Учет приобретения основных средств за счет разных источников
(для госсектора)
Бюджетным (автономным) учреждением приобретено основное средство за счет разных источников финансового обеспечения. Как учитывать приобретенное основное средство в бухгалтерском учете и в целях налогообложения?
Юридические аспекты
Приобретение основных средств производится на основании договора поставки (ст. 506 ГК РФ).
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью отношений по договору купли-продажи и регулируется параграфом четвертым главы 30 ГК РФ, применяемым с учетом параграфов первого и третьего данной главы. В части, не урегулированной параграфом четвертым главы 30 ГК РФ, к отношениям, связанным с поставкой товаров для государственных или муниципальных нужд, применяются нормы иных законов, прежде всего Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных бюджетных учреждений рассматриваются как соответственно государственные и муниципальные нужды.
Государственные и муниципальные автономные учреждения при осуществлении закупок для собственных нужд должны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ на автономные учреждения частично распространяется действие Закона N 44-ФЗ. В частности, автономные учреждения обязаны применять нормы Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с положениями БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Бюджетные учреждения могут воспользоваться правом осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
В тоже время, на практике у бюджетного учреждения может возникнуть необходимость приобретения объектов основных средств за счет разных источников (смешанное финансирование).
Если для оплаты контракта планируется привлекать бюджетные средства, то к закупке надо применять положения Закона N 44-ФЗ. При этом не имеет значения ни объем используемых бюджетных средств (пусть это даже 1 рубль или 1 копейка), ни их доля в общей сумме оплаты по контракту (см. письмо Минэкономразвития России от 04.03.2016 N Д28и-545).
Под бюджетными средствами в данном случае следует понимать любые средства, зачисляемые на лицевые счета бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 78.1, ст. 78.2 БК РФ, и средства ОМС.
Бухгалтерский учет
Бюджетное (автономное) учреждение организует ведение бухгалтерского учета в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) (далее - КФО).
В 18 разряде номера счета бухгалтерского учета указывается КФО, за счет которого учреждением осуществлялись расходы, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов (п. 21 Инструкции N 157н):
- 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- 5 - субсидии на иные цели;
- 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
- 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности у бюджетного (автономного) учреждения может возникнуть необходимость приобретения основного средства за счет нескольких источников. Вместе с тем осуществить постановку на учет одного самостоятельного объекта по нескольким видам деятельности нельзя.
В случае приобретения объекта основных средств за счет нескольких источников у бюджетного (автономного) учреждения возникает необходимость перевода отдельных операций, осуществленных с целью закупки основного средства с одного вида деятельности на другой.
Изначально учреждением формируется первоначальная стоимость объекта основных средств с использованием счета 106 01 "Вложения в основные средства" в разрезе КФО.
Операции по формированию фактической стоимости отражаются по дебету аналитических счетов учета счета 106 01 "Вложения в основные средства" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" или 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами".
Движимое имущество при его поступлении в бюджетное (автономное) учреждение сразу же должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному движимому имуществу.
Фактические вложения, учитываемые при формировании первоначальной стоимости основных средств, относящихся к движимому имуществу учреждения, отражаются на счете 106 01 в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета (п.п. 37, 130 Инструкции N 157н):
- 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";
- 30 "Иное движимое имущество учреждения".
Движимое имущество бюджетного (автономного) учреждения должно учитываться в составе особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ) на основании стоимостных и иных критериев, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (см., в частности, письма Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026, от 17.01.2013 N 02-06-07/111).
В случае приобретения нефинансовых активов за счет нескольких источников суммы вложений, сформированные на счете 0 106 01 000, переводятся с одного кода вида деятельности на другой, с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (п. 146 Инструкции N 174н, п. 174 Инструкции N 183н).
Следует помнить, что объекты основных средств, приобретенные за счет средств целевых субсидий или субсидий на цели осуществления капитальных вложений, не могут быть приняты к учету по КФО 5 или 6 (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Перед принятием к учету в качестве инвентарных объектов фактические вложения, сформированные на счете 106 01 по КФО 5 и (или) 6, подлежат переносу на КФО 4. Указанные операции отражаются также с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".
Принятие к учету приобретенных основных средств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 106 01 "Вложения в основные средства".
В случае, если приобретенные бюджетным (автономным) учреждением объекты основных средств относятся к ОЦДИ, их балансовая стоимость подлежит отражению на счете 210 06 "Расчеты с учредителем".
Изменение (корректировка) показателей счета 0 210 06 000 осуществляется в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности) (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | Формирование первоначальной стоимости основного средства при приобретении за счет нескольких источников | ||||
1.1 |
|
| - по цене, указанной в договоре поставки | ||
- при приобретении через подотчетное лицо | |||||
1.2 | - в части расходов на оплату работ или услуг, связанных с приобретением основных средств | ||||
- в части расходов подотчетных лиц, связанных с приобретением основных средств | |||||
2 |
| Перенос суммы фактических вложений между источниками финобеспечения | |||
3 | |||||
4 |
0 101 28 310, 0 101 38 310 |
0 101 28 000, 0 101 38 000 | Принятие к бухгалтерскому учету приобретенного основного средства (движимого имущества учреждения) | ||
5 | Корректировка показателя расчетов с учредителем (в случае поступления ОЦДИ) | ||||
Документооборот
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н).
Формирование первоначальной стоимости основного средства на счете 106 01 отражается на основании первичных учетных документов, оформленных контрагентом (поставщиком):
- товарных и транспортных накладных;
- актов приема-передачи;
- документов, прилагаемых к авансовым отчетам (товарные, кассовые чеки и т.п.);
- других документов, оформленных в рамках обычая делового оборота.
Первичный документ для принятия к учету приобретенных учреждением объектов нефинансовых активов в состав основных средств оформляется непосредственно в самом учреждении. Исходя из положений Приказа N 52н основное средство может быть принято к учету на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) или Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0507207), оформленного профильной комиссией организации госсектора в порядке, определенном в рамках учетной политики.
В случае приобретения объектов основных средств у сторонних организаций в учреждение поступают первичные учетные документы, предусмотренные условиями договора (контракта). Подобные отгрузочные документы, оформленные надлежащим образом, являются достаточным основанием для принятия к учету объектов. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде Приходного ордера (ф. 0504207), Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) не требуется (см. письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795). Вместе с тем, учетной политикой может быть предусмотрен конкретный порядок оформления подобных дополнительных документов.
Операции по переводу сумм вложений, сформированных на счете 0 106 01 000, с одного КФО на другой, оформляется бухгалтерской справкой (ф. 0504833).
Для корректировки расчетов по счету 210 06 "Расчеты с учредителем" бюджетное (автономное) учреждение направляет в адрес учредителя Извещение (ф. 0504805).
Пример заполнения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более установленного п. 1 ст. 257 НК РФ лимита.
С 2016 года для целей налогового учета амортизируемым признается имущество, первоначальная стоимость которого превышает 100 000 рублей (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ, далее - Закон N 150-ФЗ). Это положение применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (ч. 7 ст. 5 Закона N 150-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.
Погашение стоимости имущества производится путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьями 258-259.2 НК РФ.
В пункте 1 ст. 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества согласно ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Пункты 2 и 3 ст. 256 НК РФ содержат перечень объектов, которые не подлежат амортизации или исключаются из состава амортизируемого имущества.
В частности, согласно пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Согласно последнему абзацу п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Таким образом, если амортизируемое имущество приобретено частично за счет бюджетных средств целевого финансирования и используется в предпринимательской деятельности, то первоначальная стоимость имущества определяется в общем порядке и уменьшается на сумму расходов, произведенных за счет бюджетных средств целевого финансирования (письмо Минфина России от 04.03.2016 N 03-03-06/3/12679).
В случае если амортизируемое имущество приобреталось за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, а использовалось для осуществления уставной бюджетной деятельности, то амортизация по такому имуществу для целей налогообложения прибыли не начисляется (письмо Минфина России от 25.05.2011 N 03-03-06/4/52).
НДС
Выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания не признается объектом обложения НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. ст. 146 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении имущества, если иное не установлено главой 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Предъявленные суммы НДС подлежат вычету при условии, что приобретенное основное средство предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
В случае если приобретаемое имущество будет использоваться в операциях, как подлежащих, так и освобождаемых от обложения НДС, предъявленные учреждению к уплате суммы "входного" НДС подлежат распределению в порядке, установленном п. 4 ст. 170 НК РФ.
Пример 1
Учреждение приобретает серверное оборудование, подлежащее учету в составе ОЦДИ. Стоимость серверного оборудования составляет 1 500 000,00 руб. (в том числе НДС - 228 813,56 руб.). Составлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Оплата будет осуществляться как за счет средств целевой субсидии (1 000 000,00 руб.), так и за счет средств от приносящей доход деятельности (500 000,00 руб.). Восстановление средств, израсходованных на приобретение оборудования в рамках приносящей доход деятельности за счет средств другого вида деятельности, не планируется. Оборудование будет использоваться в основной деятельности учреждения.
Расчеты с контрагентами осуществляются путем перечисления средств с лицевого счета, открытого в органе казначейства по факту поставки объекта.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 000 000,00 | Серверное оборудование поступило в учреждение - учтены вложения и кредиторская задолженность перед контрагентом (с учетом НДС) | ||||
500 000,00 | |||||
|
Увеличение (310 КОСГУ) |
Увеличение (310 КОСГУ) | 1 000 000,00 | За счет средств целевой субсидии оплачены обязательства перед контрагентом | ||
|
Увеличение (310 КОСГУ) |
Увеличение (310 КОСГУ) | 500 000,00 | За счет средств от приносящей доход деятельности оплачены обязательства перед контрагентом | ||
1 000 000,00 | Вложения в имущество учтены в рамках деятельности по выполнению госзадания | ||||
500 000,00 | |||||
1 500 000,00 | |||||
1 500 000,00 | Серверное оборудование учтено в составе основных средств по первоначальной стоимости | ||||
Пример 2
Учреждение приобрело источники бесперебойного питания (далее - ИБП) на общую сумму 590 000,00 руб. (в том числе НДС - 90 000,00 руб.). Оплата по контракту осуществлялась по факту поставки ИБП за счет средств субсидии на иные цели (500 000,00 руб.) и средств субсидии на выполнение государственного задания (90 000,00 руб.). ИБП подлежат учету в качестве ОЦДИ.
В бухгалтерском учете следует сде
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.