Ответственность работодателя и его должностных лиц за правонарушения в области воинского учета
За нарушения военно-учетной обязанности предусматривается ответственность, которая выражается в применении к виновным лицам установленных законом мер государственного принуждения с целью пресечения противоправного поведения и недопущения его повторения впредь. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).
Административная ответственность за нарушения в области воинского учета предусмотрена главой 21 КоАП РФ. Федеральным законом от 31.07.2023 N 404-ФЗ, вступившим в силу с 1 октября 2023 года, в соответствующие статьи внесены изменения, которые значительно увеличили санкции, а также установили возможность привлечения к ответственности не только руководителей и других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц организаций, но и самих работодателей - юрлиц.
В нашей стране действует принцип, согласно которому закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ). Это положение применительно к институту административной ответственности воспроизведено в ст. 1.7 КоАП РФ: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Таким образом, положения главы 21 КоАП РФ в новой редакции, в том числе увеличенные штрафные санкции, применимы только к правонарушениям в области воинского учета, совершенным в период с 1 октября 2023 года.
Составы и санкции до и после изменений
Состав правонарушения |
Размер административного штрафа |
|
до 30 сентября 2023 года |
с 1 октября 2023 года |
|
непредставление в установленный срок в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ) |
для руководителя или другого должностного лица организации, ответственного за военно-учетную работу - от 1000 до 3000 руб. |
для должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.; для юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. |
неоповещение граждан о вызове (повестке) военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет (ст. 21.2 КоАП РФ) |
для руководителя или другого должностного лица организации, ответственного за военно-учетную работу - от 1000 до 3000 руб. |
для должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.; для юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. |
несообщение в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (в редакции с 1 октября - любое непредставление или несвоевременное представление в установленном законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета (ст. 21.4 КоАП РФ) |
для руководителя или другого ответственного за военно-учетную работу должностного лица организации - от 1000 до 5000 руб. |
для должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб. |
В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ дела об этих административных правонарушениях рассматривают военные комиссариаты. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени военных комиссариатов вправе:
- военные комиссары субъектов РФ;
- военные комиссары муниципальных образований;
- начальники отделений военных комиссариатов муниципальных образований.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет 3 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах