Формирование службы охраны труда в организации
Каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, и численность работников которого превышает 50 человек, обязан создать службу охраны труда (далее - ОТ) или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).
В случае, если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России (ч. 4 ст. 217 ТК РФ).
В настоящее время осуществление мероприятий по созданию и работе службы по ОТ регулируется постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" (далее - Рекомендации N 14), на основе которых в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм. При этом Минтруд России в письме от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698 пояснил, что данные Рекомендации не являются нормативным правовым актом, так как не зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и носят рекомендательный характер, следовательно, требование о полном соблюдении вышеуказанных Рекомендаций не имеет достаточного правового обоснования.
Наряду с данным документом работодатель может руководствоваться постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях", которое содержит указания для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов.
Судебная практика в ряде случаев исходит из того, что нормативными актами не определено, сколько работников службы охраны труда должно быть у конкретного работодателя, и последний не должен подтверждать каким-либо расчетом численность работников службы охраны труда, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством (см. решение Липецкого областного суда от 13.08.2015 по делу N 21-107/2015). Кроме того, вне зависимости от количества работников работодатель вправе возложить функции охраны труда на одно должностное лицо (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20.02.2014 по делу N 33-2198/2014), а также вправе сократить единственного на предприятии специалиста по охране труда, даже если численность его работников превышает 50 человек (апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-9704/2014)
Кроме того, Роструд, разъясняя правовой статус постановления Минтруда России от 08.02.2000 N 14, указал, что постановления Минтруда РФ, носящие рекомендательный характер, в обязательном порядке должны учитываться всеми работодателями при организации службы охраны труда. При этом степень учета Рекомендаций, утвержденных указанным постановлением (вероятно, это же должно относиться и к Межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10), должна определяться самим работодателем с учетом того, что работодатель обязан обеспечить безопасность труда и несет за это ответственность. Таким образом, требование о безусловном выполнении положений указанных нормативных правовых актов неправомерно. Аналогичная позиция содержится в решениях судов (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-9704/2014).
В соответствии с указанными выше Рекомендациями создание службы ОТ в организации условно можно разделить на несколько составляющих:
1. Управление охраной труда осуществляет ее руководитель, который создает службу ОТ.
2. Служба ОТ подчинятся непосредственно ее руководителю либо одному из его заместителей.
3. Службу ОТ рекомендуется организовать в форме самостоятельного структурного подразделения во главе с руководителем (начальником) Службы.
4. Служба ОТ взаимодействует со другими службами организации, комитетом (комиссией) по ОТ, представителями профсоюзных организаций, государственными надзорными органами в сфере охраны труда и т.п.
Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда (п. 16 Рекомендаций N 14).
При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.10.2015 по делу N 33-4656/2015; апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-9704/2014).
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда (п. 17 Рекомендаций N 14). Следует учитывать, как сказано выше, что Минтруд России пояснил, что данные Рекомендации не являются нормативным правовым актом, и носят рекомендательный характер.
В ряде случаев суд в своих решениях указывает на то, что закон не предусматривает обязательного наличия штатной должности руководителя службы охраны труда, а работодатель, осуществляющий производственную деятельность, и численность работников которого превышает 50 человек, может не создавать в обязательном порядке службу охраны труда или вводить должность специалиста по ОТ, ссылаясь на норму части 3 статьи 217 ТК РФ (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.10.2015 по делу N 33-4656/2015; апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-9704/2014).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах