Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях, и сроки их исполнения
Обязанности организаций-работодателей в области воинского учета граждан определяются следующими нормативными актами:
- Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ);
- Положением о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение);
- Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция);
- Методическими рекомендациями, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее - Методические рекомендации).
В силу п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
- оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) от военных комиссариатов.
Повестки о необходимости явки на мероприятия в целях обеспечения воинского учета вручаются по месту работы гражданина руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций лично не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки в военный комиссариат (п. 16 2 Положения). Вручение повесток призывникам о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы также производится руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций лично под расписку, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке (п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).
Действия работодателя в случае отказа гражданина от получения повестки регламентированы в том же п. 16 2 Положения и в п. 2.2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ. Отказ фиксируется путем проставления на повестке отметки, содержащей дату отказа, должность, подпись, инициалы и фамилию лица, вручавшего гражданину повестку, а также подписи, инициалы и фамилии присутствовавших при этом лиц;
- обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
- направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием Портала госуслуг, а также Реестра воинского учета, в порядке, установленном Правительством РФ;
- направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение 3 рабочих дней, в том числе с использованием Портала госуслуг, а также Реестра воинского учета, в порядке, установленном Правительством РФ;
- вручать гражданам, не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Как указало Минобороны России в письме от 01.03.2019 N 315/4/1023, для этих целей применяется форма, утвержденная приказом Минобороны России, МВД России и ФМС России от 10.09.2007 N 366/789/197.
Обязанность организации предоставлять сведения о гражданах, необходимые для ведения воинского учета, по запросам военных комиссариатов, направленным в письменной и (или) электронной форме, сейчас закреплена в п. 11 ст. 8.1 Закона N 53-ФЗ. Делать это нужно в двухнедельный срок со дня получения запроса военного комиссариата, если иное не установлено Законом N 53-ФЗ.
Согласно п. 30 Положения в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
- проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении). В случае отсутствия отметок в паспорте, а также при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов граждан следует направить в военкомат (п. 27 и п. 32 Методических рекомендаций);
- заполняют учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет. В соответствии с п. 27 Положения воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Минобороны России. В соответствии с п. 31 Инструкции таким документом в настоящее время является карточка гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма N 10, приведенная в приложении N 22 к Инструкции);
- разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
- информируют военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в течение 5 рабочих дней со дня их выявления;
- выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении их с работы сведения по форме согласно приложению N 2 к Положению для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления.
В целях сбора, хранения и обработки сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица согласно п. 31 Положения:
- определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет. Определение граждан, подлежащих постановке на воинский учет, осуществляется в соответствии с п. 14 и п. 15 Положения. Женщин в возрасте от 18 до 45 лет, ранее не состоявших на воинском учете, имеющих (получивших) профессию или специальность в соответствии с Перечнем (приложение N 1 к Положению), необходимо направить в военкомат по месту жительства (п. 33 Методических рекомендаций);
- ведут и хранят учетные документы граждан, поставленных на воинский учет. Порядок хранения и заполнения карточек формы N 10 содержится в пунктах 32 - 35 Инструкции.
Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях, исполняемые ими в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в учетных документах, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, перечислены в п. 32 Положения. Они частично дублируют те, что установлены непосредственно Законом N 53-ФЗ. Итак, работодатели:
- направляют в течение 5 дней со дня принятия или увольнения граждан с работы в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы.
Минобороны России в письме от 06.10.2023 N 207/6/3665 сообщает, что такие сведения направляются в военкоматы и (или) органы местного самоуправления по месту жительства или месту пребывания граждан и что подаются они в письменной форме на бумажном носителе или при наличии технической возможности в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) по форме в соответствии с приложением N 9 к Методическим рекомендациям. В письме от 17.11.2021 N 315/2/4774 представители Минобороны России пояснили, что на категорию граждан, которым в соответствии с пп. "д" п. 30 Положения выданы сведения по форме согласно приложению N 2 к Положению, дополнительно направлять в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведения по форме согласно приложению N 9 к Методическим рекомендациям не целесообразно.
В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией, либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, работодатели оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления либо возможности направления необходимых сведений в военный комиссариат в электронной форме с использованием Портала госуслуг;
- направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма приведена в приложении N 10 к Методическим рекомендациям);
- вносят в учетные документы сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений сообщают об указанных изменениях в военкоматы. Порядок сообщения приведен в приложении N 13 к Методическим рекомендациям.
Согласно п. 32 1 Положения в трех перечисленных случаях сведения, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью работника, осуществляющего воинский учет в организации, представляются в военкомат в том числе с использованием Портала госуслуг при применении сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации.
Такая возможность, как и другие опции, связанные с цифровизацией воинского учета, появится с началом эксплуатации Реестра воинского учета (п. 3 постановления Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211). Ввод Реестра в эксплуатацию запланирован на 1 ноября 2024 года.
Обязанность ежегодного представления всеми работодателями в военкоматы списков граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста и списков граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, отменена. Однако в п. 34 Положения предусмотрено, что военный комиссар при отсутствии технической возможности получения сведений в электронной форме из государственного информационного ресурса, иных государственных информационных систем и информационных ресурсов запрашивает от организаций сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, по форме согласно приложению N 6 и заполненные анкеты на этих граждан по форме согласно приложению N 7. См. также письма Минобороны России от 23.08.2023 N 308/2/8922 и от 22.08.2023 N 308/2/8798.
Пунктом 32 Положения помимо прочего предусмотрена необходимость сверки сведений. Работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
- сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
- сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления. Порядок проведения такой сверки приведен в п. 36 Инструкции. Дата и время сверки устанавливаются военкоматом (при отсутствии военкомата - органом местного самоуправления), ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. В карточках простым карандашом делается отметка о проведении сверки: указывается дата сверки и проставляется подпись работника организации, осуществляющего воинский учет. По завершении сверки 100% карточек сотрудник военкомата (органа местного самоуправления) должен сделать запись в журнале проверок. Для сверки данных о гражданах, состоящих на воинском учете в других военкоматах, туда направляются списки граждан по форме согласно приложению N 23 к Инструкции. Второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года. Отметка в карточке о проведении сверки дополняется в этом случае регистрационным номером списка.
Об участии работодателя в сверках при проведении мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, говорится в п. 34 Положения. Военный комиссар муниципального образования до 15 декабря в целях выявления граждан, подлежащих постановке на воинский учет, проверяет с выездом в организации или с приглашением в военный комиссариат должностных лиц организаций, отвечающих за ведение воинского учета, соответствие данных учетных документов, которые ведутся по месту работы граждан, с представленными в военный комиссариат списками. Вызов в военный комиссариат должностных лиц организаций упоминается и при описании процедуры итоговой сверки учетных данных на граждан, первоначально поставленных на воинский учет, проводимой в апреле - июне.
Тема
Воинский учет граждан по месту работы
См. также
Граждане, подлежащие воинскому учету
Отсрочка от армии для сотрудников IT-компаний
Ответственность работодателя и его должностных лиц за правонарушения в области воинского учета
Формы документов
Должностная инструкция специалиста по ведению воинского учета
Примеры заполнения Карточки гражданина, подлежащего воинскому учету (форма N 10)
Пример заполнения Листка сообщения об изменениях сведений о гражданах, состоящих на воинском учете
Пример заполнения Анкеты на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
Пример заполнения Списка граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
Номенклатура дел (книг, журналов) по воинскому учету
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах