Создание системы управления охраной труда в организации
Понятие "система управления охраной труда" (далее - СУОТ) приведено в части первой ст. 217 ТК РФ, а абзац третий части третьей ст. 214 и часть вторая ст. 217 обязывают работодателя обеспечить создание и функционирование этой системы.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Основные положения о СУОТ содержатся в Межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 "ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования", которые фактически являются добровольно принимаемыми требованиями к системам управления охраной труда, связанными с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников. Практические рекомендации, содержащиеся в данном стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Однако они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов.
В целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда Минтрудом России разработано Примерное положение (далее - Примерное положение) о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н), которое зарегистрировано в Минюсте РФ и официально опубликовано. Таким образом, Примерное положение является документом, содержащим обязательные требования, однако многие его пункты сформулированы в рекомендательной форме.
В соответствии с Примерным положением создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда (пункт 3).
Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (филиалах, обособленных подразделениях, территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) работодателя, находящихся в его ведении (п. 6 Примерного положения). Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя (п. 7 Примерного положения).
СУОТ представляет собой единство | ||||
|
|
|
|
|
организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления |
|
мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда |
|
документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы |
Основой организации и функционирования системы управления охраной труда является локальный нормативный акт (положение о СУОТ), разрабатываемый работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.
Примерное положение не содержит обязательных требований и конкретных рекомендаций по структуре положения о СУОТ организации. При этом, ориентируясь на содержание Примерного положения, работодатель может определить основные разделы своего положения о СОУТ.
Разделы положения о СУОТ можно представить в виде таблицы:
|
Разделы положения о СУОТ |
Положение о СУОТ может включать в себя следующие разделы с учетом специфики деятельности работодателя (в соответствии со структурой Примерного положения): |
Общие положения (цели разработки положения о СУОТ; область применения положения о СУОТ; термины) |
Разработка и внедрение СУОТ (политика (стратегия) в области охраны труда; распределение обязанностей в сфере охраны труда; взаимодействия с работниками и их участие в обеспечении безопасных условий труда) | |
Планирование (управление профессиональными рисками; государственные нормативные требования охраны труда, учитываемые при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ; план мероприятий по охране труда организации; цели в области охраны труда; изменения, которые влияют на функционирование СУОТ) | |
Обеспечение функционирования СУОТ (мероприятия по обеспечению функционирования СУОТ; обучение работников по охране труда; информирование работников в рамках СУОТ) | |
Функционирование (основные процессы по охране труда; основные процессы и процедуры, устанавливающие порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ; реагирование на несчастные случаи) | |
Оценка результатов деятельности (объекты, виды и методы контроля; критерии оценки; использование результатов контроля) | |
Улучшение функционирования СУОТ (мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ; корректирующие действия) |
Работодатель с учетом специфики деятельности, структуры управления (организационной структуры), численности работников, государственных нормативных требований охраны труда вправе самостоятельно определить необходимую ему СУОТ (п. 77 Примерного положения).
Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения, при этом он вправе использовать Примерное положение в полном объеме или частично для систематического улучшения функционирования действующей СУОТ (п. 1, п. 79 Примерного положения).
Изменения в ТК РФ, обязывающие работодателя обеспечить создание и функционирование СУОТ, вступили в силу с 1 января 2014 года, а Типовое положение о СУОТ было утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н, который действовал с 28 октября 2016 года по 28 февраля 2022 года. В этом промежутке многие работодатели разработали и утвердили свои локальные акты по вопросам охраны труда, в связи с чем у многих возникал вопрос: нужно ли приводить в соответствие с новыми требованиями свои внутренние документы, принятые до этой даты 28.10.2016? Минтруд России в своем письме от 31.10.2016 N 15-1/10/В-8028 указал, что утверждение Типового положения не влечет за собой необходимость переработки ранее разработанных и применяемых работодателями положений о системе управления охраной труда, обеспечивающих соблюдение государственных нормативных требований охраны труда. Роструд, в свою очередь, сообщил, что Типовое положение о системе управления охраной труда разработано для помощи работодателю в организации на предприятии СУОТ, и разработка положения о СУОТ является обязательной для работодателя. Отсутствие у работодателя положения о СУОТ может рассматриваться как основание для привлечения его к административной ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, а работодатель сам определяет порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения. С 1 марта 2022 года вступил в силу приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н, утвердивший новое Примерное положение о СУОТ. И вопросы, о необходимости приводить свои локальные нормативные акты в соответствие с положениями этого документа, могут снова возникнуть у работодателей. Примерное положение, как и Типовое положение, разработано для помощи работодателю в организации на предприятии СУОТ. Поэтому, на наш взгляд, письмо Минтруда России от 31.10.2016 N 15-1/10/В-8028 не утратило актуальности, однако будем ждать новых разъяснений по этому вопросу представителей Минтруда.
Допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда (п. 78 Примерного положения).
Кроме того, работодатель разрабатывает и утверждает политику в области охраны труда, которая является:
локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников;
публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (п. 9 Примерного положения).
11 марта 2022 года вступил в силу приказ Роструда от 01.02.2022 N 20, который утвердил новые формы проверочных листов для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". Плановая проверка соблюдения требований по созданию и функционированию системы управления охраной труда будет осуществляться в соответствии с приложением N 23 (проверочный лист) этого приказа.
Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ содержится и в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Роструда от 21.03.2019 N 77. И хотя предназначены они для использования государственными инспекторами труда при проведении внеплановых проверок и расследований в связи с несчастными случаями, однако рекомендуем работодателю в целях самоконтроля правильности организации СУОТ у себя в организации ознакомиться с данным документом.
Тема
Система управления охраной труда в организации
См. также
Политика (стратегия) в области охраны труда
Процессы (процедуры) по охране труда
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя
Формы документов
Положение о системе управления охраной труда
Порядок организации хранения документов по охране труда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах