Обучение работников организаций мерам пожарной безопасности
Смотрите в этом материале:
- цели и задачи обучения мерам ПБ;
- ответственный за проведение инструктажей по ПБ и обучение ПТМ;
а) программы противопожарных инструктажей;
- порядок проведения и фиксация результатов обучения мерам ПБ
Обучение населения мерам пожарной безопасности (далее - ПБ) - одна из основных функций системы обеспечения ПБ, которая представляет собой организованный процесс формирования знаний, умений и навыков граждан в области обеспечения ПБ в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой, служебной деятельности и в повседневной жизни (абз. 24 ч. 1 ст. 1; абз. 6 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 16..09.2020 N1479, далее - Правила N 1479) лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Соответственно, руководители организаций обязаны обучать своих работников таким мерам (абз. 4 ч. 2 ст. 37 Закона N 69-ФЗ).
Основной нормативный документ, который устанавливает требования к организации обучения мерам ПБ работников организаций, - Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, далее - НПБ N 645), а соответствующие рекомендации изложены в Методических рекомендациях по организации обучения руководителей и работников организаций "Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум" (утв. МЧС России, 2007 г., далее - Рекомендации 2007 г.) и Методических рекомендациях по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (утв. МЧС России 30.06.2014, далее - Рекомендации 2014 г.)
Обращаем внимание, что под организацией в НПБ N 645 понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (примечание к п. 1).
В связи с вступлением в силу 01.01.2021 новых Правил противопожарного режима в РФ и изменениями, внесенными в ст. 25 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", формулировка одного из видов обучения мерам ПБ теперь звучит иначе: вместо прохождения пожарно-технического минимума некоторым категориям работников необходимо будет получать дополнительное профессиональное образование (ДПО) как обязательное условие допуска к работе (ч. 2 ст. 25 Закона N 69-ФЗ, п. 3 Правил N 1479). ДПО в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством РФ об образовании. Пунктом 8 ч. 7 ст. 76 Закона об образовании установлено, что типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности утверждаются МЧС России, им же определяются категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам (ч. 4 ст. 25 Закона N 69-ФЗ).
28.11.2017 МЧС России подготовлен доработанный текст проекта приказа "Об утверждении Порядка обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях". В данном акте регулируется, в том числе, и обучение мерам ПБ по соответствующим программам ДПО (раздел III). Однако 16.02.2018 на основе проведенной оценки регулирующего воздействия этого проекта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Таким образом, на сегодняшний день основным документом, на который нужно ориентироваться при обучении работников мерам ПБ, остается НПБ N 645, в котором по-прежнему фигурирует раздел об обучении отдельных категорий работников в виде пожарно-технического минимума, а не ДПО. Тем не менее, напомним, что еще в 2020 г. МЧС в своем письме от 13.02.2020 N 19-16-260 разъясняло, что обучение пожарно-техническому минимуму осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования образовательными организациями, деятельность которых подлежит лицензированию в соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а НПБ N 645 действуют в части регулирования порядка, видов, сроков обучения мерам пожарной безопасности. То есть, на наш взгляд, фактически в полном объеме
Постановлением Правительства от 31.12.2020 N 2467 утвержден перечень актов, которые не утратят силу в рамках "регуляторной гильотины", а будут постепенно заменяться на новые (то есть "гильотина" для них отсрочена). К ним относятся и НПБ N 645, которые будут действовать до 1 марта 2022 г. (п. 479), однако при необходимости они могут быть отменены и раньше, а взамен них подготовлен новый акт по правилам Закона об обязательных требованиях в РФ.
Тем не менее в рамках реализации новых требований об обучении мерам пожарной безопасности в виде ДПО 5 сентября 2021 г. МЧС утвердило своим приказом N 596 4 типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для руководителей и отдельных категорий работников организаций и программу профессиональной переподготовки для получения квалификации "Специалист по противопожарной профилактике". Установлен минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации - не менее 16 часов, в том числе практической части - не менее 4 часов; программы профессиональной переподготовки не менее 250 часов, в том числе практической части - не менее 16 часов (см. информацию ниже).
Приказ вступает в силу 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
В случае дальнейшего изменения законодательства будут внесены соответствующие корректировки в наши материалы Энциклопедии решений.
Цели и задачи обучения руководителей и работников организаций мерам пожарной безопасности
В п. 2 Рекомендаций 2007 г. установлено, что целью обучения руководителей и работников организаций в области пожарной безопасности является повышение противопожарной культуры работающего населения, способствующей стабилизации обстановки в РФ в области пожарной безопасности на производстве и в быту.
Основными задачами обучения работающего населения являются:
- приобретение знаний в области пожарной безопасности;
- овладение приемами и способами действий при возникновении пожара;
- выработка умений и навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре
Виды обучения мерам пожарной безопасности
Существует 2 вида обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях (п. 4 НПБ N 645):
1) противопожарные инструктажи;
2) пожарно-технический минимум (далее - ПТМ).
Здесь и далее изложены требования, содержащиеся в НПБ N 645 к обучению в виде ПТМ с учетом письма МЧС России от от 13.02.2020 N 19-16-260, поскольку на данный момент отсутствуют действующие нормативные акты, регулирующие особенности процесса обучения требованиям пожарной безопасности в виде дополнительного профессионального образования. Хотя данные нормы, несомненно, не соответствуют последним изменениям в НПА в части обучения ПБ в виде ДПО.
В случае изменения законодательства будут внесены соответствующие корректировки в материалы Энциклопедии решений.
В свою очередь, по характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на 5 видов:
1) вводный;
2) первичный на рабочем месте;
3) повторный;
4) внеплановый;
5) целевой.
В соответствии с п. 5 НПБ N 645 противопожарные инструктажи проводятся с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.
Обучение ПТМ проходят руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность. В этом случае изучаются требования нормативных правовых актов, регламентирующих ПБ, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре (п. 31 НПБ N 645).
Ответственный за проведение инструктажей по ПБ и обучение ПТМ
Противопожарные инструктажи и обучение пожарно-техническому минимуму (ПТМ) в организации проводит ее руководитель или лицо, ответственное за пожарную безопасность, назначенное приказом (распоряжением) руководителя организации, имеющий соответствующую подготовку (п. 12, п. 17, п. 22, п. 27, п. 29, п. 40 НПБ N 645).
В соответствии с п. 4 Правил N 1479 назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение ПБ на объекте защиты, с 01.01.2021 является правом, а не обязанностью руководителя организации. Тем не менее, упоминания об ответственном за ПБ в организации содержатся в Правилах N 1479 неоднократно, например, в п. 84, п. 90. Причем, как установлено в новых Правилах, в инструкции о мерах пожарной безопасности безусловно указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, а также перечислены их обязанности (п. 394). То есть исходя из этих норм можно предположить, что назначение ответственных за ПБ в некоторых случаях все-таки требуется. Анализ судебной практики подтверждает этот вывод: в своих решениях, связанных с проведенными проверками соблюдения требований ПБ после вступления в силу Правил N 1479, суды прямо указывают на факт неназначения лица, ответственного за ПБ на объекте, как нарушение требований ПБ и обязывают производить такие назначения (см. решения Индустриального райсуда г. Перми Пермского края от 07.07.2021 по делу N 2-1905/2021; Кировского райсуда г. Махачкалы Республики Дагестан от 23.09.2021 по делу N 2-3783/2021).
Отметим, что в письме ГУ МЧС по г. Москве от 13.06.2019 N 3227-1-1-8 указано, что назначение лица ответственным за пожарную безопасность регулируется трудовыми отношениями, основанными на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах работодателя.
Работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарных инструктажей, в обязательном порядке проходят обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам с отрывом от производства (п. 36 НПБ N 645).
В некоторых случаях внеплановый и целевой инструктажи по ПБ допускается проводить непосредственным руководителем работ (мастером, инженером), имеющим необходимую подготовку (п. 27 и п.29 НПБ N 645).
Для удобства представляем таблицу, какие должностные лица проводят противопожарные инструктажи:
Вид противопожарного инструктажа |
Кто проводит инструктаж |
Вводный |
Руководитель организации или лицо, ответственное за ПБ, назначенное приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 НПБ N 645) |
Первичный на рабочем месте |
Лицо, ответственное за обеспечение ПБ в том структурном подразделении, где работает инструктируемый работник, назначенное приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 17 НПБ N 645) |
Повторный |
Лицо, ответственное за ПБ, назначенное приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 22 НПБ N 645) |
Внеплановый |
Работник, ответственный за обеспечение ПБ в организации, или непосредственно руководитель работ (мастер, инженер), имеющим необходимую подготовку (п. 27 НПБ N 645) |
Целевой |
Лицо, ответственное за обеспечение ПБ в организации, или руководитель работ (мастер, инженер) и в установленных правилами пожарной безопасности случаях - в наряде-допуске на выполнение работ (п. 29 НПБ N 645) |
В должностной инструкции лица, ответственного за обучение мерам пожарной безопасности, обязательно должны быть отражены указанные обязанности.
Программы обучения мерам ПБ
Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам (ч. 2 ст. 25 Закона N 69-ФЗ).
Противопожарные инструктажи проводятся администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам ПБ работников в порядке, определяемом руководителем организации, при этом необходимо учитывать специфику ее деятельности (пп. 6, 7, 51 НПБ N 645).
Программы противопожарных инструктажей и программы ДПО (пожарно-технического минимума) утверждаются приказом работодателя, а при их разработке, помимо общих требований, должны учитываться категории обучаемых, специфика профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положения отраслевых документов (абз. 5 п. 2.3 Рекомендаций 2014 г.).
а) Программы противопожарных инструктажей
В НПБ N 645 установлено, что разработка программ требуется для проведения вводного, первичного и повторного инструктажей, а также обучения пожарно-техническому минимуму (ПТМ). При этом повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте (п. 24 НПБ N 645). Тем не менее рекомендуем все же разработать примерный перечень вопросов (примерную программу) проведения внепланового и целевого инструктажей по ПБ.
При разработке программ необходимо учитывать требования стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Продолжительность инструктажа и обучения ПТМ устанавливается в соответствии с утвержденной программой (п. 14 НПБ N 645).
Примерный перечень вопросов вводного и первичного противопожарных инструктажей приведен в приложении 2 к п. 14 НПБ N 645.
Отметим, что вопросы, перечисленные в перечне, не являются обязательными для работодателя, он вправе как изменить их, так и вовсе убрать из своей программы инструктажей. Как отмечает само надзорное ведомство, специальные программы, указанные в НПБ N 645, являются примерными и составляются для организации с учетом специфики ее деятельности (см. также постановление АС Волго-Вятского округа от 09.11.2016 N Ф01-4126/16; решение Ярославского облсуда от 02.11.2015 по делу N 30-2/629, в которых суды указывают, что возложение на юридическое лицо обязанности по включению в программу вводного инструктажа вопросов из примерного перечня является неправомерным, а невключение каких-либо вопросов данного перечня в программу инструктажа в конкретной организации состава правонарушения не образует).
Согласовывать с органами МЧС программы вводных, первичных, повторных, внеплановых и целевых инструктажей не требуется, так как разрабатываются (утверждаются) администрацией самостоятельно (см. разъяснения МЧС России).
б) Специальные программы пожарно-технического минимума (в рамках ДПО)
Пунктом 8 ч. 7 ст. 76 Закона об образовании установлено, что типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности утверждаются МЧС России, им же определяются категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам (ч. 4 ст. 25 Закона N 69-ФЗ). Как разъясняет МЧС России в письме от 13.02.2020 N 19-16-260 обучение пожарно-техническому минимуму осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования образовательными организациями, деятельность которых подлежит лицензированию в соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. А примерные специальные программы обучения пожарно-техническому минимуму могут использоваться образовательной организацией при разработке образовательных программ обучения в качестве рекомендаций, определяющих темы занятий, количество часов обучения, объем необходимых знаний и умений, в части, не противоречащей действующему законодательству об образовании и пожарной безопасности.
В НПБ N 645, в свою очередь, указано, что программы ПТМ разрабатываются организациями самостоятельно для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов (п. 51, п. 54 НПБ N 645).
В случае, если организация находится в ведении ФОИВ, утверждение специальных программ обучения осуществляется руководителем указанного органа и согласовывается в порядке, установленном МЧС России в соответствии с п. 52 НПБ N 645. Инструкция о порядке такого согласования утверждена приказом МЧС России 25.10.2005 N 764.
Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями госпожнадзора соответствующих территориальных органов МЧС России (п. 53 НПБ N 645).
Примерные специальные программы (тематические планы и типовые учебные программы) обучения пожарно-техническому минимуму для некоторых категорий обучаемых приведены в приложении 3 к НПБ N 645):
- руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность пожароопасных производств;
- руководителей подразделений пожароопасных производств;
- рабочих, осуществляющих пожароопасные работы;
- руководителей сельскохозяйственных организаций и ответственных за пожарную безопасность;
- для механизаторов, рабочих и служащих сельскохозяйственных объектов;
- ответственных за пожарную безопасность вновь строящихся и реконструируемых объектов;
- воспитателей дошкольных учреждений;
- руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций бытового обслуживания;
- руководителей и ответственных за пожарную безопасность лечебных учреждений;
- руководителей и ответственных за пожарную безопасность жилых домов;
- руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах).
Напомним: МЧС России в своих разъяснениях подчеркивает, что специальные программы, указанные в НПБ N 645, являются примерными и составляются для организации с учетом специфики ее деятельности, то есть организация может самостоятельно менять тематику вопросов программы и количество учебного времени на ее изучение. Однако при подготовке всех специальных программ особое внимание уделяется практической составляющей обучения: умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, действиям при возникновении пожара, правилам эвакуации, помощи пострадавшим (п. 55 НПБ N 645).
Поскольку "переходный период" по реализации обучения работников мерам ПБ в виде ДПО пока продолжается, руководствоваться при составлении программ ПТМ в виде ДПО необходимо нормами НПБ N 645.
Тем не менее 5 сентября 2021 г. МЧС в рамках новых требований утвердило своим приказом N 596 4 типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для:
- руководителей организаций; лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации;
- руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты; лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (за исключением многоэтажных жилых домов), объектов защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
- лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа.
Также утверждена типовая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки для получения квалификации "Специалист по противопожарной профилактике".
Программы предусматривают минимально допустимые сроки их освоения (в том числе практической части), цель и планируемые результаты обучения, учебные планы, оценку качества освоения программ.
Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации - не менее 16 часов, в том числе практической части - не менее 4 часов; программы профессиональной переподготовки не менее 250 часов, в том числе практической части - не менее 16 часов.
Приказ вступает в силу 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Порядок проведения и фиксация результатов обучения мерам ПБ
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации с учетом требований НПА (абз. 3 п.3 Правил N 1479).
Для того, чтобы правильно организовать процесс обучения работников мерам пожарной безопасности, рекомендуем разработать и утвердить руководителем следующие документы в организации:
1) приказ об организации обучения работников мерам пожарной безопасности;
2) порядок проведения обучения (можно отдельный порядок обучения ПТМ и порядок прохождения противопожарных инструктажей, можно объединить оба этих направления в единый порядок);
3) график проведения повторных инструктажей;
4) перечень должностей работников организации, для которых обучение ПТМ проводится без отрыва от производства и с отрывом от производства в организациях, оказывающих услуги по данному виду деятельности;
5) специальные программы и перечень контрольных вопросов для проверки знаний после проведения инструктажа (последний по желанию) и ПТМ (напомним, что составляются они на основе примерного перечня вопросов проведения вводного и первичного противопожарного инструктажа, содержащегося в приложении 2 к п. 14 НПБ N 645, а также примерных специальных программ (тематических планов и типовых учебные программ) обучения пожарно-техническому минимуму для некоторых категорий обучаемых (приложение 3 к НПБ N 645));
6) перечень ответственных лиц за проведение инструктажей и обучение ПТМ;
7) порядок проверки знаний работников организации, прошедших обучение ПТМ в объеме знаний требований пожарной безопасности без отрыва от производства;
8) состав квалификационной комиссии для проведения проверки знаний;
9) специальную форму журнала учета противопожарных инструктажей и зафиксировать в нем факт проведения инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а в специальной ведомости (протоколе) - проверки знаний ПТМ (форма журнала утверждена в приложении 1 к п. 10 НПБ N 645).
В зависимости от вида реализуемой программы обучения мерам ПБ в виде пожарно-технического минимума работников организации проводится (п. 35 НПБ N645):
1) непосредственно по месту работы;
2) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обучение пожарно-техническому минимуму с обязательным отрывом от производства проходят:
- руководители организации;
- главные специалисты;
- работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;
- иные работники, перечисленные в п. 36 НПБ N 645.
Список работников, проходящих обучение с отрывом и без отрыва от производства, также устанавливается приказом руководителя.
Как правило, обучение проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов. К ним можно отнести различные инструкции по ПБ, нормативные документы, учебные, наглядные пособия, тренажеры, макеты, плакаты, компьютерные программы, видеофильмы, видеоинструктажи и т.п.
При желании работодатель может вести протоколы обучения мерам ПБ, в которых фиксировать тематику, рассмотренные вопросы, примененные учебно-методические материалы и т.п.
Часто у руководителей организации возникает вопрос - можно ли проводить инструктажи и ПТМ дистанционно с помощью современных интернет-технологий, таких, например, как скайпа, видеоконференцсвязи и т.п.? Как разъяснило МЧС России, метод дистанционного обучения применяется только для теоретической части обучения мерам пожарной безопасности. Для практической части дистанционное обучение не может быть применено, так как в нее входят: работа с огнетушителем на модельном очаге пожара, тренировка использования пожарного крана, практическое ознакомление с системами противопожарной защиты организации, организация и проведение тренировок по эвакуации людей и т.д.
Напомним, что проведение всех видов инструктажей и усвоение его содержания регистрируется в журнале учета проведения инструктажей, форма которого утверждена в приложении 1 к п. 10 НПБ N 645, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (п. 10 НПБ N 645).
Сам журнал может быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. Хотя конкретных требований в нормативных актах к журналу в этой части нет, но в целом существует подход, что все журналы, которые должны вестись работодателем, следует защитить от изъятий страниц и обеспечить его целостность любым доступным способом (см. консультацию Роструда).
МЧС России указывает на то, что в настоящее время в НПА РФ в области ПБ и методических документах не содержится каких-либо специальных требований к заполнению граф журнала учёта противопожарных инструктажей. По решению руководителя организации могут быть разработаны правила ведения журнала учёта противопожарных инструктажей в зависимости от специфики организации, в том числе от количества входящих в её структуру подразделений и количества людей, которые в ней работают.
Срок хранения журнала учета проведения противопожарных инструктажей - 3 года (п. 613 Перечня, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 N 236).
Что касается итогов обучения по программам ПТМ (в рамках ДПО), в соответствии с частями 14, 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются соответствующие документы (удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке), которые удостоверяют право (соответствие квалификации) работника на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере (см. письмо МЧС России от 13.02.2020 N 19-16-260).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах