Ответственное хранение товара, не принятого организацией бюджетной сферы
В ходе исполнения контрактов / договоров закон позволяет учреждению отказаться принять товар, в частности, при поставке с нарушением условия о качестве (п. 2 ст. 475, ст. 518 ГК РФ), количестве (ст. 466 ГК РФ), об ассортименте (п. 1, 2 ст. 468 ГК РФ), о таре и (или) упаковке (п. 1, п. 2 ст. 482 ГК РФ).
Приемка товаров государственными и муниципальными учреждениями в ходе исполнения контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, осуществляется в порядке, предусмотренном контрактом (п. 1 ч. 13 ст. 34 данного закона) с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ (ст. 94 данного закона) и положений гражданского законодательства*(1). Согласно ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемка поставленного товара оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. Иных требований к порядку фиксации факта поставки товара, не соответствующего условиям контракта, Закон N 44-ФЗ не содержит. Особый порядок может быть установлен контрактом или локальными актами, утвержденными учреждением.
Равным образом, не установлено особых требований к приемке товаров и оформлению документов в ходе такой приемки, Законом N 223-ФЗ, поэтому приемка товаров по договорам, заключенным в соответствии с требованиями данного закона осуществляется в порядке, установленном ГК РФ и непосредственно договором поставки.
Отметим, что даже если договором не установлен порядок приемки товаров и оформления документов о приемке, в случае выявления учреждением любых обстоятельств, явившиеся основанием для отказа принять товар, целесообразно (на случай возникновения спора) их фиксировать способами, которые позволяли бы обеспечить документальное подтверждение наличия таких оснований. На практике, информация о выявленных в ходе приемки несоответствиях товаров фиксируются в акте приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220). Требования о составлении в ходе приемки товаров упомянутых актов может быть включено в контракт*(2).
Акт составляется членами комиссии по поступлению и выбытию активов. Желательно, чтобы в составлении этого документа принимали участие ответственные лица и представители отправителя (поставщика) или представители незаинтересованной организации. Акт служит основанием для оформления учреждением-покупателем письменной претензии, в которой указываются соответствующие требования (например, о замене товара или о возврате денег).
Вместе с тем, учреждение вправе зафиксировать факт несоответствия товара в иных документах, например, актах входного контроля, о расхождении, о несоответствии качества, о некомплектности и т.п. Форма таких документов законом не предусмотрена. Напомним, что отсутствие оговорок о явных недостатках товара в документе, подтверждающем приемку товара, зачастую препятствует последующему доказыванию факта ненадлежащего исполнения обязательств по поставке товара*(3).
Как следует из п. 1 ст. 514 ГК РФ, в случаях, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика.
Унифицированной формы указанного уведомления нет. Как правило, в уведомлении указываются: обстоятельства, явившиеся основанием для отказа принять товар; перечень товаров, принимаемых на ответственное хранение; порядок и место хранения товаров (например, сообщается о передаче товара на хранение третьему лицу в случае невозможности хранения товара учреждением); срок, в течение которого поставщик обязан вывезти товары или распорядиться ими (такой срок должен быть разумным (п. 2 ст. 514 ГК РФ)).
Законодательно не установлено требование об оформлении упомянутого уведомления в виде отдельного документа. Информация об отказе от переданного поставщиком товара и его приемке на ответственное хранение может быть включена в мотивированный отказ от подписания документа о приемке товара (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ), претензию или решение/уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта/договора (ч. 9, ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)*(4).
Способы передачи указанного уведомления закон не регламентирует. Его можно вручить представителю поставщика лично (под подпись на втором экземпляре уведомления, подтверждающую, что он получил этот документ) или отправить контрагенту по почте. Поскольку учреждению необходимо обеспечить наличие документального подтверждения факта отправки уведомления, в последнем случае уведомление следует направить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения*(5).
Вручая уведомление представителю поставщика, следует убедиться в наличии у него полномочий, необходимых для принятия уведомления от имени контрагента. Если уведомление принимает не руководитель, а другой работник организации, право принимать письменные сообщения, относящиеся к исполнению договора, может вытекать из его должностных обязанностей, предусматриваться доверенностью или явствовать из обстановки (например, очевидно, что секретарь, находящийся в офисе организации и принимающий входящую корреспонденцию, уполномочен принять и упомянутое уведомление)*(6).
Несоблюдение учреждением правил, касающихся уведомления поставщика об отказе принять товар, равно как и направление такого уведомления с существенной задержкой, может явиться основанием для отказа в удовлетворении требований учреждения, связанных с отказом принять товар*(7).
Если поставщик в разумный срок после получения указанного в ст. 514 ГК РФ уведомления не вывезет или не распорядится находящимся на ответственном хранении товаром, учреждение вправе реализовать товар или возвратить его поставщику с передачей ему выручки от реализации и отнесением на него соответствующих расходов (п.п. 2, 3 ст. 514 ГК РФ).
Отметим, что учреждение, по общему правилу не вправе пользоваться товарами, принятыми на ответственное хранение, без разрешения поставщика (ст.ст. 892, 906 ГК РФ).
При невозможности осуществления хранения товара силами учреждения, товар может быть передан на хранение третьему лицу с последующей компенсацией соответствующих расходов поставщиком учреждению (п. 3 ст. 514 ГК РФ). Вопрос о необходимости привлечения в таком случае хранителя решается учреждением самостоятельно с учетом потребительских свойств и характеристик товара и наличием возможности обеспечения учреждением сохранности товара в неизменном виде. Отметим, что заключение договора хранения товаров будет являться для учреждения закупкой, осуществлять которую необходимо в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ или при наличии у учреждения такого права - Закона N 223-ФЗ*(8).
В случае осуществления хранения товаров силами учреждения целесообразно хранить такие товары отдельно от идентичных товаров, имеющихся у учреждения
Особого порядка оформления принятия товаров на ответственное хранение не предусмотрено. В целях решения данного вопроса учреждению необходимо руководствоваться требованиями локальных актов с учетом условий контракта/договора. Нередко в подобных ситуациях учреждениями составляется акт о принятии товаров на ответственное хранение, в котором фиксируется перечень товаров, принятых на ответственное хранение, срок хранения товаров, особенности, связанные с условиями хранения товара (например, необходимость передачи товара на хранение третьему лицу). Факт приемки товара на ответственное хранение может быть зафиксирован также в акте приемки товара*(9).
Непринятие учреждением товаров, не соответствующих условиям договора, на ответственное хранение и необеспечение их сохранности может послужить основанием для взыскания убытков*(10).
______________________________
*(1) Подробнее об этом см. в Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг.
*(2) См., например, постановление Тринадцатого ААС от 22.10.2019 N 13АП-27175/19, постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.01.2019 N Ф08-11649/18, постановление Одиннадцатого ААС от 05.04.2018 N 11АП-1150/18.
*(3) См., например, постановление АС Волго-Вятского округа от 13.01.2020 N Ф01-7586/19, постановление АС Уральского округа от 03.07.2018 N Ф09-3688/18.
*(4) Отметим, что согласно ст. 165.1 ГК РФ правовые последствия любого юридически значимого сообщения, к которому могут быть отнесены, в частности: претензия, извещение об отказе от принятия товара, уведомление о недостатках товара и приемке товара на ответственное хранение и т.д., по общему правилу наступают для его получателя с момента доставки такого сообщения ему или его представителю. При этом сообщение считается доставленным и в том случае, если адресат не получил его или не ознакомился с ним по зависящим от него обстоятельствам. Иные правила могут быть предусмотрены законом или условиями сделки или следовать из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
*(5) При этом, уведомление, доставленное по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считается полученным юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54, ст. 165.1 ГК РФ). Подтверждением факта получения поставщиком уведомления может быть поступившее от органа почтовой связи уведомление о вручении письма с подписью представителя контрагента, отметка почты о возврате письма в связи с истечением срока хранения и т.д., в зависимости от способа отправки уведомления. Соответственно, уведомление будет считаться полученным в день, когда представитель контрагента расписался в уведомлении о вручении ему письма работником почтовой службы, либо в день, когда истек срок хранения корреспонденции на почте (п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Движение почтовых отправлений можно отслеживать по штемпелям на конверте или на сайте почты России в Интернете (https://www.pochta.ru/TRACKING).
*(6) См. абзац второй п. 1 ст. 182 ГК РФ, п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57.
*(7) См., например, постановление АС Уральского округа от 29.01.2020 N Ф09-9582/19, постановление АС Северо-Западного округа от 01.08.2019 N Ф07-6921/19, постановлении ФАС Поволжского округа от 03.07.2014 N А12-21296/2013.
*(8) О порядке отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете передачи материальных ценностей на ответственное хранение см. в Энциклопедии решений. Лицо, ответственное за хранение нефинансовых активов (для бюджетной сферы).
*(9) См. Приложение 1 к Постановление Администрации муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области от 1 августа 2016 г. N 260 "О создании приемочных комиссий для приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения контракта при осуществлении закупок при администрации муниципального образования - Новомичуринское городское поселение"
*(10) См., например, постановление АС Поволжского округа от 18.10.2016 N Ф06-13702/16, постановление АС Северо-Западного округа от 27.06.2018 N Ф07-6603/18, постановление Восемнадцатого ААС от 25.12.2017 N 18АП-14244/17.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.