Проверки ведения организациями воинского учета
В соответствии с п. 33 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами субъектов РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны России. Показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки их деятельности определены в Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция).
Пункт 57 Инструкции предписывает военным комиссариатам и органам местного самоуправления проверять ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в 3 года. Дата проверки доводится военным комиссариатом (органом местного самоуправления) до руководителя организации не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому.
Предметом такой проверки согласно п. 54 Инструкции являются полнота охвата граждан воинским учетом, качество его осуществления, достоверность сведений, содержащихся в карточках призывников и военнообязанных, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету.
По итогам проверки, с учетом выявленных недостатков, организации выставляется определенная оценка за качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе (от "отлично" до "неудовлетворительно", критерии закреплены в пунктах 58-61 Инструкции).
Результаты проверки, как указано в п. 62 Инструкции, доводятся до руководителя организации и отражаются в журнале проверок, который ведется в организации, или акте, составляемом по результатам проверки. При составлении акта в журнале проверок делается запись о его наличии, акт хранится не менее 5 лет. Форма журнала проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, приведена в приложении N 29 к Инструкции. Журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации. В графе 4 журнала фиксируется решение руководителя организации по результатам проверки и делается отметка об устранении выявленных недостатков.
Порядок проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), а также гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц урегулированы Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ). Согласно п. 17 Положения о военных комиссариатах, утв. указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, проведение проверок организаций по вопросам осуществления ими воинского учета является одной из основных задач военных комиссариатов. Однако ни указанным Положением, ни иными нормативными правовыми актами не определено, что военкоматы уполномочены на осуществление государственного контроля (надзора), а проводимые ими проверки являются видом государственного контроля (надзора). В этой связи нормы Закона N 248-ФЗ на проверки военкоматов не распространяются.
Минэкономразвития России (является органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) подтверждает сделанный вывод. В письме от 19.08.2021 N ОГ-Д24-6584 чиновники отметили, что Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" не предусматривается осуществление вида государственного контроля (надзора) за ведением организациями воинского учета, поэтому установленный во исполнение этого закона порядок контроля за ведением организациями воинского учета не регулируется Законом N 248-ФЗ.
Минобороны России также исходит из того, что на проверки, проводимые его территориальными органами - военкоматами, нормы законодательства о госконтроле не распространяются. Как следует из письма от 01.12.2021 N 315/2/5053, организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"). Деятельность же федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации к государственному контролю (надзору) для целей Закона N 248-ФЗ не относится, на что прямо указано в п. 12 ч. 3 ст. 1 этого закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах