Как учреждению создать и использовать резерв по гарантийному ремонту (для бюджетной сферы) Смотрите в этом материале: Суть резерва по гарантийному ремонту Периодичность начисления резерва Суть резерва по гарантийному ремонту
Гарантийное обслуживание - это безвозмездное устранение изготовителем или продавцом неисправностей путем диагностики, настройки и ремонта его составных частей или устройства в целом в течение гарантийного срока, либо замену на аналогичные отремонтированные при соблюдении пользователем условий гарантии и при условии, что дефект возник по вине производителя данного устройства (письмо Минфина России от 07.05.2020 N 02-06-05/37484). Резерв по гарантийному ремонту - это обязанность по осуществлению гарантийного ремонта и (или) текущему обслуживанию, которая будет осуществляться учреждением по требованию заказчиков (покупателей), в случаях, предусмотренных договором (п. 6 Стандарта "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", далее - Стандарт "Резервы", раздел 2 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716, далее - Методические рекомендации). Другими словами, данный вид резерва должен создаваться для предстоящей оплаты гарантийного ремонта, текущего обслуживания при условии, что обязанность осуществления такого ремонта или обслуживания закреплена в положениях договора (п. 302.1 Инструкции N 157н). Цель создания резерва по гарантийному ремонту - избежание существенного влияния "гарантийных" расходов на себестоимость продукции (услуг, работ) и их равномерное распределение в течение года. Таким образом, из экономического смысла этого резерва следует, что он должен формироваться не всеми организациями бюджетной сферы, а только теми, кто исходя из условий своей деятельности выполняет работы, оказывает услуги, реализует товары. При этом в заключенном договоре должны быть предусмотрены обязательства по гарантийному ремонту или текущему обслуживанию, которые учреждение будет осуществлять по требованию контрагентов (на основании предъявленных заказчиком (покупателем) претензий).
Периодичность начисления резерва
Субъект учета самостоятельно устанавливает порядок формирования резерва по гарантийному ремонту в рамках формирования учетной политики (п. 21 Стандарта "Резервы", п. 302.1 Инструкции N 157н). Вместе с тем согласно п. 10 Стандарта "Резервы", п. 4.3 Методических рекомендаций резерв по гарантийному ремонту признается в момент передачи работ, услуг, товаров заказчику (покупателю). Следовательно, формирование резерва по гарантийному ремонту должно происходить не с определенной периодичностью, установленной в учетной политике, а в момент передачи работ, услуг, товаров, по которым происходит формирование такого резерва, то есть постоянно на протяжении всего года при передаче работ, услуг или товаров контрагентам.
Как рассчитать величину резерва по гарантийному ремонту?
Правила расчета, как и в целом, порядок формирования резерва, также должны быть закреплены в учетной политике. Резерв по гарантийному ремонту является оценочным значением (см. подп. "б" п. 10 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480). В соответствии с п. 16 Стандарта "Резервы" резерв признается в сумме расчетно-документальной обоснованной оценки (см. также письмо Минфина России от 04.03.2020 N 02-06-05/16148). Поэтому сумма резерва должна быть не только рассчитана и экономически обоснована, но и документально подтверждена. Сумма резерва по гарантийному ремонту определяется на основании данных, полученных по результатам статистических наблюдений либо усредненных ретроспективных данных. Резерв создается один - общий для всех видов товаров, работ, услуг, по которым имеются гарантийные обязательства (п. 4.3 Методических рекомендаций). Необходимо учитывать, что если срок исполнения обязательства по гарантийному ремонту или текущему обслуживанию превышает 12 месяцев после годовой отчетной даты, то сумма резерва должна определяться с учетом дисконтирования его величины. В этом случае используется ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на отчетную дату, на которую составляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 17 Стандарта "Резервы"). Порядок расчета дисконтированных резервов установлен в п. 27 Стандарта "Резервы". Конкретные примеры, как может быть рассчитан резерв по гарантийному ремонту, приведены в пп. 2, 4.3 Методических рекомендаций.
Бухгалтерский (бюджетный) учет резерва по гарантийному ремонту
Для отражения в учете информации о состоянии и движении суммы резерва по гарантийному ремонту, формируемого в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, предназначен счет 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302.1 Инструкции N 157н). Формирование суммы резерва в счет предстоящей оплаты по требованию заказчиков (покупателей) гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта", 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 124.1 Инструкции N 162н, п. 160.1 Инструкции N 174н, п. 189 Инструкции N 183н). Если предполагаемый срок исполнения обязательства, по которому формируется резерв, превышает 12 месяцев после годовой отчетной даты, сумма резерва увеличивается на сумму дисконтирования резерва и отражается по дебету счета 0 401 20 234 "Процентные расходы по обязательствам" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 124.1 Инструкции N 162н). Отметим, что Инструкции NN 174н и 183н, предназначенные для бюджетных и автономных учреждений, не содержат бухгалтерских записей для отражения операций по увеличению резерва по гарантийному ремонту на сумму дисконтирования. Вместе с тем данные бухгалтерского (бюджетного) учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа (п. 3 Инструкции N 157н). Другими словами, в учете организаций бюджетной сферы должен быть обеспечен единообразный подход относительно схожих хозяйственных операций. Поэтому в конкретной ситуации бюджетным (автономным) учреждениям целесообразно руководствоваться бухгалтерскими записями, закрепленными в Инструкции N 162н для казенных учреждений. Следует учитывать, что: - резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан (п. 302.1 Инструкции N 157н); - признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв, осуществляется за счет суммы созданного резерва (п. 302.1 Инструкции N 157н); - если сумма признанного резерва избыточна или осуществляется прекращение выполнения условий признания резерва, неиспользованная сумма резерва списывается с отнесением на уменьшение расходов (финансового результата) текущего периода (п. 29 Стандарта "Резервы"); - если суммы признанного резерва недостаточно, то разница между суммой признанного резерва и затратами по исполнению обязательства признается расходами (затратами) текущего периода (п. 30 Стандарта "Резервы").
Типовые корреспонденции счетов
______________________________ (1) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано "ХХ" или "Х", а также в 24-26 разрядах указано "ХХХ", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, а также коды КОСГУ, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
|
Тема
См. также Создание и использование учреждением резервов на оплату отпусков (для бюджетной сферы) Резерв под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы (для бюджетной сферы) Резерв под снижение стоимости материальных запасов (для бюджетной сферы) Резерв предстоящих расходов бюджетного учреждения в целях налогообложения прибыли Сравнение доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов (для бюджетной сферы)
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.