Административная ответственность работодателя за нарушение законодательства об обеспечении работников СИЗ
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию (декларирование соответствия) СИЗ в соответствии с типовыми нормами, организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (ст. 212 ТК РФ, п 34 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, далее - Правила N290н).
За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, при этом под средствами индивидуальной защиты в части 4 ст. 5.27.1 следует понимать СИЗ, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Таким образом, необеспечение работников СИЗ, отнесенных к 1 классу, а также несвоевременный их ремонт, замена и другие действия, противоречащие требованиям о обеспечения работников СИЗ (хранение, стирка, сушка и др.), влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Это подтверждается анализом ч. 1 и ч. 2 ст. 211, абз. 7 ч. 2 ст. 212, ч. 1 и ч. 3 ст. 221 ТК РФ; ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и примечания к данной статье; письма Роструда от 28.11.2016 N ПГ/31983-03-3 и судебной практики (см. решения Верховного Суда Республики Бурятия от 14.06.2018 по делу N 21-112/2018; Октябрьского райсуда г. Екатеринбурга Свердловской области от 05.03.2020 по делу N 12-158/2020; Новоспасского райсуда Ульяновской области от 23.12.2019 по делу N 12-1022/2019).
Для определения класса СИЗ по степени риска причинения вреда пользователю при выборе форм подтверждения соответствия необходимо обратиться к пункту 5.5 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 N 878).
В соответствии с данным пунктом СИЗ подразделяются на следующие классы
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Определить, к какому классу относится тот или иной вид СИЗ, поможет приложение 4 к ТР ТС 019/2011. Так, например, средства индивидуальной защиты ног (обувь) от ударов, вибраций, истирания, общих производственных загрязнений, скольжения; очки защитные; средства индивидуальной защиты рук от механических воздействий, в том числе от воды и растворов нетоксичных веществ и др. относятся к 1 классу. А такие СИЗ, как средства индивидуальной защиты от падения с высоты и средства спасения с высоты (ИСУ); СИЗ головы (каски защитные); защиты органов дыхания фильтрующие; ног (обувь) от химических факторов; диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока и др. - ко 2 классу.
Обращаем внимание, что работодатель вправе выдавать работникам только те СИЗ, которые соответствуют требованиям безопасности и прошли процедуру подтверждения соответствия согласно статье 5 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты". Дерматологические СИЗ дополнительно должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельство о государственной регистрации, оформленные в установленном порядке. Кроме того, все СИЗ должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (абз. 4 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 ТК РФ; п. 6.1; п. 6.2 ТР ТС 019/2011; п.п.4-5, п. 8 Правил N 290н; письмо Минтруда России от 06.03.2017 N 15-2/ООГ-577).
Повторное совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 4 ст. 5.27.1, влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом, административную ответственность работодателя за нарушение законодательства об обеспечении работников СИЗ можно представить в виде таблицы:
Статья КоАП РФ |
Примечание |
Субъект |
Санкция (административное наказание) |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 ст. 5.27.1 и частью 3 статьи 11.23 |
По данной части статьи квалифицируются действия работодателя, выраженные в необеспечении работников СИЗ 1 класса (по степени риска причинения вреда пользователю), а также несвоевременный их ремонт, замена и другие действия, противоречащие требованиям обеспечения работников СИЗ (хранение, стирка, сушка и др.), см. письмо Роструда от 28.11.2016 N ПГ/31983-03-3 |
должностные лица |
Административный штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей |
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | |||
юридические лица |
Административный штраф в размере от 50 000 до 80 000 рублей |
||
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты |
Под СИЗ в данной части статьи 5.27.1 следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу по степени риска причинения вреда работнику. (примечание к ст. 5.27.1) |
должностные лица |
Административный штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей |
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | |||
юридические лица |
Административный штраф в размере от 130 000 до 150 000 рублей |
||
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
|
должностные лица |
Административный штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет |
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
Административный штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
||
юридические лица |
Административный штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах