Уплата налогов, страховых взносов и представление отчетности при наличии обособленных подразделений (для бюджетной сферы)
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации, в том числе государственные / муниципальные учреждения (п. 1 ст. 48, ст. 123.21 ГК РФ, ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, страховые взносы. Обособленные подразделения (далее - ОП) российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих ОП (ст. 19 НК РФ). Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения их обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Налог на прибыль
Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, в том числе и государственные / муниципальные учреждения, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Налог на прибыль в региональной части уплачивается по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, исходя из доли приходящейся на них прибыли (п. 2 ст. 288 НК РФ). Распределение прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, производится на базе среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.
Часть прибыли, приходящаяся на каждое обособленного подразделение (головное учреждение) согласно п. 2 ст. 288 НК РФ рассчитывается по формуле:
,
где
П п - прибыль, приходящаяся на обособленное подразделение (головное учреждение);
П орг - налогооблагаемая прибыль в целом по учреждению;
У 1 - удельный вес ССЧ работников или расходов на оплату труда соответствующего обособленного подразделения (головного учреждения) в аналогичном показателе по всей организации (ССЧ работников либо расходов на оплату труда);
У 2 - удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества соответствующего подразделения (головного учреждения) в остаточной стоимости амортизируемого имущества всего учреждения.
Декларация по налогу на прибыль представляется по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (п. 1 ст. 289 НК РФ), в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).
При наличии нескольких ОП на территории одного субъекта распределение прибыли по каждому из них может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. Подразделение, "ответственное" за уплату налога, налогоплательщик выбирает самостоятельно; в том числе это может быть и головная организация (письмо Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333).
Декларацию по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, через которые налог не уплачивается, подавать не требуется (письмо Минфина России от 18.02.2016 N 03-03-06/1/9188).
Как учреждению рассчитать удельный вес среднесписочной численности работников?
Для определения удельного веса среднесписочной численности (ССЧ) работников обособленного подразделения (головной организации) необходимо определить фактический показатель ССЧ за отчетный (налоговый) период по каждому обособленному подразделению и в целом по организации.
Определение удельного веса ССЧ работников производится по формуле:
,
где
У - удельный вес ССЧ работников обособленного подразделения (головной организации);
ССЧ подр - среднесписочная численность работников обособленного подразделения за отчетный (налоговый период);
ССЧ орг - среднесписочная численность работников в целом по организации за отчетный (налоговый период).
При расчете среднесписочной численности работающих необходимо руководствоваться правилами, установленными пп. 74 - 77.11 Указаний по заполнению форм П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м), утв. приказом Росстата от 30.11.2022 N 872 (далее - Указания).
Показатели ССЧ за каждый месяц отчетного (налогового) периода по каждому обособленному подразделению, головному офису, определяются по формуле:
,
где
ССЧ мес - ССЧ за каждый месяц отчетного (налогового) периода. Определяется в целых единицах;
СЧ - сумма списочной численности работников за все календарные дни месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни;
Д - число календарных дней в месяце (то есть 30, 31 или 28 (29) - для февраля)
ССЧ обособленного (головного) подразделения за отчетный (налоговый) период рассчитывается по формуле:
,
где
ССЧ пер - ССЧ обособленного подразделения (головной организации) за отчетный (налоговый) период;
( ...) - ССЧ подразделения за первый (второй и т.д.) месяц отчетного (налогового) периода;
- ССЧ подразделения за последний месяц отчетного (налогового) периода;
М - количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде (3, 6, 9 или 12)
Как учреждению определить удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества?
При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика (п. 2 ст. 288, п. 1 ст. 257 НК РФ, письмо Минфина России от 14.03.2023 N 03-03-06/1/21052).
Определение удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества производится по формуле:
,
где
У им - удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения (головной организации);
ИМ подр - остаточная стоимость амортизируемого имущества обособленного подразделения за отчетный (налоговый) период;
ИМ орг - остаточная стоимость амортизируемого имущества в целом по организации за отчетный (налоговый) период
При расчете остаточной стоимости амортизируемого имущества используются данные налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2 ст. 288, п. 1 ст. 257 НК РФ).
Для определения остаточной стоимости амортизируемого имущества учреждение вправе использовать данные бухгалтерского учета, если амортизацию в налоговом учете оно начисляет нелинейным методом (п. 2 ст. 288 НК РФ).
В расчете средней остаточной стоимости амортизируемого имущества, приходящегося на долю ОП, учитывается стоимость основных средств, фактически используемых ОП для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, вне зависимости от того, на балансе какого ОП оно учитывается (письма Минфина России от 02.07.2013 N 03-03-06/1/25274, от 10.04.2013 N 03-03-06/1/11824).
Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Амортизируемым имуществом признается имущество, используемое налогоплательщиком для извлечения дохода, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ). Не подлежит амортизации амортизируемое имущество, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (п. 2 ст. 256 НК РФ).
Иными словами, имущество учреждений, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений, при соответствии общим критериям признания основным средством для целей налогового учета признается амортизируемым имуществом, но в целях налогообложения прибыли не амортизируется.
К средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям относится, в частности, имущество, приобретенное за счет субсидий, предоставленных бюджетным / автономным учреждениям, лимитов бюджетных обязательств / бюджетных ассигнований, предоставленных казенным учреждениям, средств ОМС, грантов, имущество, полученное по договором пожертвования, а также имущество, полученное от собственника / учредителя (подп. 8, 14 п. 1 ст. 251, подп. 3, 7 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Минфин России в письмах от 07.10.2013 N 03-07-11/41428, от 16.07.2008 N 03-03-06/4/48, от 07.10.2008 N 03-03-06/4/68, от 15.02.2011 N 03-03-10/14 указывал, что за период эксплуатации по имуществу, числящемуся в составе амортизируемого имущества, но по которому амортизация для целей налогообложения прибыли организаций не начисляется, остаточная стоимость такого имущества будет равна его первоначальной стоимости.
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Следовательно, если основные средства - амортизируемое имущество - являются имуществом, полученным (приобретенным) в рамках целевого финансирования или целевых поступлений, то первоначальная стоимость таких основных средств в целях налогового учета равна нулю, и величина остаточной стоимости, принимаемой для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, также равна нулю (письмо ФНС России от 27.11.2020 N СД-4-3/19540).
Таким образом, расчет стоимости амортизируемого имущества для целей определения доли прибыли при наличии обособленных подразделений осуществляется в следующем порядке:
- основные средства, приобретенные учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности и используемые в деятельности, направленной на получение дохода, учитываются при расчете доли прибыли по остаточной стоимости;
- изначально полученные в качестве целевых поступлений или приобретенные за счет целевых средств основные средства, используемые в том числе в приносящей доход деятельности, учитываются при расчете доли прибыли по первоначальной стоимости равной нулю;
- полученные в качестве целевых поступлений или приобретенные за счет целевых средств основные средства, используемые исключительно для осуществления некоммерческой деятельности, не учитываются при расчете доли прибыли.
Налог на имущество
Налог на имущество уплачивается по месту нахождения такого учреждения, но с учетом особенностей, установленных ст. 384, 385, 385.2 НК РФ (п. 3 ст. 383 НК РФ). В отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, головная организация должна исчислить отдельно (п. 3 ст. 382 НК РФ) и уплатить налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из ОП в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них.
Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположено обособленное подразделение, и налоговой базы, определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении обособленного подразделения.
Особенности уплаты налога на имущество связаны не с наличием обособленных подразделений, а с местонахождением объектов недвижимого имущества. Обязанность учреждения по уплате налога по месту нахождения ОП возникает у учреждения только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе (письмо Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411).
Если у учреждения учитываются на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения учреждения или его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то налог и авансовые платежи по налогу в бюджет уплачиваются по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества (ст. 385 НК РФ)
Налоговая декларация по налогу на имущество представляется в налоговый орган (пп. 1, 1.1 ст. 386 НК РФ):
- по месту нахождения объектов недвижимого имущества;
- указанный в уведомлении о порядке представления налоговой декларации в соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ.
Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ (так называемая единая декларация по налогу на имущество).
Недвижимость, как и иное имущество, может принадлежать учреждениям только на праве оперативного управления (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ). А значит, положения подп. 2 п. 1 ст. 374 и ст. 378.2 НК РФ о налогообложении недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости не распространяются на организации бюджетной сферы (письма Минфина России от 17.09.2020 N 03-05-05-01/81536, от 31.03.2020 N 03-05-05-01/25436, от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473, от 04.10.2019 N 02-06-10/76360, от 13.12.2017 N 03-05-05-01/83122, ФНС России от 24.12.2020 N БС-4-21/21336). Это обусловлено тем, что по кадастровой стоимости может облагаться имущество, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ, письмо ФНС России от 21.02.2020 N БС-4-21/3091@).
Положения п. 1.1 ст. 386 НК РФ не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты (смотрите также информацию ФНС России от 20.01.2022).
Порядок уплаты учреждением налога на имущество при наличии обособленных подразделений
Учреждение, в состав которого входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или учреждение, учитывающее на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества (ст. 384, 385 НК РФ).
Следовательно, при уплате налога на имущество (авансовых платежей по налогу на имущество) указываются коды по ОКТМО соответствующих территорий муниципального образования, подведомственных налоговому органу.
Пунктом 1.1 ст. 386 НК РФ закреплено право представлять единую декларацию по налогу на имущество налогоплательщиком, состоящем на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта РФ, с указанием в ней кода по ОКТМО, соответствующего территории муниципального образования, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога (смотрите письмо ФНС от 05.04.2023 N БС-4-21/4127@). Соответственно, и при уплате налога на имущество (авансовых платежей по налогу на имущество) применяется тот же порядок.
Если налогоплательщик состоит на учете в одном налоговом органе, исходя из буквального прочтения, положения п. 1.1 ст. 386 НК РФ, а также порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество, порядок уплаты налога на имущество по одному ОКТМО не применяется.
Таким образом, основываясь на положениях п. 1 ст. 386 НК РФ, учреждению следует указывать коды по ОКТМО, соответствующие территориям муниципального образования, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Вместе с тем ранее ФНС России в письме от 28.02.2013 N БС-4-11/3314, а также УФНС по г. Москве в письме от 05.02.2015 N 24-12/009461@ указывали, что налогоплательщики по месту своего учета в одной инспекции ФНС России в расчетных документах указывают код по ОКТМО, соответствующий коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого зарегистрированы объекты налогообложения. Однако применение подобного подхода может вызвать претензии со стороны налоговых органов.
Земельный налог
Земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, то есть в бюджет того муниципального образования, на территории которого фактически находится этот земельный участок (п. 3 ст. 397 НК РФ).
Глава 31 НК РФ не устанавливает особенностей по исчислению и уплате земельного налога для обособленных подразделений. Следовательно, ОП учреждений, имеющие отдельный баланс и лицевой счет, исполняют обязанности учреждения по исчислению и уплате в бюджет земельного налога по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ), то есть по месту нахождения земельного участка. Если же ОП не выделено на отдельный баланс, то уплата земельного налога в налоговый орган по месту нахождения земельного участка осуществляется головным учреждением на основании сведений, предоставленных обособленным подразделением.
С 01.01.2021 обязанность представления налоговых деклараций по земельному налогу отменена (письмо ФНС России от 18.06.2021 N БС-4-21/8534@).
Транспортный налог
Налогоплательщиками транспортного налога согласно ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ), которым в силу подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ признается место нахождения учреждения (ее обособленного подразделения), по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано ТС.
Таким образом, местом нахождения транспортных средств в целях налогообложения может являться место нахождения ОП учреждения. Если транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения ОП, налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения этого ОП (письмо Минфина России от 17.04.2018 N 03-05-05-04/25536).
При этом в случае изменения места нахождения, а также перерегистрации транспортного средства с одного ОП учреждения на другое, находящееся в другом субъекте РФ, налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения учреждения или ОП, налог в отношении рассматриваемого транспортного средства уплачивается начиная со следующего месяца (письмо ФНС России от 20.10.2021 N БС-4-21/14849@).
С 01.01.2021 обязанность представления налоговых деклараций по транспортному налогу отменена (письмо ФНС России от 18.06.2021 N БС-4-21/8534@).
НДС
Исчисление и уплата НДС по месту нахождения ОП главой 21 НК РФ не предусмотрены. В связи с этим, а также на основании п. 2 ст. 174 НК РФ, учреждение, в состав которого входят ОП, уплачивает НДС и представляет декларацию по НДС по месту своего учета в налоговом органе.
НДФЛ
Пункт 7 ст. 226 НК РФ устанавливает, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма НДФЛ к уплате в бюджет по месту нахождения ОП определяется исходя из сумм дохода, выплаченных работникам (исполнителям по ГПД) этих обособленных подразделений. Уплачивается налог отдельным платежным поручением по обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.
С 2020 года налоговые агенты - российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких ОП либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее ОП имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно, с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 7 ст. 226 НК РФ). При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
В п. 2 ст. 230 НК РФ прямо указано, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют справки и расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, - в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры (смотрите также письмо ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@).
При этом согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений в случае, если место нахождения организации и ее ОП - территория одного муниципального образования либо если ОП имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, представляют справки и расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих ОП в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения организации.
Начиная с отчета за 2021 год сведения о доходах физического лица (справки 2-НДФЛ) представляются в составе формы расчета 6-НДФЛ (приложение N 1 к расчету), утв. приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@. Справку, как и прежде, нужно заполнять один раз в год.
Порядок уплаты учреждением НДФЛ при наличии обособленных подразделений
Организация обязана перечислять НДФЛ в бюджет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 01.03.2017 N 03-04-06/11798, от 07.04.2017 N 03-04-06/21479, от 23.12.2016 N 03-04-06/77778, от 02.11.2015 N 03-04-06/62935, ФНС России от 01.02.2016 N БС-4-11/1395@, от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@). Причем данная обязанность не ставится в зависимость от того, каким подразделением начисляется заработная плата работникам ОП, а также от наличия или отсутствия у ОП своего баланса и расчетного счета (письма Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17, от 16.12.2011 N 03-04-06/3-347, УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888).
Иными словами, учреждения, имеющие обособленные подразделения, при уплате НДФЛ указывают код по ОКТМО соответствующего обособленного подразделения.
В соответствии с положениями п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации. В таком случае учреждение вправе перечислять суммы НДФЛ одним платежным поручением, в котором указывается ОКТМО выбранного ответственного лица, указанного в уведомлении организации (письмо ФНС от 15.11.2019 N БС-4-11/23247).
Если учреждение и обособленные подразделения зарегистрированы в одном налоговом органе, исходя из прямого прочтения п. 7 ст. 226 НК РФ, данная норма применена быть не может. Соответственно, учреждение обязано перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения своих обособленных подразделений с указанием соответствующих ОКТМО.
Страховые взносы
Порядок уплаты страховых взносов обособленными подразделениями учреждений установлен п.п. 11-14 ст. 431 НК РФ. В силу п.п. 7, 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление РСВ производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которым открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 431 НК РФ (письмо ФНС России от 18.06.2021 N БС-4-21/8534@).
Организации-плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении ОП (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Сделать это необходимо в течение одного месяца со дня наделения подразделения соответствующими полномочиями (лишения полномочий) (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, письма ФНС России от 30.06.2020 N БС-4-11/10588@, Минфина России от 02.04.2020 N 03-15-06/26268). Форма Сообщения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц утверждена приказом ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@.
Если ОП уплачивает страховые взносы самостоятельно, то сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения этого подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому подразделению (п. 12 ст. 431 НК РФ). Следовательно, сумма взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 13 ст. 431 НК РФ).
ОП, исчисляющее и уплачивающее страховые взносы, платит их и отчитывается по ним в налоговый орган по месту своего нахождения в том порядке, который установлен главой 34 НК РФ для организаций.
В случае если ОП не наделено соответствующими полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, то исчисление, уплату и расчет по страховым взносам представляется головной организацией по месту своего нахождения.
Персонифицированный учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования при наличии обособленных подразделений учреждения
Для представления обособленным подразделением индивидуальной (персонифицированной) отчетности учреждение должно быть зарегистрировано в территориальном органе СФР по месту нахождения этого подразделения (п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
Такая регистрация возможна только при одновременном выполнении следующих условий:
- обособленному подразделению открыты счета в банках;
- обособленное подразделение начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ).
На основании этих сведений территориальные органы СФР регистрируют учреждение по месту нахождения обособленного подразделения с присвоением ему регистрационного номера.
Если одно из этих условий не выполняется, т. е., к примеру, подразделение только начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, но при этом не имеет счета в банке, то учреждение представляет сведения о работающих в этом подразделении сотрудниках в отделение СФР по месту нахождения головного учреждения.
Постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 N 245п утверждены единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядок ее заполнения (далее - Порядок).
При заполнении формы ЕФС-1 в разделе "Сведения о страхователе" обособленное подразделение указывает (п. 2.1, 2.3, 2.4 Порядка):
- ИНН головной организации, поскольку у обособленного подразделения свой ИНН отсутствует;
- КПП обособленного подразделения указывается в соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе;
- регистрационный номер обособленного подразделения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.