Проверки трудовой инспекцией
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (часть первая ст. 353 ТК РФ). "Федеральная инспекция труда" не является наименованием какого-либо определенного государственного органа власти, а представляет собой единую централизованную систему, состоящую из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть первая ст. 354 ТК РФ). Государственная инспекция труда имеется в каждом субъекте РФ.
Надзор за соблюдением трудового законодательства трудовая инспекция осуществляет посредством (абзац второй части первой ст. 356 ТК РФ):
- проведения проверок;
- выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
- составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, государственная инспекция труда осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях (абзац четвертый части первой ст. 356 ТК РФ).
Проверкой является совокупность мероприятий, проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", далее - Закон N 294-ФЗ).
Проверки соблюдения работодателями трудового законодательства проводят непосредственно трудовые инспекторы государственных инспекций труда. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ). Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана, который в свою очередь составляется с применением риск-ориентированного подхода (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.
В свою очередь, и плановые, и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и выездных проверок (ст. 11 и ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Документарная форма проведения проверки означает, что инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему. Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов и письменной информации, но она уже будет проходить по месту нахождения работодателя.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ в целях профилактики нарушений трудового законодательства Роструд приказом от 30.12.2016 N 538 утвердил перечни правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении трудовой инспекцией проверок работодателей.
Общее ограничение срока проведения каждой проверки трудовой инспекцией составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Однако если инспектором проводится документарная проверка, то в определенных случаях он вправе перевести её в выездную (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В этом случае срок всей проверки будет составлять 40 рабочих дней.
Кроме того, о предстоящем проведении плановой проверки (документарной и выездной) и, в некоторых случаях, внеплановой выездной проверки работодатель должен быть уведомлен трудовой инспекцией заранее (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, часть девятая ст. 360 ТК РФ).
Трудовое законодательство не устанавливает ни срока обращения работника в трудовую инспекцию, ни ограничений по временному периоду, который может быть проверен трудовой инспекцией в рамках проведения проверки. Поэтому вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента обнаружения работником нарушения его трудовых прав, он вправе подать жалобу, а инспекция - провести проверку по этой жалобе и запросить у работодателя необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившегося работника. А при выявлении нарушений трудового законодательства, в целях защиты трудовых прав работников выдать работодателю обязательное для исполнения предписание*(1) об устранении этих нарушений.
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 N 354н. Кроме того, контрольные (надзорные) полномочия трудовой инспекции регламентированы и рядом нормативных правовых актов, которыми также руководствуются инспекторы при проведении проверок:
- Конвенцией Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протоколом к ней (1995);
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Законом N 294-ФЗ;
- Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее - Положение N 875);
- Методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.
_________________________________________
*(1) Несмотря на то, что срок обращения в трудовую инспекцию законодательно не установлен, Верховный Суд РФ в определении от 28.06.2006 N 11-В06-8 сформулировал позицию, согласно которой инспектор труда, действуя в интересах работника, также как и сам работник должен соблюдать сроки для рассмотрения трудового спора, установленные ст. 392 ТК РФ. Поэтому предписание трудовой инспекции по жалобе работника, поданной им по истечении сроков, установленных ст. 392 ТК РФ: по спорам о невыплате заработной платы - 1 года, по спорам об увольнении - месячного срока, по иным спорам - трехмесячного срока, с большой вероятностью будет отменено при его обжаловании работодателем (апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.01.2015 по делу N 33-190/2015, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 02.12.2014 по делу N 11-12886/2014, определение Московского городского суда от 04.07.2013 N 4г-5887/13)
Темы
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Обращение работника в трудовую инспекцию
Плановая проверка трудовой инспекцией
Внеплановая проверка трудовой инспекцией
Документарная проверка трудовой инспекцией
Выездная проверка трудовой инспекцией
Процедура проведения проверки трудовой инспекцией
Оформление трудовой инспекцией результатов проверки
Обжалование результатов проверки трудовой инспекции
Мораторий на проведение плановых проверок трудовой инспекцией субъектов малого предпринимательства
Сертификат доверия работодателю
Энциклопедия судебной практики
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах