Уведомление профсоюза и службы занятости об увольнении работников в связи с ликвидацией организации
На основании ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" необходимо предварительно (не менее чем за 3 месяца) уведомить профсоюз о ликвидации организации и провести с ним переговоры о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
Как указано в определении Алтайского краевого суда от 29.07.2015 N 33-7039/2015, незначительное нарушение указанного срока направления профсоюзу уведомления о предстоящей ликвидации не свидетельствует о нарушении процедуры ликвидации, влекущем незаконность увольнения.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" сообщить в органы службы занятости о том, что принято решение о ликвидации организации и в связи с этим предстоит расторжение трудовых договоров с работниками, нужно в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В сообщении следует указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.
Специального срока уведомления о массовом увольнении работников в связи с ликвидацией организации Закон о занятости не устанавливает. Буквально из его ст. 25 следует, что предупредить службу занятости не за 2, а минимум за 3 месяца необходимо, если к массовому увольнению работников может привести решение о сокращении численности или штата работников организации, но не решение о ее ликвидации. Однако на практике можно столкнуться с расширительным толкованием этой нормы, основанным на том, что решение об увольнении работников в связи с ликвидацией является разновидностью решения о сокращении.
Необходимость сообщить в органы службы занятости о массовом увольнении работников в связи с ликвидацией больше чем за 2 месяца является бесспорной, когда увеличенный срок уведомления о любом массовом увольнении установлен распространяющимся на организацию отраслевым или территориальным соглашением, в котором определены критерии массового увольнения (см., например, п. 7.1.8 Отраслевого тарифного соглашения по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2016-2018 годы, п. 2.21 Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы).
Об отраслевых (тарифных) соглашениях см. справку.
Обязанность уведомлять службу занятости о высвобождении работников по какой-либо конкретной форме законодательством РФ не предусмотрена. Поэтому формы, разработанные для этих целей органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также конкретными центрами занятости, не являются обязательными. Соответствующая информация представляется по установленной форме либо в произвольной письменной форме, содержащей все необходимые сведения (письмо Роструда от 26.09.2016 N Т3/5624-6-1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах