрации города Перми от 08.07.2010 N 413 "Об утверждении Порядка финансирования мероприятий в сферах образования норм расходов на их проведение и Порядка осуществления расходов на участие учащихся муниципальных образовательных учреждений в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях", Решение Якутской городской Думы от 29.04.2010 N РЯГД-25-7 "Об утверждении Положения "О порядке исполнения полномочий в области общего среднего, дошкольного, дополнительного образования, финансировании муниципальных образовательных учреждений Городского округа "Город Якутск", Постановление Администрации Холмского муниципального района Новгородской области от 25.01.2019 N 36 "Об утверждении Положения о порядке направления обучающихся образовательных учреждений района на олимпиады, конференции, спортивные соревнования и прочие мероприятия", Приказ министерства физической культуры и спорта Краснодарского края от 13.02.2017 N 133 "Об утверждении порядка финансирования за счет средств краевого бюджета и норм расходов средств на проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также участие в межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятиях", Постановление Администрации муниципального образования г. Губкинский от 30.05.2017 N 964 "Об утверждении Порядка финансирования организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и участия в них"
Сопровождение детей на конкурсы, соревнования штатными сотрудниками, внештатными лицами
В большинстве случаев несовершеннолетние направляются для участия в олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях и культурно-массовых мероприятиях в сопровождении взрослых.
Такими сопровождающими могут быть: работники учреждения, направляющего несовершеннолетних на мероприятие, назначаемые приказом руководителя такого учреждения, родители (законные представители) несовершеннолетнего, другие родственники несовершеннолетнего (бабушки, дедушки и пр.), иные лица.
Обязанность сопровождения несовершеннолетних работниками учреждения может устанавливаться соответствующими нормативными актами*(2). В таком случае работникам учреждения, могут выдаваться денежные средства под отчет, с целью осуществления расходов на проживание, проезд, питание несовершеннолетних и пр.
Законодательно не установлен порядок направления несовершеннолетних на выездные мероприятия. Как правило, перед проведением таких мероприятий руководитель учреждения издает приказ о направлении детей для участия в мероприятии, утверждает список таких участников, а также назначает сопровождающих из числа работников или иных лиц. Данные лица должны быть ознакомлены под роспись с приказом, в котором указываются сроки и место проведения мероприятия, условия и требования к его проведению, цель сопровождения, определяется мера ответственности за жизнь и здоровье детей в пути следования. Им разъясняется план мероприятия и проводится инструктаж по соблюдению правил техники безопасности во время поездки. Аналогичный инструктаж проводится с несовершеннолетними участниками мероприятия.
До направления участников на мероприятие необходимо проинформировать организатора мероприятия о направлении участников и сопровождающих, предоставив утвержденный руководителем учреждения список таких лиц. Также составляется предварительная смета расходов, связанных с участием в мероприятии и при необходимости бронируются места в гостиничных номерах по месту назначения, приобретаются проездные документы (билеты).
В случае участия в мероприятии несовершеннолетних лиц направляющее учреждение вправе запросить письменное согласие родителей (законных представителей) на направление несовершеннолетнего на мероприятие с указанием сроков, места проведения мероприятия. Если ребенка сопровождает лицо, не являющееся его законным представителем, например, бабушка или дедушка, целесообразно потребовать доверенность, выданную законными представителями, на сопровождение ребенка для участия в мероприятии. Кроме того, до направления несовершеннолетнего на мероприятие, необходимо получить согласие родителя (законного представителя) несовершеннолетнего лица, на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных несовершеннолетнего лица. Такое требование может предъявляться организаторами мероприятий и закрепляться в нормативных актах, регламентирующих порядок направления лиц на участие в выездных мероприятиях*(3).
Сопровождение несовершеннолетних работником учреждения
Для сотрудников учреждений, сопровождающих несовершеннолетних, подобные поездки являются служебными командировками и оплачиваются в общеустановленном порядке (ст.ст. 166-168 ТК РФ).
На основании части первой ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Для применения данного вида расходов необходимо одновременное выполнение следующих условий: перечень иных расходов, которые сотрудники могут производить в командировке с разрешения работодателя, установлен в локальном акте учреждения или коллективном договоре (см. также письмо Минфина России от 02.12.2016 N 02-05-11/71822); расход совершен с ведома или разрешения работодателя и входит в установленный перечень.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Аналогичная норма содержится в п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729.
Отметим, что сотрудник организации, сопровождающий несовершеннолетних, вправе осуществлять расходы, связанные с оплатой питания, проезда и проживания таких лиц, за счет выданных учреждением денежных средств под отчет. Такой порядок вполне соответствует требованиям законодательства. При этом в качестве оправдательных документов к авансовому отчету могут быть приложены документы, подтверждающие расходование денежных средств (кассовые чеки, квитанции и т.д.), а также документы, подтверждающие присутствие несовершеннолетних граждан на приеме пищи (например, справка, составленная в произвольной форме и подписанная сотрудником, а также представителями организаторов мероприятия). Дополнительным подтверждением целевого расходования денежных средств подотчетным лицом могут служить, в том числе, документы, в которых несовершеннолетние письменно подтвердят обеспечение их питанием.
Сопровождение несовершеннолетних лицом, не являющимся работником учреждения
Если порядок направления на мероприятие сопровождающих лиц из числа работников учреждения вполне ясен, то порядок направления сопровождающих из числа лиц, не являющихся работниками учреждения, нормативно не урегулирован. Как правило, учреждение направляет таких сопровождающих в качестве волонтеров, заключив с ними гражданско-правовой договор, например, договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), поручения (ст. 971 ГК РФ) или иной договор, устанавливающий, в том числе, обязанность сопровождения детей. *(4) Указанными договорами может быть предусмотрена не только выплата вознаграждения за сопровождение участников на выездное мероприятие, но и компенсация сопровождающему лицу расходов на проезд, питание, проживание в месте проведения мероприятия. Как правило, порядок выдачи, расходования денежных средств, их нормы, а также документальное оформление подобных расходов устанавливаются правовым актом соответствующего публично-правового образования.*(5) Таким актом может быть предусмотрена выдача сопровождающему лицу денежных средств под отчет для осуществления расходов на проживание, проезд, питание несовершеннолетних, а также необходимость оформления отчета, подтверждающего расходование выданных денежных средств. В случае отсутствия такого нормативного документа, для учета и контроля расходования денежных средств учреждению необходимо разработать такой порядок самостоятельно и закрепить его в своем локальном акте.
Напомним, когда формы первичных учетных документов и регистры бухгалтерского учета не регламентированы положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н, могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно. Такие документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н). В частности, учреждение может самостоятельно разработать форму документа (отчета), подтверждающего расходование выданных средств для таких целей, закрепив ее в своем локальном акте, регулирующем порядок выдачи (расходования) денежных средств при направлении несовершеннолетних на различного рода мероприятия.
Особо отметим, так как указанные лица не являются работниками организации, их поездки на различные мероприятия (конференции, соревнования, олимпиады и т.п.) нельзя рассматривать в качестве командировки.
______________________________
*(2) См. п. 2.2. Положения о порядке направления обучающихся образовательных учреждений района на олимпиады, конференции, спортивные соревнования и прочие мероприятия, утв. Постановлением Администрации Холмского муниципального района Новгородской области от 25.01.2019 N 36., П. 3.2.2 Приказа Министерства образования и науки Пензенской области от 20.03.2007 N 105 "О проведении областных олимпиад (конкурсов) профессионального мастерства среди обучающихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Пензенской области"
*(3) См. п. 17 Порядка проведения олимпиад школьников, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 04.04.2014 N 267, п. 2.3. Положения о порядке проведения и финансирования официальных физкультурных, спортивных и иных мероприятий, обеспечение участия в них за счет средств бюджета города Севастополя, утв. Приказом Управления по делам молодёжи и спорта г. Севастополя от 10.08.2017 N 265 "О порядке проведения и финансирования официальных физкультурных, спортивных и иных мероприятий, обеспечение участия в них за счет средств бюджета города Севастополя и утверждении нормативов затрат средств бюджета города Севастополя на проведение официальных физкультурных и спортивных мероприятий города Севастополя, а также официальных значимых физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых в городе Севастополе, включенных в календарный план".
*(4) Разумеется, при заключении указанных договоров организациям бюджетной сферы необходимо учитывать требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(5) См., например, Порядок финансирования (возмещения) расходов на участие одаренных детей в области образования и лиц, их сопровождающих, во всероссийских и международных интеллектуальных, спортивных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, мероприятиях, а также профильных сменах в международных и всероссийских детских центрах, утв. Приказом министерства образования Красноярского края от 19.11.2015 N 64-11-04, Положение об обеспечении участия обучающихся муниципальных образовательных организаций города Нижневартовска, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска, в мероприятиях межмуниципального, регионального и всероссийского уровней, утв. Постановлением администрации г. Нижневартовска от 23.10.2017 N 1562.
Денежные призы несовершеннолетним за победы
Порядок финансирования выездных мероприятий с участием несовершеннолетних за счет средств соответствующего бюджета устанавливается нормативными правовыми актами публично-правового образования, финансирующего мероприятие. Такими нормативными актами помимо прочего могут устанавливаться предельные нормы расходов на приобретение памятных призов, сувениров, подарков для награждения победителей, призеров и участников мероприятий*(6).
Как правило, в целях финансового обеспечения мероприятий, в том числе, за счет бюджетных средств, до начала очередного финансового года в сроки, установленные нормативными правовыми актами публично-правового образования, разрабатывается и утверждается план таких мероприятий. Причем, источниками финансирования мероприятий могут быть не только средства бюджета публично-правового образования, но и доходы от оказания платных услуг; вступительные взносы; спонсорские, добровольные, имущественные взносы и пожертвования, а также иные источники в соответствии с законодательством РФ*(7).
Порядок выдачи призов за участие в мероприятии, в том числе денежных, определяется организаторами мероприятия. Так, например, нормативными актами, регламентирующими порядок выдачи призов, может быть предусмотрена необходимость подачи заявления победителем мероприятия или законным представителем несовершеннолетнего лица о перечислении денежного приза на банковский счет*(8).
______________________________
*(6) См., например, Постановление администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 08.02.2016 N 259-п "О порядке финансирования и установления норм расходов на проведение мероприятий в сфере культуры, образования, молодежной и социальной политики за счет средств бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан", Постановление Администрации города Тынды Амурской области от 21.07.2017 N 1681 "Об утверждении Порядка финансирования мероприятий в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта и норм расходов на проведение и участие учащихся муниципальных образовательных учреждений в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях за счет средств бюджета города Тынды", Постановление администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области от 28.09.2018 N 1074 "О внесении изменения в постановление администрации района от 11.10.2017 N 1436 (ред. от 20.04.2018) "О Порядке расходования средств бюджета муниципального района на проведение районных мероприятий и участие в региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятиях в сфере образования".
*(7) См., например, п. 4.1 порядка финансирования и установления норм расходов на проведение мероприятий в сфере культуры и искусства за счет средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск", утв. Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 27.12.2012 N П-1750, п. 1.6. порядка финансирования и установления норм расходов на проведение мероприятий в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики за счет средств бюджета Сосновского муниципального района, утв. Постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 23.06.2017 N 1826.
*(8) См. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 02.07.2014 N 33 "Об областных экологических конкурсах", Решение Совета муниципального образования городского округа "Инта" Республики Коми от 29.10.2018 N III-22/14 "Об учреждении призов в денежной форме муниципального образования городского округа "Инта" для одаренных детей и талантливой молодежи (победителей, призеров и участников городских (районных), республиканских, всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований и других мероприятий) сферы образования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.