Рассмотрение трудовой инспекцией жалобы работника
Рассмотрение жалоб работников и принятие по ним решений осуществляется трудовой инспекцией в соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ и Закона N 248-ФЗ.
Полученная государственной инспекцией труда жалоба работника подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с даты её поступления (ч. 2 ст. 8 Закона N 59-ФЗ). Далее жалоба передается в соответствующее структурное подразделение, где назначается ответственный исполнитель.
Жалоба, поступившая в трудовую инспекцию, должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня ее регистрации. Однако в связи с проведением контрольного мероприятия и направлением запроса работодателю этот срок может быть продлен руководителем трудовой инспекции или его заместителем не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения (ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
Инспектор труда, являющийся ответственным исполнителем, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы работника (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ). При рассмотрении сведений о нарушении трудового законодательства, содержащихся в жалобе, инспектором труда проводится оценка их достоверности и при необходимости (ч. 2 и ч. 3 ст. 58 Закона N 248-ФЗ):
1) запрашиваются у заявителя дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме);
2) запрашиваются у работодателя пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
3) обеспечивается проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с работодателем.
Работник вправе самостоятельно представлять дополнительные документы и сведения по рассматриваемому обращению (п. 1 ст. 5 Закона N 59-ФЗ). Поэтому когда сведения и факты, указанные в первоначальном обращении, претерпели изменения, то заявителю следует направить в трудовую инспекцию дополнительное обращение, в котором указать все изменившиеся обстоятельства (например, работодатель переехал и находится по другому адресу, изменилось наименование работодателя и т.п.).
Если на стадии рассмотрения обращения конфликт с работодателем будет исчерпан и жалоба уже не актуальна, заявитель вправе обратиться с заявлением о прекращении рассмотрения его обращения (п. 5 ст. 5 Закона N 59-ФЗ).
По итогам рассмотрения сведений о нарушении трудового законодательства, содержащихся в жалобе, инспектор труда направляет руководителю инспекции (ст. 60 Закона N 248-ФЗ):
1) мотивированное представление о проведении контрольного мероприятия в отношении работодателя - при подтверждении достоверности сведений о нарушении трудового законодательства;
2) мотивированное представление о направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований - при отсутствии подтверждения достоверности сведений о нарушении трудового законодательства;
3) мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного мероприятия - при невозможности подтвердить личность заявителя или обнаружении недостоверности сведений о нарушении трудового законодательства.
Результатом рассмотрения жалобы является исчерпывающий ответ по существу поставленных в ней вопросов и принятых мерах по восстановлению или защите нарушенных трудовых прав работника (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
Ответ на жалобу направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (для жалоб, оставленных в электронной форме на сайте Роструда), по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на портале Госуслуг или на портале Онлайнинспекция.РФ (при их использовании), либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (для жалоб, направленных в письменной форме) (ч. 4 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
Если по истечении 30 дней с момента регистрации ответ трудовой инспекции на поданное обращение не получен и трудовая инспекция не уведомила о продлении срока рассмотрения обращения, то заявитель вправе обратиться с жалобой на бездействие по его обращению непосредственно к руководителю государственной инспекции труда, в вышестоящий орган (Роструд), а также в суд (п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ).
Тема
Обращение работника в трудовую инспекцию
См. также
Основания для отказа трудовой инспекцией в рассмотрении жалобы работника
Внеплановые контрольные мероприятия трудовой инспекции
Формы документов
Жалоба на задержку выплаты заработной платы
Жалоба на задержку выплаты заработной платы и незаконное увольнение
Жалоба на нарушение работодателем установленного срока оплаты отпуска
Заявление в трудовую инспекцию о признании гражданско-правового договора трудовым
Заявление о прекращении рассмотрения обращения государственной инспекцией труда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах