Авансы по контрактам/договорам, заключенным организациями бюджетной сферы
Смотрите в этом материале:
- авансы: понятие, включение информации об авансировании в контракт/договор;
- изменение условия об авансах, сроки выплаты авансов;
- выплаты, не являющиеся авансовыми платежами по контракту/договору
Авансы. Понятие. Включение информации об авансировании в контракт/договор
Гражданское законодательство не содержит четкого определения понятия "аванс". Из анализа его положений следует, что под авансом понимается предварительная оплата товаров, работ, услуг, которые будут поставлены, выполнены, оказаны в будущем.
Предварительная оплата (аванс) фактически является одним из видов коммерческого кредитования (п. 1 ст. 823 ГК РФ), когда плательщик выступает кредитором до момента предоставления встречного исполнения по договору (например, поставки товара, оказания услуги).
Термины "аванс" и "предварительная оплата", как правило, используются в качестве синонимов. Но в законодательстве нет их четкого отождествления или разграничения. Например, в ст. 711 ГК РФ это синонимы, а в п. 1 ст. 823 ГК РФ термины перечислены как отдельные разновидности коммерческого кредита: под авансом понимается частичная предоплата, а под предварительной оплатой - полная оплата по договору.
Предварительную оплату и аванс необходимо отличать от задатка (ст. 380 ГК РФ). Задаток в отличие от предоплаты (аванса) обладает дополнительно функцией обеспечения исполнения обязательства: если в неисполнении виновна сторона, внесшая задаток, он остаётся у получателя, если виноват получатель, он должен вернуть задаток в двойном размере (п. 2 ст. 381 ГК РФ).
Как следует из отдельных положений ГК РФ, право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги (оплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, то есть до даты фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав покупателю) может быть установлено соответствующим договором (ст. 487, 711, 783 ГК РФ).
Из требований Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 13 ст. 34) следует, что в контракт в обязательном порядке включаются:
- условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
- условие о недопустимости выплаты аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, в отношении которого применены антидемпинговые меры, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ*(1).
По смыслу указанных норм заказчик самостоятельно определяет порядок оплаты контракта, он вправе, но не обязан включать в контракты условие о выплате авансовых платежей*(2). При включении такого условия, в контракте должен указываться конкретный размер авансовых платежей: либо в точном указании процентов (от общей цены контракта), либо в четко определенном денежном выражении. Несоблюдение этого требования может быть признано нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Аналогичная позиция изложена в письме Федерального казначейства от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок". Сказанное подтверждается правоприменительной практикой*(3). При этом, если контрактом предусмотрено поэтапное исполнение с выплатой аванса, в контракт обязательно включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа*(4).
Особо отметим, что в соответствии с п. 19 Постановления N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов), указанных в подпунктах "а" и "б" п. 18 Положения N 1496, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, не включают в них условия о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора, если иное не установлено Положением N 1496 или иным нормативным правовым актом Правительства РФ. Исключение составляют договоры, условиями которых предусмотрено казначейское сопровождения средств, полученных на основании таких договоров (см. также письмо Минфина России от 17.01.2020 N 24-03-06/2237).
Необходимость включения данного условия в контракты предусмотрена некоторыми типовыми контрактами*(5).
В Законе N 223-ФЗ отсутствуют нормы, непосредственно касающиеся авансирования, в связи с чем, применяются общие положения гражданского законодательства с учетом требований бюджетного законодательства. Заказчики самостоятельно устанавливают условия о размере и порядке предоставления аванса в документации о закупке и/или проекте договора, учитывая требования Закона N 223-ФЗ и положения о закупке, исходя из особенностей ведения хозяйственной деятельности каждого заказчика*(6).
При этом, как показывает практика, отсутствие в документации о закупке и проекте договора конкретного размера аванса, при установлении заказчиком своего права произвести авансовый платеж по договору, расценивается в качестве нарушений требований Закона 223-ФЗ*(7).
Отметим, что необходимость авансирования и конкретные сроки выплаты аванса могут быть предусмотрены специальными нормами отраслевого законодательства. Например, положениями нормативных актов, устанавливающих порядок оплаты коммунальных услуг*(8).
При определении размера аванса, выплачиваемого по контрактам и договорам в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, и Закона N 223-ФЗ необходимо учитывать, что нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ могут устанавливаться ограничения по размеру авансовых платежей, которые в силу чч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ эти указания должны применять и автономные и бюджетные учреждения*(9).
Специалисты финансового ведомства указывают, что требование об ограничении размеров авансов распространяется на все контракты (договоры), заключаемые автономными учреждениями, вне зависимости от источника их финансового обеспечения (за счет средств субсидии или за счет средств от приносящей доход деятельности) (см. письмо от 15.03.2018 N 09-01-09/16085).
Изменение условия об авансах. Сроки выплаты авансов
По смыслу положений Закона N 44-ФЗ условие о выплате аванса по контракту является существенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ) и может быть изменено только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ*(10).
Изменение порядка авансирования по договору, заключенному в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, возможно, если это не противоречит положению о закупке как правовому акту, регламентирующему закупочную деятельность заказчика, договору, извещению, документации о конкретной закупке, при условии соблюдения требований об ограничении размера авансовых платежей и если оно вызвано объективной необходимостью (то есть изменение не является произвольным).
Согласно позиции, изложенной в п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, не допускается такое изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора.
При этом, как указано в п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2, в случае, если договор, заключенный по результатам конкурентной закупки, изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а соглашение, которым внесены соответствующие изменения, считается ничтожным на основании ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, п. 2 ст. 168 и п. 8 ст. 448 ГК РФ.
Закон 44-ФЗ не содержит специальной нормы относительно сроков выплаты аванса*(11). Не установлено таких требований и положениями Закона N 223-ФЗ.
Как отмечено ранее, конкретные сроки выплаты аванса могут быть предусмотрены специальными нормами отраслевого законодательства*(8).
Ответственность за нарушение порядка авансирования, изменение условий контрактов в части выплаты авансового платежа
По мнению представителей Минфина России, по вопросу применения требований Закона N 44-ФЗ, перечисление денежных средств поставщику (подрядчику, исполнителю), которое осуществлено не по результатам приемки и до исполнения обязательств по контракту, признается авансовым платежом*(12). Например, внесение заказчиком единовременного платежа по контракту на приобретение квартир в объектах долевого строительства, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, означает внесение авансового платежа в размере 100% цены контракта*(13).
В отсутствие в контракте условий о поэтапной оплате платежи, не соответствующие условиям договора, контролирующими органами могут быть признаны авансовыми.
Статьей 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как показывает практика, к ответственности по данной статье привлекаются виновные лица не только за нарушение срока выплаты аванса*(14), но и за выплату аванса при отсутствии в контракте условия об авансировании*(15).
Согласно позиции ФАС России, изложенной в п. 3 письма от 28.08.2019 N ИА/74989/19 по вопросу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.32.5 КоАП РФ, при отсутствии доведенных бюджетных ассигнований в период возникновения обязательств по оплате или авансированию, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае, если уполномоченным должностным лицом будет установлено, что несвоевременная оплата по государственному или муниципальному контракту связана с несвоевременным распределением, отзывом либо доведением до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований*(16).
При этом, как указано в данном пункте, если должностным лицом до начала производства по делу об административном правонарушении либо на соответствующей стадии производства будет установлено, что несвоевременная оплата по государственному или муниципальному контракту связана с несвоевременным распределением, отзывом либо доведением до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований, данные материалы дела подлежат направлению в соответствии с подведомственностью для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц, ответственных за несвоевременное распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований*(17).
Если же должностным лицом до начала производства по делу об административном правонарушении либо на соответствующей стадии производства будет установлено, что заказчиком нарушены сроки и порядок оплаты по государственному или муниципальному контракту при своевременном доведении бюджетных ассигнований, должностное лицо заказчика подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 7.32.5 КоАП (п. 4 вышеупомянутого письма).
В случае изменения условий контрактов в части выплаты авансового платежа виновные лица могут быть привлечены к ответственности на основании ч. 4, ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ*(18).
Законодательством не установлена административная ответственность за невыплату/несвоевременную выплату аванса по договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ*(19).
Отметим, что невыплата/несвоевременная выплата аванса влечет также гражданско-правовые последствия.
Так, в случае невыплаты аванса либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что оплата не будет произведена в установленный срок, контрагент по договору имеет право приостановить исполнение или отказаться от исполнения вовсе и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 328 ГК РФ). Если предоплата была внесена не в полном размере, контрагент имеет те же права, но лишь в части соответствующей непредоставленному исполнению (абзац второй п. 2 ст. 328 ГК РФ)*(20).
Кроме того, в случае невыплаты/несвоевременной выплаты аванса, предусмотренного контрактом, контрагент вправе предъявить требование об уплате неустойки, если это предусмотрено контрактом*(21).
Выплаты, не являющиеся авансовыми платежами по контракту/договору
В определенных случаях выплата денежных средств учреждением не может расцениваться в качестве аванса. Так, например, не является авансом единовременная выплата страховой премии*(22).
Так как Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ установлены лишь предельные сроки для оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а минимальные сроки оплаты не регламентированы, заказчик вправе производить оплату до наступления указанных предельных сроков в момент фактического исполнения контракта. Такая оплата также не считается авансированием.
Учитывая, что Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ регулируются не любые отношения, связанные с возникновением у заказчика расходных обязательств, а лишь те, которые связаны с заключением возмездных гражданско-правовых договоров (контрактов), не является авансированием по контрактам/договорам внесение платы за осуществление функций в рамках административно-финансовых, налоговых отношений, поскольку такие отношения урегулированы непосредственно соответствующими нормами административного характера и налогового законодательства и не предполагают достижения сторонами какого-либо соглашения об условиях исполнения обязательств (смотрите также п. 3 ст. 2 ГК РФ). К таким платежам относятся, например, уплата взносов на капитальный ремонт, уплата госпошлины и пр.*(23).
Не является оплатой в рамках Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ уплата регистрационных (вступительных) взносов, членских (ежегодных) взносов в российские, международные, межправительственные и неправительственные организации, а также внесение иных платежей, не сопровождающихся поставкой товара, выполнением работ или оказанием услуг*(24). И, напротив, осуществление платы за предоставление государственных/муниципальных услуг, например, за предоставление выписки из ЕГРН, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, может квалифицироваться в качестве оплаты/авансирования по контракту/договору, заключенному учреждением в рамках Закона N 44-ФЗ или Закона N 223-ФЗ*(25).
______________________________
*(1) См. также: Энциклопедия решений. Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ.
*(2) См. Письмо Минфина России от 30 июня 2020 г. N 24-03-07/56236 "О рассмотрении обращения", Письмо Минфина России от 5 февраля 2020 г. N 24-03-08/7103 "О рассмотрении обращения", Решение Управления ФАС России по Московской области от 21 апреля 2021 г. N 050/06/105-1013/2021.
*(3) См. Решение Управления ФАС России по Иркутской области от 8 мая 2020 г. N 038/616/20, Решение Управления ФАС России по Республике Саха (Якутия) от 3 мая 2017 г. N 06-388/17т, Определения Верховного Суда РФ от 28 декабря 2015 года N 305-КГ15-17207 и от 29 декабря 2015 года N 305-КГ15-16766, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24 марта 2017 г. N Ф02-206/17.
*(4) См. Письмо Минфина России от 23 января 2020 г. N 24-03-07/3717 "О рассмотрении обращения".
*(5) См. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 7 апреля 2020 г. N 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов", Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 26 января 2021 г. N 184 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, информационной карты типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования".
*(6) См. Письмо Минфина России от 11 июня 2020 г. N 24-05-08/50618 "О мерах поддержки см среднего и малого бизнеса в сфере государственных закупок в условиях кризиса", Письмо Минфина России от 22 мая 2020 г. N 24-03-08/42869 "О рассмотрении обращения".
*(7) См. Постановление ФАС России от 30 марта 2017 г. N 17/26013/17, Решение ФАС России от 22 января 2018 г. N 223-ФЗ-26/18, Решение Управления ФАС России по Москве от 23 октября 2017 г. N 1-00-2272/77-17, Постановление Девятнадцатого ААС от 24 марта 2021 г. N 19АП-1192/21.
*(8) См., например, п. 34.1 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808, п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 , п. 28, п. 28 2. Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
*(9) См. Энциклопедия решений. Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для казенных учреждений, Энциклопедия решений. Ограничение размера авансовых платежей по договору или контракту для бюджетных и автономных учреждений.
*(10) См. Письмо Минфина России от 17 июня 2020 г. N 24-03-08/52254 "О рассмотрении обращения", Письмо Минфина России от 9 апреля 2020 г. N 24-03-07/28407 "О рассмотрении обращения", Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. N 24-03-08/22075 "О рассмотрении обращения", Письмо Минфина России от 5 марта 2020 г. N 24-03-07/16455 "О рассмотрении обращения", Письмо Минфина России от 3 октября 2019 г. N 24-03-07/76080.
*(11) См. Решение Управления ФАС России по Республике Бурятия от 4 февраля 2019 г. N 04-50/19-2019, Решение Управления ФАС России по Костромской области от 18 мая 2018 г. N 05-08-56/2018, Решение ФАС России от 25 января 2018 г. N ПГОЗ-008/18, Решение Управления ФАС России по Нижегородской области от 19 ноября 2020 г. N 052/06/64-2368/2020(07/617-АВ, Решение Управления ФАС России по Псковской области от 30 июля 2020 г. N 060/06/34-484/2020.
*(12) См. Письмо Минфина России от 6 февраля 2018 г. N 24-03-07/6700 "О рассмотрении обращения", Письмо Минфина России от 9 июня 2020 г. N 24-05-08/49743 "О рассмотрении обращения".
*(13) См. Письмо Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 24-01-06/84689 "О рассмотрении обращения").
*(14) См. Решение Управления ФАС России по Пензенской области от 5 октября 2021 г. N 058/06/99-883/2021, Решение Управления ФАС России по Волгоградской области от 18 сентября 2020 г. N 034/06/99-876/2020, Постановление Управления ФАС России по Республике Алтай от 1 апреля 2021 г., Постановление Управления ФАС России по Еврейской автономной области от 17 апреля 2019 г. N 079/04/7.32.5-42/2019.
*(15) См. Решение Управления ФАС России по Тамбовской области от 1 апреля 2021 г. N 068/06/103-215/2021, Постановление Управления ФАС России по Липецкой области от 17 августа 2020 г. N 048/04/7.32.5-707/2020.
*(16) См. Постановление Управления ФАС России по Республике Тыва от 28 февраля 2019 г. N А202-7.32.5/18, Решение Управления ФАС России по Астраханской области от 3 сентября 2020 г. N 030/06/94-1024/2020, Постановление Управления ФАС России по Калининградской области от 24 апреля 2020 г. N 039/04/7.32.5-272/2020, Постановление Управления ФАС России по Краснодарскому краю от 11 августа 2020 г. N 023/04/7.32.5-751/2020.
*(17) См. Решение Управления ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике от 13 июля 2021 г. N 007/06/99-738/2021.
*(18) См. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2021 г. N Ф02-2187/21, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 9 октября 2017 г. N Ф02-4900/17, Постановление Управления ФАС России по Республике Карелия N 04-16/45-2017 (опубликовано 5 сентября 2017 г.)
*(19) Отметим, что ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность лишь за нарушение заказчиком установленного законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом МСП. Однако срок выплаты аванса по договорам, заключенным с субъектом МСП, законодательно не установлен).
*(20) См. об этом в Энциклопедия решений. Неисполнение обязанности по внесению предварительной оплаты (аванса)).
*(21) См. Определение Верховного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 305-ЭС19-24023 об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, Постановление Десятого ААС от 10 августа 2018 г. N 10АП-11992/18 , Постановление Четырнадцатого ААС от 4 декабря 2020 г. N 14АП-9210/20 .
*(22) См. Письмо Минфина России от 7 ноября 2019 г. N 24-03-07/85940.
*(23) См. письма Минэкономразвития России от 23.11.2016 N Д28и-3214, от 20.07.2015 N Д28и-2023, от 18.02.2015 N Д28и-409, Письмо Минфина России от 26 августа 2020 г. N 24-01-08/74840; Письмо Минфина России от 31 октября 2017 г. N 24-02-07/71550.
*(24) См. Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2016 г. N Д28и-3205 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ", Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 ноября 2016 г. N Д28и-3165 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ".
*(25) См.: Вопрос: Оплата выписки из ЕГРН и услуги нотариуса (юрист заверяла документы) считаются закупкой малого объема по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или же эти услуги можно отнести к закупке у единственного поставщика (монополия)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.); Вопрос: Является ли закупкой в целях применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предоставление выписки из ЕГРЮЛ? Является ли плата за предоставление таких сведений госпошлиной? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2015 г.)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.