Согласование трудовой инспекцией контрольных мероприятий с прокуратурой
По общему правилу внеплановое контрольное мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, если того требует Закон N 248-ФЗ (ч. 2 ст. 66 Закона N 248-ФЗ).
На внеплановой основе трудовой инспекцией проводятся следующие виды контрольных мероприятий (ч. 2 ст. 56 Закона N 248-ФЗ, п. 35 Положения N 1230):
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Все указанные внеплановые КНМ по основаниям п. 1, п. 5, п. 7 и п. 9 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ (по поступившей от различных источников информации о нарушении трудового законодательства; истечение срока исполнения предписания; выявление работодателя, соответствующего утвержденным индикаторам риска; уклонение работодателя от проведения обязательного профилактического визита) могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры (ч. 7 ст. 70, ч. 12 ст. 71, ч. 9 ст. 72, ч. 5 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
В этом случае в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 29 Закона N 248-ФЗ инспектор обязан предоставить работодателю сведения о согласовании с прокуратурой проведения контрольного мероприятия. Документ о согласовании оформляется в виде соответствующего решения прокурора по форме, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 N 294.
Внеплановые КНМ по основаниям п. 3 (по поручениям Президента РФ или Правительства РФ) и п. 4 (по требованию прокурора) ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ проводятся без согласования с органами прокуратуры.
При поступлении в Роструд или государственную инспекцию труда сведений о причинении или непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого или среднего вреда (ущерба) здоровью работников; при поступлении от работников обращений (заявлений) о массовых (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше 1 месяца (ст. 60 Закона N 248-ФЗ) для принятия неотложных мер допускается проведение трудовой инспекцией внепланового КНМ незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) без согласования с органами прокуратуры. В этом случае трудовая инспекция обязана лишь известить прокуратуру в день принятия решения о его проведении (ч. 12 ст. 66 Закона N 248-ФЗ).
Если же принятия неотложных мер не требуется и инспектор труда приступает к проведению внепланового контрольного мероприятия позже установленного 24-часового срока, то отсутствие согласования с прокуратурой свидетельствует о несоблюдении порядка его проведения (ч. 13 ст. 66 Закона N 248-ФЗ, постановление Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 127-АД17-2).
Проведение внепланового контрольного мероприятия без согласования его проведения с прокуратурой, когда такое согласование необходимо, является грубым нарушением, влекущим отмену результатов контрольного мероприятия по заявлению проверяемого работодателя или по представлению прокурора (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона N 248-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
После признания недействительными результатов контрольного мероприятия, проведенного с грубым нарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 91 Закона N 248-ФЗ, повторное внеплановое контрольное мероприятие в отношении данного работодателя может быть проведено только по согласованию с прокуратурой вне зависимости от вида и основания проведения контрольного мероприятия (ч. 3 ст. 91 Закона N 248-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах