Учет недофинансирования бюджетного и автономного учреждений (для госсектора)
Как в учете учредителя и бюджетного (автономного) учреждения отражаются операции по перечислению суммы субсидии на выполнение госзадания в случае неполного перечисления средств учредителем в соответствии с соглашением?
Юридические аспекты
Финансовое обеспечение выполнения бюджетным (автономным) учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).
Предоставление субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями (абз. 6 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с законом (решением) о бюджете информация о подобных Соглашениях может отражаться в специальном реестре. Так, например, Порядок ведения реестра Соглашений (договоров) о предоставлении субсидий из федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 06.02.2017 N 20н.
В частности, Соглашения о предоставлении субсидий на выполнение государственного задания федеральным бюджетным или автономным учреждениям заключаются в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2016 N 198н. Соглашение представляет собой двусторонний документ, который подписывается уполномоченными должностными лицами учреждения и органа, осуществляющего в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя.
Неотъемлемой частью Соглашения, как правило, является График перечисления денежных средств. График составляется с учетом ограничений, установленных в публично-правовом образовании. В Графике указываются коды по бюджетной классификации, по которым бюджетному (автономному) учреждению предоставляются средства субсидии на выполнение задания, суммы и сроки перечисления субсидии.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении самого задания (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 2.2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Несоблюдение данного правила может стать основанием для привлечения должностных лиц органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, к административной ответственности согласно ст. 15.15.15 КоАП РФ (см., в частности, решение Краснодарского краевого суда от 05.08.2016 по делу N 12-2799/2016, решение Вологодского областного суда от 27.06.2016 по делу N 7-525/2016, решение Оренбургского областного суда от 27.06.2014 по делу N 21-278/2014).
В случае, если по каким-либо причинам по итогам финансового года учредителем были не в полном объеме перечислены средства субсидии бюджетному (автономному) учреждению в соответствии с Соглашением, то данный факт должен найти отражение на соответствующих счетах бюджетного (бухгалтерского) учета и в отчетности организаций государственного сектора.
Бухгалтерский учет
Бюджетный учет недофинансирования у учредителя
Операции по перечислению учредителем субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания учитываются по коду вида финансового обеспечения 1 "Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)" (п. 21 Инструкции N 157н).
При заключении между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением Соглашения, учредитель на его основании и в сумме Соглашения принимает бюджетные обязательства в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (п. 140 Инструкции N 162н). Денежное обязательство принимается учредителем при наступлении даты предоставления субсидии, например, согласно Графику перечисления денежных средств при его составлении (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, смотрите также письмо Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164). Конкретную дату принятия денежного обязательства учредителю следует установить в рамках формирования своей учетной политики.
Бюджетные обязательства по перечислению субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются учредителем на счете 502 01 "Принятые обязательства", денежные обязательства - на счете 502 02 "Принятые денежные обязательства" (п.п. 140, 141 Инструкции N 162н).
Бюджетные обязательства в части перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального ) задания отражаются по коду вида расходов 611 "Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)" при предоставлении субсидии бюджетным учреждениям и по коду видов расходов 621 "Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)" при предоставлении субсидии автономным учреждениям.
Одновременно с принятием денежных обязательств в бюджетном учете начисляется кредиторская задолженность по дебету счета 1 401 20 241 "Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям" и кредиту счета 1 302 41 000 "Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям" (абз. 7 п. 102 Инструкции N 162н, раздел V Указаний N 65н).
Фактическое перечисление бюджетным (автономным) учреждениям суммы предоставленных субсидий отражается по дебету счета 1 302 41 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям" и кредиту счета 1 304 05 241 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям" (абз. 22 п. 102, абз. 16 п. 111 Инструкции N 162н).
Подводя итог изложенному, в случае неполного перечисления средств субсидии в соответствии с Соглашением в бюджетном учете учредителя должна быть отражена кредиторская задолженность в сумме недофинансирования на счете 1 302 41 000 "Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям" (смотрите также письмо Минфина России от 28.04.2015 N 02-05-10/24457). Кроме того, бюджетное и денежное обязательства, принятые учредителем, будут неисполнены в части недофинансирования.
Бухгалтерский учет недофинансирования у бюджетного (автономного) учреждения
В учете бюджетных (автономных) учреждений поступление субсидии на выполнение задания отражается по коду вида финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" (п. 21 Инструкции N 157н).
Суммы доходов бюджетного (автономного) учреждения в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, утвержденные Планом ФХД на текущий (очередной) финансовый год, отражаются по дебету счета 4 507 00 130 "Утвержденный объем доходов от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом счета 4 504 00 130 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по доходам от оказания платных услуг" (п. 177 Инструкции N 174н, п. 203 Инструкции N 183н, раздел V Указаний N 65н).
Начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается в учете бюджетных (автономных) учреждений по дебету счета 4 205 31 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг" (4 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг") (п. 199 Инструкции N 157н, п. 93 Инструкции N 174н, п. 96 Инструкции N 183н; Раздел V Указаний N 65н). Учитывая то обстоятельство, что бухгалтерский учет ведется методом начисления (п. 3 Инструкции N 157н), согласно своей учетной политике учреждение может отражать начисление доходов по виду финобеспечения "4" на основании Соглашения о предоставлении субсидии. При этом в составе доходов сразу может признаваться вся сумма субсидии, которая согласно Соглашению подлежит перечислению на лицевой счет (счет) учреждения в течение финансового года или же по факту поступления средств, но не позднее даты, определенной графиком платежей.
Поступление субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, на лицевой счет (счет) бюджетного (автономного) учреждения отражается по дебету счета 4 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" (4 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации") и кредиту счета 4 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 72 Инструкции N 174н, п.п. 72, 77 Инструкции N 183н).
Следовательно, дебиторская задолженность, отраженная на счете 4 205 30 будет уменьшаться по мере поступления от учредителя средств субсидии на лицевой счет (счет) бюджетного (автономного) учреждения. В случае неполного поступления средств субсидии в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения дебиторская задолженность на счете 4 205 30 останется "незакрытой" (смотрите также письмо Минфина России от 28.04.2015 N 02-05-10/24457). Кроме того, поступивший доход в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания будет меньше запланированных плановых назначений.
Таким образом, сумма недофинансирования отражается в бюджетом учете учредителя в качестве кредиторской задолженности на счете 1 302 41 и в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения в качестве дебиторской задолженности на счете 4 205 30.
Остатки по счетам 302 41, 205 30 в конце текущего года не списываются, а "переходят" на очередной год. Принимая во внимание порядок отражения принимаемых бюджетных обязательств на счетах санкционирования (п.п. 310, 312 Инструкции N 157н) операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств (денежных обязательств) (см. также письмо Минфина России от 28.04.2015 N 02-05-10/24457). То есть в очередном году учредителю необходимо будет перерегистрировать бюджетные и денежные обязательства с учетом неисполненных обязательств.
Кредиторская задолженность по счету 302 41 и дебиторская задолженность по счету 205 31 числятся на балансе учредителя и бюджетного (автономного) учреждения соответственно до момента погашения. Задолженность прошлых лет по предоставлению учреждению субсидии на государственное (муниципальное) задание, выполненное в прошлые годы, может быть компенсирована в текущем году путем предоставления этому учреждению субсидии на иные цели (смотрите Раздел 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
Отчетность
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, являющиеся учредителями бюджетных и автономных учреждений, составляют отчетность в соответствии с положениями Инструкции N 191н. Бюджетные и автономные учреждения - согласно положениям Инструкции N 33н.
Факт перечисления учредителем суммы субсидии бюджетному (автономному) учреждению отразится в форме Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127), далее Отчет (ф. 0503127), в разделе "Расходы бюджета" в графе 6 "Исполнено через финансовые органы". Данные по графе 6 заполняются на основании показателей счета 1 304 05 241 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям". Данные графы 6 включаются в графу 9 (сумма граф 6, 7, 8), отражающую итоговое исполнение бюджета по расходам (п. 61 Инструкции N 191н).
В графе 5 раздела "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) отражаются суммы утвержденных (доведенных) лимитов бюджетных обязательств в объеме годовых назначений текущего финансового года на основании данных по соответствующим счетам счета 1 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года" (п. 56 Инструкции N 191н).
Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств отражаются в графе 11 раздела "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) по строкам, содержащим показатели утвержденных (доведенных) лимитов бюджетных обязательств на финансовый год (графа 5) как разность показателей граф 5 и 9. Таким образом, сумма недофинансирования отразится в Отчете (ф. 0503127) в графе 11 раздела "Расходы бюджета".
В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), далее - Отчет (ф. 0503121), показатели отражаются без учета результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.
Общая сумма начисленных расходов по перечислению учредителем субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным (автономным) учреждениям отразятся по строке 211 Отчета (ф. 0503121). Данные заполняются на основании показателей счета 1 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" (п. 96 Инструкции N 191н).
В свою очередь, дебетовые и кредитовые обороты по счету 1 302 41 заполняются по строкам 541 и 542 Отчета (ф. 0503721). Соответственно по строке 540 Отчета (ф. 0503721) отразится чистое увеличение прочей кредиторской задолженности (п. 53 Инструкции N 33н). Таким образом, сумма недофинансирования учредителем бюджетного (автономного) учреждения в части субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отразится по строке 540 Отчета (ф. 0503121).
Заключительные операции по закрытию счетов, произведенные 31 декабря по завершении отчетного финансового года, отражаются в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110), далее - Справка (ф. 0503110). В данной ситуации сумма при закрытии счета 1 401 20 241 отражается в графах 2, 5 и 6 раздела 1 Справки (ф. 0503110), при закрытии счета 1 304 05 241 - в графах 3, 4 и 7 раздела 1 Справки (ф. 0503110).
Данные Справки (ф. 0503110) должны быть сопоставимы с данными Отчета (ф. 0503121) в части начисленных учредителем сумм субсидий и с данными Отчета (ф. 0503127) относительно перечисленных учредителем сумм субсидий. Их разница показывает недоперечисление средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Бюджетные обязательства, денежные обязательства текущего года и исполнение денежных обязательств отражаются соответственно в графах 7, 9 и 10 раздела 1 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), далее - Отчет (ф. 0503128). Показатели в графе 7 раздела 1 Отчета (ф. 0503128) отражаются на основании данных по счету 1 502 11 241, в графе 9 - на основании данных по счету 1 502 12 241, в графе 10 - на основании данных по счету 1 304 05 241 (п. 71 Инструкции N 191н).
Не исполненные принятые бюджетные и денежные обязательства отражаются соответственно в графах 11 и 12 раздела 1 Отчета (ф. 0503128). В графе 11 отражается разность граф 7 и 10 раздела 1 Отчета (ф. 0503128), в графе 12 - разность граф 9 и 10 раздела 1 Отчета (ф. 0503128) (п. 70 Инструкции N 191н).
Таким образом, в случае неполного перечисления учредителем средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в графах 11, 12 раздела 1 Отчета (ф. 0503128) отразятся неисполненные принятые бюджетные и денежные обязательства соответственно.
При этом сумма неисполненных денежных обязательств, отраженная в Отчете (ф. 0503128) по кодам видов расходов 611 и 621 должна соответствовать сумме кредиторской задолженности по счету 302 41, отраженной в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), далее - Сведения (ф. 0503169). Причины расхождений в формах отчетности между указанными показателями следует раскрыть в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
Кроме того, в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) учредителю следует подробно изложить причины, послужившие не полному перечислению субсидий на выполнение задания бюджетному (автономному) учреждению, а также указать меры, принятые для погашения образовавшейся задолженности.
Показатели по начислению и перечислению субсидии на выполнение задания, отраженные в бюджетной отчетности учредителя должны соответствовать аналогичным показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности бюджетного (автономного) учреждения.
Так, поступление субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражается в отчетности бюджетного (автономного) учреждения в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), далее - Отчет (ф. 0503737).
Суммы запланированных на текущий (отчетный) финансовый год доходов, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности (сметой доходов и расходов) учреждения на текущий (отчетный) финансовый год отражаются в графе 4 раздела 1 Отчета (ф. 0503737) по счету 0 504 10 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года" (п. 38 Инструкции N 33н).
Суммы субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются в графе 5 (через лицевые счета), в графе 6 (через банковские счета) раздела 1 Отчета (ф. 0503737) на основании аналитических данных по видам доходов, отраженным на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств", открытых к соответствующему счету счета 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения". Итоговая сумма исполненных плановых назначений за отчетный период отражается в графе 9 (сумма граф 5, 6, 7, 8) раздела 1 Отчета (ф. 0503737). (п. 42 Инструкции N 33н).
В графе 10 "Не исполнено плановых назначений" раздела 1 Отчета (ф. 0503737) на отчетную дату отражается разность между графами 4 и 9 раздела 1 Отчета (ф. 0503737) (п. 39 Инструкции N 33н).
Таким образом, неполное перечисление суммы субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетному (автономному) учреждению отразится в графе 10 "Не исполнено плановых назначений" раздела 1 Отчета (ф. 0503737).
Данные о финансовых результатах деятельности бюджетного (автономного) учреждения отражаются в Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), далее - Отчет (ф. 0503721).
Сумма начисленных доходов в части поступления средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отразится по строке 040 Отчета (ф. 0503721) (п. 53 Инструкции N 33н).
По строке 480 "Чистое увеличение дебиторской задолженности" Отчета (ф. 0503721) отражается разность строк 481 и 482, по которым отражаются соответственно дебетовые и кредитовые обороты, в том числе, по счету 205 00. Таким образом, недополученные бюджетным (автономным) учреждением доходы отразятся по строке 480 Отчета (ф. 0503721).
В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), далее - Сведения (ф. 0503769), сформированных бюджетным (автономным) учреждением по дебиторской задолженности, по виду финансового обеспечения "4", недофинансирование отразится по счету 4 205 30 000 в графе 9 раздела 1. Показатели, отраженные в Сведениях (ф. 0503769) по дебиторской задолженности, должны быть сопоставимы с показателями, отраженными в Сведениях (ф. 0503169) по кредиторской задолженности. При этом показатели по дебету счета 4 205 31 000 (4 205 30 000), отраженные в Сведениях (ф. 0503769 по дебиторской задолженности, по КФО "4"), выверяются с учетом показателей по счету 4 401 40 130 "Доходы от оказания платных услуг", отраженных в Балансе (ф. 0503760) (с учетом пояснений в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760)), на соответствие показателям по кредиту счета 1 302 41 000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", отраженным в Сведениях (ф. 0503169 по кредиторской задолженности) (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13.03.2015 NN 02-06-07/13665, 07-04-05/02-155).
Принимая во внимание изложенное, при проведении сверки показателей объемов начисленной и перечисленной учредителем субсидии с показателями, отраженными в отчетности бюджетного (автономного) учреждения, можно воспользоваться следующим алгоритмом:
Показатель | Отчетность учредителя | Соотношение | Отчетность учреждения | Сумма недофинансирования |
Перечисление субсидии | Раздел 2 "Расходы" Отчета (ф. 0503127) | = | Раздел 1 "Доходы" Отчета ф. 0503737 | В графе 10 "Не исполнено плановых назначений" раздела 1 Отчета (ф. 0503737). В графе 11 "Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств" раздела "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) |
Финансовый результат | Раздел "Расходы" Отчета ф. 0503121 | = | Раздел "Доходы" Отчета ф. 0503721 | По строке 540 "Чистое увеличение прочей кредиторской задолженности" Отчета (ф. 0503121). По строке 480 "Чистое увеличение дебиторской задолженности" Отчета (ф. 0503721) |
Задолженность | Сведения ф. 0503169 (дебиторская задолженность по счету 1 302 41 000) | = (Допустимы отклонения на сумму доходов будущих периодов, учтенных по счету 4 401 40 130, в части начисленной задолженности учреждением в соответствии с Соглашением) | Сведения (ф. 0503769) (кредиторская задолженность по счету 4 205 31 000) | В графе 9 раздела 1 Отчета (ф. 0503169) (кредиторская задолженность по счету 1 302 41 000). В графе 9 раздела 1 Отчета (ф. 0503769) (дебиторская задолженность по счету 4 205 31 000) |
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Орган государственной власти, орган местного самоуправления | Бюджетное (автономное)*(1) учреждение | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | КРБ | КРБ | Отражение ГРБС суммы доведенных финансовым органом до него утвержденных показателей лимитов бюджетных обязательств*(2) | ||
2 | КРБ | КРБ | Отражение ГРБС, РБС суммы распределенных ГРБС (РБС) себе, как ПБС, лимитов бюджетных обязательств*(3) | ||
3 | КРБ | КРБ | Отражение ПБС суммы бюджетных обязательств, принятых им в пределах утвержденных ему на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств | ||
4 | КРБ | КРБ | Отражение ПБС суммы денежных обязательств, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на соответствующий период | ||
5 | КРБ | КРБ | Отражение суммы начисленных субсидий | ||
6 | КРБ | КРБ | Отражение перечисления суммы субсидий | ||
7 | Отражение утвержденных плановых назначений от получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на соответствующий финансовый год на основании заключенного соглашения | ||||
8 | Начисление доходов в сумме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания: | ||||
8.1 | - в текущем финансовом году с предоставлением субсидии в текущем финансовом году; | ||||
8.2 | - в текущем финансовом году с предоставлением субсидии в очередном финансовом году (с отнесением доходов на финансовый результат будущих отчетных периодов); | ||||
8.3 | - в случае, если ранее указанные доходы были отнесены на финансовый результат будущих отчетных периодов | ||||
9 | Поступление на лицевой счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания | ||||
10 | Поступление на счет автономного учреждения в кредитной организации субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания | ||||
11 | Отражение суммы исполнения в текущем финансовом году по доходам (поступлениям) |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(2) При доведении лимитов бюджетных обязательств по укрупненным кодам КОСГУ их последующая детализация в учете отражается следующим образом:
Дебет 1 501 01 000 Кредит 1 501 02 000;
Дебет 1 501 02 000 Кредит 1 501 02 241.
*(3) При доведении лимитов бюджетных обязательств по укрупненным кодам КОСГУ их последующая детализация в учете отражается следующим образом:
Дебет 1 501 02 000 Кредит 1 501 03 000;
Дебет 1 501 03 000 Кредит 1 501 03 241.
Документооборот
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены Приказом N 52н.
Формы документов, обязательные для оформления фактов предоставления и получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а также отражающие ее недофинансирование положениями Приказа N 52н не предусмотрены.
В то же время в учете учредителя согласно п. 318 Инструкции N 157н обязательства отражаются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренным порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Так, на федеральном уровне порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н. Согласно данному приказу соглашение о предоставлении субсидии является документом - основанием для принятия и отражения бюджетного обязательства. В свою очередь принятие и отражение в учете денежного обязательства может быть отражено на основании Графика перечисления субсидии.
Аналогичный порядок может быть предусмотрен и на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, документом - основанием для принятия бюджетного обязательства является соглашение, а для принятия и отражения денежного обязательства и начисления кредиторской задолженности - График перечисления платежей.
В учете бюджетного (автономного) учреждения начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) (абз. 8 п. 150 Инструкции N 174н, абз. 8 п. 178 Инструкции N 183н).
В то же время согласно положениям письма Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164:
- плановые назначения от получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются на основании заключенного соглашения;
- начисление доходов от получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания также производится на основании условий заключенного соглашения.
Выбытие с лицевого счета учредителя субсидии, предоставляемой на выполнение государственного (муниципального) задания, а также ее поступление на лицевой счет (счет) бюджетного (автономного) учреждения оформляется на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения.
При этом конкретный порядок документального оборота в целях отражения операций по начислению средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания следует закрепить в учетной политике учреждения.
Между федеральным бюджетным (автономным) учреждением и учредителем 09 января 2017 года заключено соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания на 2017 год. Годовой объем субсидии составляет 5 000 000,00 руб. Согласно графику перечисления субсидии:
- первый платеж осуществляется до 15 января 2017 года в размере 1 250 000,00 руб. (фактически перечислен 11 января);
- второй платеж осуществляется до 5 апреля 2017 года в размере 1 250 000,00 руб. (фактически перечислен 4 апреля);
- третий платеж осуществляется до 5 июля 2017 года в размере 1 250 000,00 руб. (фактически перечислен 4 июля);
- четвертый платеж осуществляется до 5 октября 2017 года в размере 830 000,00 руб. (фактически перечислен 3 октября);
- пятый платеж осуществляется до 15 декабря 2017 года в размере 420 000,00 руб. (не перечислен).
В 1 квартале 2017 года (11 января) субсидия бюджетному (автономному) учреждению поступила на лицевой счет, открытый в ОФК, в сумме 1 250 000,00 руб., во 2 квартале 2017 года (4 апреля) в сумме 1 250 000,00 руб., в 3 квартале 2017 года (4 июля) в сумме 1 250 000,00 руб., в 4 квартале 2017 года поступил только один платеж 3 октября в сумме 830 000,00 руб. Согласно представленному отчету государственное задание выполнено в полном объеме. Сумма недофинансирования на конец года составила 420 000,00 руб.
В соответствии с учетной политикой учредителя расходы по перечислению субсидии бюджетным (автономным) учреждениям признаются датой формирования платежа, но не позднее даты, указанной в графике перечисления средств субсидии.
В учетной политике бюджетных (автономных) учреждений закреплено, что доходы признаются датой поступления субсидии, но не позднее даты перечисления, установленной Графиком.
В бюджетном учете учредителя предоставление субсидии на выполнение государственного задания отразится следующими записями:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
9 января | |||
КРБ 1 501 13 241 | КРБ 1 502 11 241 | 5 000 000,00 | Принятие бюджетных обязательств в сумме соглашения |
11 января, 4 апреля, 4 июля, 3 октября, 15 декабря | |||
КРБ 1 502 11 241 | КРБ 1 502 12 241 | 5 000 000,00 (1 250 000,00; 1 250 000,00; 1 250 00,00; 830 000,00; 420 000,00 соответственно) | Принятие денежных обязательств за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2017 года |
КРБ 1 401 20 241 | КРБ 1 302 41 730 | 5 000 000,00 (1 250 000,00; 1 250 000,00; 1 250 00,00; 830 000,00; 420 000,00 соответственно) | Принятие кредиторской задолженности по предоставлению учреждению субсидии на выполнение государственного задания за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2017 года |
11 января, 4 апреля, 4 июля, 3 октября | |||
КРБ 1 302 41 830 | КРБ 1 304 05 241 | 4 580 000,00 (1 250 000,00; 1 250 000,00; 1 250 00,00; 830 000,00 соответственно) | Перечисление субсидии на выполнение государственного задания на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения за 1, 2, 3 кварталы 2017 года |
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения получение субсидии отразится следующим образом:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
9 января | |||||
4 507 10 130 | 4 504 10 130 | 4 507 10 130 | 4 504 10 130 | 5 000 000,00 | Отражены утвержденные плановые назначения от получения субсидии на выполнение государственного задания на текущий финансовый год на основании заключенного соглашения |
11 января, 4 апреля, 4 июля, 3 октября, 15 декабря | |||||
4 205 31 560 | 4 401 10 130 | 4 205 30 000 | 4 401 10 130 | 5 000 000,00 (1 250 000,00; 1 250 000,00; 1 250 00,00; 830 000,00; 420 000,00 соответственно) | Произведено начисление доходов в сумме субсидии. |
11 января, 4 апреля, 4 июля, 3 октября | |||||
4 201 11 510 Увеличение (код 130 КОСГУ) | 4 205 31 660 | 4 201 11 000 Увеличение (код 130 КОСГУ) | 4 205 30 000 | 4 580 000,00 (1 250 000,00; 1 250 000,00; 1 250 00,00; 830 000,00 соответственно) | Поступила субсидия на лицевой счет |
31 декабря | |||||
4 508 10 130 | 4 507 10 130 | 4 508 10 130 | 4 507 10 130 | 4 580 000,00 | Отражена сумма исполнения в текущем финансовом году по доходам от субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания |
Учет недофинансирования бюджетного (автономного) учреждения (для госсектора)
Как в учете учредителя и бюджетного (автономного) учреждения отражаются операции по перечислению суммы субсидии на выполнение госзадания в случае неполного перечисления средств учредителем в соответствии с соглашением?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.