Внеплановые контрольные мероприятия трудовой инспекции
Мораторий в отношении внеплановых КНМ на 2025 не продлен, поэтому они проводятся трудовой инспекцией в общем порядке.
Организация и проведение внеплановых контрольных мероприятий осуществляется трудовой инспекцией в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом N 248-ФЗ и Положением N 1230.
На внеплановой основе проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 2 ст. 56 Закона N 248-ФЗ, п. 35 Положением N 1230):
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Внеплановые контрольные мероприятия в большинстве случаев проводится по обращениям граждан о нарушении работодателем трудового законодательства. Количество внеплановых контрольных мероприятий, в отличие от плановых, законом не регламентируется, так как они обусловлены исключительно возникшими основаниями для их проведения. Исчерпывающий перечень таких оснований приведен в ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ:
1) поступление в Роструд или государственную инспекцию труда сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В частности, о причинении или непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого или среднего вреда (ущерба) здоровью работников; при поступлении от работников обращений (заявлений) о массовых (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше 1 месяца (ст. 60 Закона N 248-ФЗ).
2) поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных работодателей;
3) требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения трудового законодательства;
5) уклонение работодателя от проведения обязательного профилактического визита;
6) выявление работодателя, соответствующего утвержденным индикаторам риска. При принятии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия трудовая инспекция использует индикаторы риска нарушения работодателями трудового законодательства, утв. приказом Минтруда России от 30.11.2021 N 838н:
- принятие судом заявления о признании банкротом работодателя, среднесписочная численность работников которого равняется или превышает 50 работников, в том числе работающих по совместительству;
- проведение два и более раза в течение 6 месяцев одним лицом и (или) одним средством измерения, имеющим идентификационные признаки, измерений в целях специальной оценки условий труда у работодателя, находящегося в другом субъекте РФ, в течение суток;
- увеличение количества несчастных случаев на производстве с легкими последствиями, произошедших за квартал, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года:
а) на 3 и более несчастных случаев у работодателей со среднесписочной численностью работников менее 50 человек.
б) на 4 и более несчастных случаев у работодателей со среднесписочной численностью работников от 50 до 99 человек.
в) на 5 и более несчастных случаев у работодателей со среднесписочной численностью работников 100 человек и более;
- отсутствие в ФГИС СОУТ информации о результатах СОУТ у юридического лица или ИП, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП более 12 месяцев назад, если юрлицо или ИП является страхователем в СФР и представляет информацию о 50 и более застрахованных лицах, а также наличие в ФГИС СОУТ информации о результатах проведения СОУТ у юрлица или ИП более 5 лет назад при наличии рабочих мест с вредными или опасными условиями труда;
- поступление в трудовую инспекцию информации о начислении работодателем заработной платы за каждый месяц предыдущего квартала ниже МРОТ 60 и более работникам в случаях, когда их доля составляет 50% и более от общего числа работников;
- поступление в трудовую инспекцию информации о неизменности численности работников при условии сокращения фонда оплаты труда на 80% и более за квартал у одного работодателя, численность работников которого равняется или превышает 15 работников;
- поступление в трудовую инспекцию информации о работодателе, взаимодействующим более чем с 35 физическими лицами (ИП), применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" со среднемесячным доходом более 35 тысяч рублей, у которых средняя продолжительность работы составляет более 3 месяцев и доля дохода от этого работодателя составляет 90% и более;
- поступление в трудовую инспекцию информации о снижении заработной платы в отчетном квартале по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года у 25% и более работников медицинской организации категории "врачи", медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала соответственно.
Выявление работодателя, соответствующего этим параметрам, влечет проведение внепланового контрольного мероприятия вместо профилактического.
Трудовым кодексом РФ не предусмотрено проведение внеплановых контрольных мероприятий на основании программы проверок, поэтому указанное в п. 6 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ основание при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства не применяется.
Работодатель должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа только лишь о проведении выездной проверки (ч. 6 ст. 73 Закона N 248-ФЗ). Иные контрольные мероприятия (инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка) проводятся без предварительного уведомления работодателя.
В общем случае по основаниям, указанным выше в п. 1 (по поступившей от различных источников информации о нарушении трудового законодательства), в п. 4 (истечение срока исполнения предписания, в п. 5 (уклонение работодателя от проведения обязательного профилактического визита) и п. 6 (выявление работодателя, соответствующего утвержденным индикаторам риска) внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры (ч. 7 ст. 70, ч. 12 ст. 71, ч. 9 ст. 72, ч. 5 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах