Возмещение сотрудниками стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров (для госсектора)
Сотрудники учреждения возмещают стоимость сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров. Как оформить данную операцию в бухгалтерском учете, отчетности и в целях налогообложения?
Юридические аспекты
Обязанностью абонента при исполнении договора на оказание услуг связи является оплата оказанных ему услуг телефонной связи в полном объеме и в определенные в нем сроки вне зависимости от того, какой характер носили телефонные переговоры, произведенные сотрудниками со служебного телефона (п. 25 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342).
Для государственного (муниципального) учреждения экономически обоснованными являются только расходы на оплату телефонных переговоров, носящих служебный характер.
Оплата казенным учреждением расходов, связанных с использованием сотрудниками служебных телефонов в личных целях, может быть квалифицирована специалистами контролирующих органов как нарушение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренного ст. 38 БК РФ. Более того, даже если эти расходы впоследствии будут возмещены сотрудниками, может ставиться вопрос о неэффективном использовании бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
Рекомендации или требования о разработке в государственных (муниципальных) учреждениях локальных актов, направленных на усиление контроля за расходованием средств на оплату услуг связи, а также оптимизацию этих расходов, могут быть предусмотрены:
- для казенных учреждений - правовыми актами, изданными главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств;
- для бюджетных и автономных учреждений - правовыми актами, изданными органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.
В случае отсутствия подобных рекомендаций (требований) для контроля за расходованием средств на оплату услуг связи и оптимизации таких расходов учреждение самостоятельно может разработать правила использования служебных телефонов, в которых предусматриваются:
1) запрет на использование служебных телефонов в личных целях;
2) порядок возмещения расходов на оплату личных звонков, если они по каким-либо причинам имели место;
3) порядок определения или размер лимитов на оплату услуг связи.
Как правило, в своей деятельности учреждения используют различные виды связи, в том числе сотовую. В настоящее время не существует какого-либо единого нормативного правового акта, определяющего размер лимитов на оплату услуг сотовой связи, которые должны применяться госучреждениями, или же порядок определения (расчета) таких лимитов.
При разработке локальных актов, позволяющих обеспечить эффективное и рациональное расходование средств на оплату телефонных переговоров, учреждению целесообразно предусмотреть следующие инструменты обеспечения эффективности расходов:
1) обоснование выбора применяемых тарифов и способов оплаты за оказанные услуги на стадии заключения договора, предметом которого является оказание услуг стационарной связи, в целях оптимизации процедур контроля за расходованием средств на оплату таких услуг (например, при отсутствии возможности контроля за использованием стационарного служебного телефона в служебных помещениях, доступ в которые сотрудникам не ограничен, целесообразно рассмотреть возможность применения безлимитного тарифа на услуги местной связи и исключения возможности использования междугородной и международной связи);
2) ограничение круга лиц, имеющих право пользоваться услугами междугородной и международной связи по стационарным телефонам, а также услугами сотовой связи - утверждение соответствующего перечня (как правило, в соответствии с занимаемыми должностями);
3) установление лимитов пользования сотовой связью (например, в рублях на месяц и без права переноса остатка неиспользованного лимита на следующий период);
4) определение способов контроля за соблюдением лимитов на использование сотовой связи, порядка компенсации расходов учреждения, связанных с оплатой сверхлимитных телефонных переговоров, а также компенсации расходов учреждения в случае выявления фактов использования служебных телефонов в личных целях;
5) определение способов контроля за служебным характером телефонных переговоров (письменное подтверждение лицами, использующими служебные сотовые телефоны, служебного характера их использования, а также письменное подтверждение служебного характера телефонных переговоров при использовании междугородной и международной связи по стационарным служебным телефонам; периодический анализ служебного характера переговоров на основании данных, предоставляемых оператором связи и т.п.).
Поведение сотрудника учреждения при использовании служебного телефона может быть признано неправомерным в случае, если пользование услугами связи в личных целях запрещено локальными актами учреждения, и это требование доведено до сотрудника под роспись. Стоимость услуг связи в этом случае может быть признана прямым действительным ущербом работодателя (часть вторая ст. 238 ТК РФ), который должен быть возмещен (часть первая ст. 233 ТК РФ). Механизм возмещения такого ущерба предусмотрен ст. 248 ТК РФ в случае отказа работником компенсировать расходы в добровольном порядке (решение Купинского районного суда Новосибирской области от 13.02.2012 по делу N 2-135, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18.11.2011 N 33-35897/2011, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 21.09.2010 по делу N 33-29436).
Бухгалтерский учет
При ведении бухгалтерского учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат. Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации госсектора - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции).
В то же время возмещение сотрудниками стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров в качестве операции по восстановлению кассовых расходов рассматривать некорректно. В такой ситуации нет оснований для увеличения остатка неисполненного обязательства (бюджетного обязательства), принятого на основании договора (контракта) с оператором сотовой связи.
Начисление задолженности работника по компенсации стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров отражается в учете путем начисления новых доходов, согласно новым основаниям. К примеру, основанием может быть реестр сотрудников с указанием сумм, которые они должны внести за допущенные сверхлимитные и личные переговоры.
В соответствии с положениями Указаний N 65н доходы от компенсации затрат государства, а также государственных (муниципальных) учреждений подлежат отражению по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" и по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
Расчеты с сотрудниками по компенсации излишне произведенных учреждением расходов отражаются в учете с применением счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н).
Доходы от компенсации затрат государства наряду с доходами от оказания платных услуг относятся к неналоговым доходам бюджетов (см., в частности, пп. 1 п. 4 ст. 20 БК РФ). Соответственно, начисленные казенным учреждением суммы возмещения сотрудниками стоимости телефонных переговоров должны быть перечислены в доход бюджета (на лицевой счет администратора соответствующих кассовых поступлений).
Для бюджетных и автономных учреждений суммы компенсации ранее произведенных данными учреждениями затрат не рассматриваются в качестве доходов бюджетов, а являются источником формирования имущества этих организаций (ст.ст. 123.21, 123.22, 296, 298 ГК РФ; ст.ст. 9.2, 26 Закона N 7-ФЗ, ст.ст. 2 - 4 Закона N 174-ФЗ). Возможность самостоятельного распоряжения поступившими средствами дает основания их учета по коду вида финансового обеспечения (деятельности) 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).
Начисление доходов в виде возмещения сотрудниками стоимости сверхлимитных и неслужебных переговоров отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (абз. 6 п. 86 Инструкции N 162н, абз. 13 п. 109 Инструкции N 174н, абз. 13 п. 112 Инструкции N 183н).
Поступление средств от сотрудника в счет возмещения стоимости сверхлимитных и неслужебных переговоров может быть осуществлено внесением средств на лицевой счет администратора соответствующих доходов, лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения, расчетный счет автономного учреждения, а также в кассу субъекта учета.
В зависимости от того, наделено ли начислившее доход казенное учреждение полномочиями администратора соответствующих кассовых поступлений, порядок отражения бухгалтерских записей при внесении средств в кассу или на лицевой счет администратора доходов будет разным.
В учете казенного учреждения, наделенного полномочиями администратора кассовых поступлений в отношении сумм компенсации расходов государства, поступление средств от сотрудника будет отражено бухгалтерской записью по дебету счетов 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг", 1 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" в корреспонденции с кредитом счета 1 209 30 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат" (абз. 15 п. 86 Инструкции N 162н). Внесение поступивших средств из кассы на лицевой счет администратора доходов отражается бухгалтерскими записями:
- по дебету счета 1 210 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" ив корреспонденции с кредитом счета 1 201 34 610 "Выбытие средств из кассы учреждения" (абз. 5 п. 92 Инструкции N 162н);
- по дебету счета 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом счета 1 210 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам".
В учете казенного учреждения, наделенного только отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, информация об ожидаемых к поступлению в доход бюджета суммах компенсации затрат отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты по доходам" в корреспонденции с кредитом счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет". При этом в адрес администратора кассовых поступлений направляется Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению в доход бюджета суммах компенсации затрат (абз. 13 п. 104 Инструкции N 162н). В учете администратора соответствующих кассовых поступлений при этом отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты по доходам".
В ситуации, если сотрудник вносит денежные средства непосредственно на лицевой счет администратора доходов, в учете казенного учреждения на основании информации о зачислении средств в доход бюджета отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 209 30 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат" (абз. 15 п. 86 Инструкции N 162н).
Если средства поступают в кассу казенного учреждения, то отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" в корреспонденции с кредитом счета 1 209 30 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат". При внесении полученных от сотрудника наличных денежных средств, подлежащих перечислению в доход бюджета, казенное учреждение указывает реквизиты администратора данных кассовых поступлений (см., в частности, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 02.06.2011 N 02-03-06/2530/2-7.4-05/5.3-366). Денежные средства в такой ситуации поступают на лицевой счет минуя счет N 40116, открытый территориальному органу Федерального казначейства, финансовому органу в подразделении ЦБ РФ (кредитной организации). Соответственно, счет 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" при отражении выбытия средств из кассы в данном случае не применяется. В такой ситуации может быть применен счет 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
То есть, при выбытии наличных средств из кассы казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, для внесения на лицевой счет администратора доходов может быть отражена бухгалтерская запись по дебету счета 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".
Полученные в кассу казенного учреждения от сотрудника средства могут зачисляться на лицевой счет получателя бюджетных средств в порядке восстановления кассовых выплат на коды классификации расходов бюджета и уже с этого лицевого счета направляться в доход бюджета. Однако лицевой счет получателя не предназначен для учета средств, фактически составляющих доход бюджета. Уменьшение обязательств, принятых перед поставщиком услуг связи, в данном случае произведено быть не может. Кроме того, могут возникнуть проблемы при формировании показателей строк 050 и 052 раздела 1 "Поступления" Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) на основании операций выбытия средств с лицевого счета получателя бюджетных средств и поступления на лицевой счет администратора доходов. Для казенного учреждения, осуществляющего полномочия администратора доходов в полном объеме, возникает риск "задвоения" показателей данных строк относительно соответствующего возврата. У казенного учреждения, осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, сумма возмещения средств сотрудниками показатели данных строк формировать не должна.
Поступление средств от сотрудника в счет возмещения расходов бюджетного (автономного) учреждения в кассу, на лицевой счет отражается бухгалтерской записью по дебету счетов 2 201 34 000 "Касса", 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" в корреспонденции с кредитом счета 2 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (абз. 2 п. 110 Инструкции N 174н, абз. 2 п. 113 Инструкции N 183н).
Поступление средств на расчетный счет автономного учреждения отражается бухгалтерской записью по дебету счета 2 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" в корреспонденции с кредитом счетов 2 201 34 000 "Касса", 2 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (абзацы 5, 9 п. 77 Инструкции N 183н).
Согласно п.п. 365, 367 Инструкции N 157н параллельно со счетами 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения", 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" ведется учет на забалансовых счетах:
- 17 "Поступления денежных средств";
- 18 "Выбытия денежных средств".
Бухгалтерская отчетность
Формирование бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 33н, казенных учреждений - в соответствии с требованиями Инструкции N 191н.
Все показатели, отраженные в формах бухгалтерской отчетности, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета по учету операций с финансовыми активами.
Операции по начислению доходов в виде компенсации стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров отражаются в строке 040 графы 4 Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), в строке 040 графы 6 Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) (п. 96 Инструкции N 191н; п.п. 50, 53 Инструкции N 33н).
Операции, связанные с увеличением задолженности сотрудника перед учреждением, отражаются по соответствующему аналитическому счету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" в графах 5 и 6 "Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности" (ф. 0503169) и в графах 5 и 6 "Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения" (ф. 0503769), сформированных по дебиторской задолженности. Операции по погашению сотрудником задолженности отражаются в графах 7 данных отчетов.
В силу положений п. 60 Инструкции N 191н раздел "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее - Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127)) формируется казенным учреждением при наличии у него полномочий по администрированию доходов. Заполнение показателей раздела производится на основании данных по кассовым поступлениям на лицевой счет администратора доходов.
Если казенное учреждение наделено только полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, то такое учреждение информацию о зачислении средств на лицевой счет администратора доходов в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) не отражает.
Фактическое поступление доходов в виде компенсации стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров отражается в графах 5-7 Раздела 1 "Доходы учреждения" Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) на основании данных по забалансовым счетам 17, открытым к счетам 2 201 00 000 (п. 42 Инструкции N 33н).
Операции по поступлению средств компенсации в кассу (на лицевой, банковский счет) учреждения отражаются в строках 050 и 052 раздела 1 "Поступления" Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123), в строках 050 и 052 Раздела 1 "Поступления" Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (п.п. 149, 150 Инструкции N 191н, п. 55.1 Инструкции N 33н).
Операции по движению денежных средств между счетами, а также между счетами и кассой учреждения при формировании показателей Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) не учитываются (п. 149 Инструкции N 191н). Соответственно, в случае осуществления казенным учреждением полных полномочий по администрированию полученных в кассу средств компенсации доходов бюджета операции по их выбытию из кассы и дальнейшему зачислению на лицевой счет администратора доходов в Отчете о движении денежных средств (ф. 0503123) своего отражения не получат.
Если же казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия администратора доходов по начислению и учету полученных в кассу средств, то операции по поступлению и выбытию из кассы соответствующих сумм для их зачисления на лицевой счет администратора доходов найдут свое отражение в разделе 1 "Поступления" Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123). При этом поступление денежных средств в кассу учреждения отразится в положительном значении, а выбытие из кассы - в отрицательном. Таким образом, после того, как денежные средства будут сданы из кассы на лицевой счет, в разделе 1 "Поступления" Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) будет отражен "ноль".
Информация по счету 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты" подлежит отражению в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), формируемой казенным учреждением, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, в составе квартальной (годовой) бюджетной отчетности (п.п. 23, 28 Инструкции N 191н). Аналогичная Справка формируется администратором кассовых поступлений, которому поступили сведения об ожидаемых к поступлению доходах бюджета.
При составлении консолидированной отчетности данные взаимосвязанных показателей - расчетов, отраженных с применением счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты", исключаются (см., в частности, п.п. 35, 98 Инструкции N 191н).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов в полном объеме | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | КДБ 1 209 30 560 | КДБ 1 401 10 130 | Отражена задолженность сотрудника по возмещению стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров | ||
2 | КИФ 1 201 34 510 Увеличение 17 (130 КОСГУ) | КДБ 1 209 30 660 |
Увеличение 17 (130 КОСГУ) | Средства внесены в кассу учреждения | |
3 | КДБ 1 210 03 560 Увеличение 17 (130 КОСГУ) | КИФ 1 201 34 610 Уменьшение 17 (130 КОСГУ) |
Увеличение 17 (510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 КОСГУ) | Отражено внесение денежных средств на лицевой счет учреждения |
4 | КДБ 1 210 02 130*(2) | КДБ 1 210 03 660 Уменьшение 17 (130 КОСГУ) |
Увеличение 17 (510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 КОСГУ) | Зачисление наличных средств на лицевой счет учреждения |
5 | КИФ 1 210 02 130 | КДБ 1 209 30 660 |
Увеличение 17 (130 КОСГУ) | Денежные средства внесены сотрудником на лицевой счет учреждения | |
6 |
Увеличение 17 (130 КОСГУ) | Денежные средства внесены сотрудником на расчетный счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации | |||
7 |
Увеличение 17 (510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 КОСГУ) | Зачисление наличных средств на расчетный счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации |
Бухгалтерские записи по отражению операции при начислении дохода в виде компенсации затрат в учете казенного учреждение, не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений
N п/п | Казенное учреждение, наделенное отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет | Казенное учреждение - администратор соответствующих кассовых поступлений | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | КДБ 1 209 30 560 | КДБ 1 401 10 130 | Отражена задолженность сотрудника по возмещению стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров | ||
2 | КДБ 1 304 04 130 | КДБ 1 303 05 730 | КДБ 1 303 05 830 | КДБ 1 304 04 130 | Отражена сумма расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленные Извещениями (ф. 0504805) |
3 | КИФ 1 201 34 510 Увеличение 17 (130 КОСГУ) | КДБ 1 209 30 660 | Средства внесены в кассу учреждения | ||
4 | КДБ 1 303 05 830*(2) | КИФ 1 201 34 610 Уменьшение 17 (130 КОСГУ) | Выбытие наличных средств из кассы в целях дальнейшего ее внесения на лицевой счет администратора доходов | ||
5 | КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 303 05 730 | Отражено зачисление средств на лицевой счет администратора доходов | ||
6 | КДБ 1 303 05 830 | КДБ 1 209 30 660 | На основании сведений, предоставленных администратором соответствующих кассовых поступлений, отражено зачисление средств в доход бюджета в случае, если средства были внесены сотрудником непосредственно на лицевой счет администратора доходов |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом ФХД. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(2) Указанная бухгалтерская запись, необходимая для применения в рассматриваемой ситуации, отсутствует в Инструкции N 162н. Корреспонденция счетов в таком случае может быть установлена в порядке, определенном п. 2 Инструкции N 162н.
Документооборот
Унифицированной формы первичного учетного документа, на основании которого в учете отражается задолженность сотрудников по компенсации стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров, Приказ N 52н не содержит.
Вместе с тем таким первичным документом может быть Бухгалтерская справка (ф. 0504833) с приложением документов, подтверждающих задолженность сотрудников по компенсации стоимости осуществленных неслужебных и сверхлимитных переговоров.
Поступление доходов в виде возмещения сотрудниками стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров на лицевой счет (банковский счет) отражается на основании документов, прилагаемых к выписке:
- из лицевого счета администратора доходов бюджета и прилагаемых к ним докуметов;
- из лицевого (банковского) счета бюджетного (автономного) учреждения.
Поступление средств от сотрудника в кассу отражается в учете на основании Приходного кассового ордера (форма по ОКУД 0310001). Выбытие наличных средств из кассы для ее зачисления на лицевой (банковский) счет отражается на основании Расходного кассового ордера (форма по ОКУД 0310002).
Передача казенным учреждением информации о суммах начисленных доходов в виде компенсации затрат администратору доходов, а также поступление от администратора доходов информации о зачислении поступившей выручки в доход соответствующего бюджета осуществляется посредством оформления Извещений (ф. 0504805).
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, сумм возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными доходами в целях исчисления налога на прибыль. То есть, доходы в виде компенсации сотрудниками стоимости сверхлимитных и неслужебных переговоров подлежат включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика.
Существует мнение, согласно которому данные суммы не подлежат учету при налогообложении прибыли, исходя из положений ст. 41 НК РФ. Однако подобную правовую позицию, вероятно, придется отстаивать в суде.
НДС
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России. Учреждения не являются операторами связи, предоставляющими данные услуги. Соответственно, при возмещении сотрудниками стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров объекта обложения НДС не возникает.
Пример 1. Компенсация стоимости неслужебных и сверхлимитных телефонных переговоров сотрудниками казенного учреждения путем внесения средств в кассу учреждения. Казенное учреждение - администратор соответствующих кассовых поступлений.
Сотрудники казенного учреждения вносят в кассу средства в размере 1 500,00 руб. в целях возмещения стоимости допущенных сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров. Денежные средства по Объявлению на взнос наличными вносятся на лицевой счет администратора доходов, открытый казенному учреждению.
В бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КДБ 1 209 30 560 | КДБ 1 401 10 130 | 1 500,00 | Отражена задолженность сотрудников по возмещению стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров |
КИФ 1 201 34 510 Увеличение 17 (130 КОСГУ) | КДБ 1 209 30 660 | 1 500, 00 | Средства внесены в кассу учреждения |
КДБ 1 210 03 560 Увеличение 17 (130 КОСГУ) | КИФ 1 201 34 610 Уменьшение 17 (130 КОСГУ) | 1 500, 00 | Отражено внесение денежных средств на лицевой счет учреждения |
КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 210 03 660 Уменьшение 17 (130 КОСГУ) | 1 500, 00 | Зачисление наличных средств на лицевой счет учреждения |
Пример 2. Компенсация стоимости неслужебных и сверхлимитных телефонных переговоров сотрудниками казенного учреждения путем внесения средств на лицевой счет администратора доходов.
В казенном учреждении выявлены факты осуществления сотрудниками сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров. По итогам проведенной внутренней проверки была начислена задолженность по компенсации соответствующих расходов в размере 500,00 руб. Информация о планируемых к поступлению доходах бюджета казенным учреждением передана администратору кассовых поступлений посредством оформления Извещения (ф. 0504805). Сотрудники вносят средства на лицевой счета администратора доходов. О зачислении средств в доход бюджета администратор соответствующих кассовых поступлений уведомляет казенное учреждение путем отражения информации в Извещении (ф. 0504805)
В бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КДБ 1 209 30 560 | КДБ 1 401 10 130 | 500,00 | Отражена задолженность сотрудников по возмещению стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров |
КДБ 1 304 04 130 | КДБ 1 303 05 730 | 500,00 | Информация об ожидаемых к поступлению доходах бюджета передана администратору кассовых поступлений посредством оформления Извещения (ф. 0504805) |
КДБ 1 303 05 830 | КДБ 1 209 30 660 | 500, 00 | На основании сведений, предоставленных администратором соответствующих кассовых поступлений, отражено зачисление средств в доход бюджета |
Пример 3. Внесение в кассу бюджетного (автономного) учреждения средств компенсации стоимости сверхлимитных и неслужебных телефонных переговоров.
В бюджетном (автономном) учреждении выявлены факты использования служебного телефона для ведения личных телефонных переговоров. Средства компенсации соответствующих расходов в размере 1 000,00 руб. внесены сотрудниками в кассу учреждения и зачислены на лицевой счет учреждения.
В бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 000,00 | Отражена задолженность сотрудников по возмещению стоимости неслужебных телефонных переговоров | ||||
Увеличение 17 (130 КОСГУ) |
Увеличение 17 (130 КОСГУ) | 1 000,00 | Средства внесены в кассу учреждения | ||
Увеличение 17 (510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 КОСГУ) |
Увеличение 17 (510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 1 000, 00 | Отражено внесение денежных средств на лицевой счет учреждения |
Увеличение 17 (510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 КОСГУ) |
Увеличение 17 (510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 1 000, 00 | Зачисление наличных средств на лицевой счет учреждения |
Поступление денежных средств за оказанные платные услуги на счета из кассы в бюджетном (автономном) учреждении
(для госсектора)
Бюджетное (автономное) учреждение вносит из кассы на лицевой счет наличные денежные средства, полученные за оказанные платные услуги. Как оформить данную операцию в бухгалтерском учете, отчетности и в целях налогообложения?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.