Ответственный за проведение вводного инструктажа по гражданской обороне
Вводный инструктаж по гражданской обороне (далее - ГО) проводится организацией, где трудится работник (пп. "а.1" п. 4 приложения к Положению о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, далее - Положение N 841).
Ответственным за проведение такого инструктажа является руководитель или работник структурного подразделения организации, уполномоченный на решение задач в области ГО, назначенный приказом (распоряжением) руководителя организации. Таким образом, руководитель своим решением вправе самостоятельно определять должностное лицо, выполняющее мероприятия по ГО, в том числе проводить вводный инструктаж по ГО (письма МЧС России от 21.07.2017 N 11-1-2246, от 14.07.2017 N 8-24-583).
Отметим, что в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно (п. 5.3 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утв. приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230).
Таким образом, в "обычных" организациях работа по ГО может выполняться по совместительству одним из ее работников (п. 5.1.2 Приказа N 230), такого же мнения придерживаются и специалисты Роструда в своих разъяснениях. Соответственно, в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО или продолжающих работу в военное время, назначаются лица, специально уполномоченные на решение задач в области ГО согласно Приказу N 230.
В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - это организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.
1 сентября 2024 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 27.04.2024 N 546 "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влиянии на безопасность населения" (далее - Правила N 546).
Отметим, что такого рода документ впервые опубликован в открытом доступе (до указанной даты правила отнесения организаций к категориям по ГО были утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804дсп, которое размещению в справочных правовых системах не подлежало).
Согласно п.п. 3-4 Правил N 546 отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:
- организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;
- организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или осуществляющие выполнение мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами экономики, на основе договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
- организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Указанным организациям в зависимости от показателей устанавливается одна из трех категорий по гражданской обороне:
- категория особой важности;
- первая категория;
- вторая категория.
Как установлено пунктом п. 7 Правил, отнесение организаций к категориям по ГО производится ФОИВ, иными федеральными государственными органами, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и государственными компаниями в отношении организаций, подведомственных указанным органам и государственным компаниям, а также организаций, находящихся в сфере их ведения.
В случае если организации не являются подведомственными указанным органам и государственным компаниям и не находятся в сфере их ведения, то их отнесение к категориям по ГО осуществляется исполнительными органами субъектов Российской Федерации по предложениям органов публичной власти федеральной территории и ОМСУ, осуществляющих свою деятельность в пределах территории, на которой расположены указанные организации.
При этом организации, указанные в п. 3 Правил (за некоторым исключением), представляют в органы местного самоуправления, осуществляющие свою деятельность в пределах территории, на которой расположены организации, предложения в перечень организаций, отнесенных к категориям по ГО, в соответствии с приложением N 1 к Правилам N 546.
Данные предложения направляются руководителями организаций до 1 ноября 2024 г. на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного УКЭП (п. 9 Правил).
Иные положения о категорировании объектов по ГО см. в пп. 10-16 Правил N 546.
МЧС России в "Примерном порядке реализации вводного инструктажа по ГО" (введен письмом МЧС России от 27.02.2020 N 11-7-605 далее - Порядок) также указывает, что для проведения инструктажа по ГО рекомендуется назначить приказом (распоряжением) руководителя организации лицо, ответственное за проведение такого инструктажа. Им может быть:
- работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и (или) защиты от ЧС природного и техногенного характера;
- руководитель занятий по ГО;
- непосредственно руководитель организации при условии прохождения им соответствующей подготовки (п. 2.1, п. 2.2 Порядка).
Руководитель организации обязан проходить указанную подготовку по ГО на основании пп. "а" п. 3 Положения N 841. Действующее законодательство не содержит прямого требования к подготовке и квалификации иных работников, проводящих вводный инструктаж по ГО в организациях, не отнесенных к категориям по ГО и не продолжающих работу в военное время (в которых, соответственно, не создаются специальная служба или формирование ГО). Тем не менее, представляется целесообразным возлагать указанные полномочия на работников, прошедших соответствующую подготовку в области ГО и ЧС в форме повышения квалификации (курсового обучения) в специализированных организациях (учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ, курсах ГО муниципальных образований и т.п.). На это указывает и МЧС России, и Роструд в своих письмах и разъяснениях.
В целях проведения вводного инструктажа по ГО в случае наличия в организации филиалов и представительств, удаленно расположенных от головного офиса, МЧС России предлагает в каждом филиале и представительстве организации назначать в установленном порядке лицо, ответственное за проведение инструктажа по ГО, производить регистрацию и ведение журнала учета проведения инструктажа по ГО, либо организовать проведение вводного инструктажа по ГО в дистанционной форме (п. 2.7 Порядка).
Должностная инструкция лица, отвечающего за вводный инструктаж по ГО в организации
Целесообразно дополнить должностную инструкцию лица, ответственного за мероприятия по гражданской обороне (в том числе за проведение вводного инструктажа по ГО) в организации, не отнесенной к категориям по гражданской обороне, следующими должностными обязанностями (см. пп. "г" п. 5 Положения N 841 и п. 4.2 Приказа N 230):
- разрабатывает с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организации, а также работников организации в области гражданской обороны по месту работы;
- осуществляет курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, созданных в организации;
- создает и поддерживает в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
- разрабатывает программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
- организует и проводит вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
- планирует и проводит учения и тренировки по гражданской обороне;
- изучает и разъясняет в процессе служебной деятельности способы защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
- организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- участвует в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;
- организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, должностная инструкция лица, ответственного за проведение мероприятий по ГО, разрабатывается с учетом положений п. 4.1 Приказа N 230.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах