Трудоустройство временно пребывающих в РФ граждан Донецкой и Луганской Народных Республик
Смотрите в этом материале:
- документы, предъявляемые при трудоустройстве;
Согласно указам Президента РФ от 21.02.2022 N 71, N 72 Российская Федерация признает Донецкую и Луганскую Народные Республики в качестве суверенных и независимых государств.
На трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом (ст. 11, 327.1 ТК РФ).
В отношении граждан Донецкой и Луганской Народных Республик действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ (указ Президента РФ от 05.03.2022 N 94). В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ) лицо, прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет статус временно пребывающего в РФ иностранца.
В отношении "безвизовых" иностранцев действует упрощенный - по сравнению со стандартным - порядок привлечения их к трудовой деятельности. В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) (далее - работодатель) в этом случае могут выступать как юридические, так и физические лица (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Получать специальное разрешение на привлечение и использование таких работников не требуется (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Самому иностранцу для вступления в трудовые отношения, по общему правилу, необходимо достичь возраста 18 лет и оформить патент - документ, подтверждающий право "безвизового" иностранца на временное осуществление трудовой деятельности на территории определенного субъекта РФ (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13, ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Подробнее смотрите в отдельном материале.
При этом, по общему правилу, временно пребывающий в РФ иностранец может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему выдан патент (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).*(1) Аналогичный запрет установлен и для работодателя: нельзя привлекать иностранца к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдан документ. Кроме того, если в патенте указана профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), иностранный гражданин должен быть трудоустроен в точном соответствии с данными, указанными в патенте (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Нарушение этого правила также может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности (часть 1 ст. 18.15 КоАП РФ).
С 27 августа 2022 г. граждане ДНР и ЛНР вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента и без учета требований к заявленной цели визита в РФ, при условии прохождения ими медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также процедуры дактилоскопической регистрации и фотографирования (если отпечатки пальцев сдавались ранее, органом МВД проводится идентификации личности по отпечаткам) (пп. "а" п. 1 указа Президента РФ от 27.08.2022 г. N 585 "О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации").
При этом и после указанной даты возможно трудоустройство граждан ДНР и ЛНР на основании патента.
Документы, предъявляемые при трудоустройстве
Трудоустройство временно пребывающего в РФ иностранца производится практически в том же порядке, что и гражданина России (с незначительными отличиями). Так, при трудоустройстве граждане ДНР, ЛНР должны представить документы, указанные в ст.ст. 65, 327.3 ТК РФ.
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ, указ Президента РФ от 18.02.2017 N 74);
- патент на работу (часть 1 ст. 327.3 ТК РФ).
С 27 августа 2022 г. вместо патента может предъявляться документ, подтверждающий прохождение гражданами ДНР, ЛНР дактилоскопической регистрации и фотографирования (пп. "б" п. 1 указа Президента РФ от 27.08.2022 г. N 585). Форма такого документа утверждена приказом МВД России от 2.11.2021 г. N 800 (см. приложения NN 1 - 3).
К сведению:
При буквальном прочтении пп. "б" п. 1 указа Президента РФ от 27.08.2022 г. N 585 - "работодатели и заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать иностранных работников из числа граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины при условии предъявления такими работниками документа, подтверждающего прохождение дактилоскопической регистрации и фотографирования" - можно предположить, что такой документ для трудоустройства необходим всегда, даже при наличии у работника патента. Хотя, на наш взгляд, из контекста Указа следует, что документ о прохождении дактилоскопической регистрации и фотографирования нужен только в отсутствие патента. К тому же согласно п. 4.6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию уже при обращении с заявлением об оформлении патента.
Отметим, что КоАП РФ не содержит положений, устанавливающих административную ответственность за прием иностранца на работу без документа о прохождении дактилоскопической регистрации и фотографирования, аналогичных положениям п. 1 ст. 18.15 КоАП о приеме на работу без патента (разрешения).
- трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если трудовой договор заключается данным лицом впервые). Поскольку формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ);
- договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (если работодатель не заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином), который должен обеспечивать оказание временно пребывающему на территории РФ лицу первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (часть первая ст. 327.3 ТК РФ);
С 1 января 2023 года временно пребывающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Закона N 115-ФЗ) включаются в число лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию (ст. 12 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). После 01.01.2023 г. полис ДМС (договор об оказании платных медицинских услуг) для трудоустройства таких иностранцев требоваться не будет (часть вторая ст. 327.2 ТК РФ).
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Согласно Договорам о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой (Москва, 21 февраля 2022 г., Федеральный закон от 22 февраля 2022 г. N 16-ФЗ), между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой (Москва, 21 февраля 2022 г., Федеральный закон от 22 февраля 2022 г. N 15-ФЗ) стороны обязуются взаимно признавать дипломы об образовании, ученые звания и степени;
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронной форме (может предоставляться также посредством информационной системы ПФР "личный кабинет зарегистрированного лица" (ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Также в этом качестве может быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное до 01.04.2019. Если соискателю ранее не открывался индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 65 ТК РФ);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку, о том, подвергался ли он такому наказанию (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 02.11.2020 N 746).
Документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Отдельно отметим, что свидетельство о присвоении ИНН не отнесено законом к документам, которые работник обязан предъявить при трудоустройстве. Отсутствие у него ИНН не препятствует заключению с ним трудового договора (см. разъяснения Роструда (информационный портал "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2016 г.)) и не влечет ответственности для работодателя (в случае заключения такого договора). Если у работодателя (налогового агента) отсутствует информация об ИНН работника, при представлении в налоговые органы отчетности о доходах и суммах налога в отношении такого работника, поле "ИНН в РФ" не заполняется (п. 5.4 Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ, приказ ФНС от 15 октября 2020 г. N ЕД-7-11/753@).
Особенности трудового договора
Трудовой договор с иностранцем должен включать расширенный перечень сведений и условий, по сравнению с предусмотренным ст. 57 ТК РФ: согласно ст. 327.2 ТК РФ в отношении временно пребывающего в РФ иностранного гражданина дополнительно должны указываться реквизиты патента и договора (полиса) добровольного медицинского страхования (либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг).
1. Как мы уже упоминали, с 27.08.2022 г. граждане ДНР и ЛНР вместо патента могут представлять документ, подтверждающий прохождение дактилоскопической регистрации и фотографирования (подпункты "а", "б" п. 1 указа Президента РФ от 27.08.2022 г. N 585). При этом трудовое законодательство не содержит требования о включении в трудовой договор сведений о таком документе.
2. После 1 января 2023 года полис ДМС (договор об оказании платных медицинских услуг) для трудоустройства временно пребывающих в РФ лиц требоваться не будет (за отдельными исключениями). Обязанность включать реквизиты полиса ДМС (договора) в текст трудового договора с работником сохранится только в отношении временно пребывающих в РФ высококвалифицированных специалистов (часть 2 ст. 327.2 ТК РФ).
Окончание срока действия полиса ДМС (договора об оказании платных медицинских услуг) является основанием для отстранения иностранца от работы (ст. 327.5 ТК РФ), а если данное обстоятельство не было устранено в течение месяца, работник подлежит увольнению (п. 8 части первой ст. 327.6 ТК РФ).*(2)
Аналогичное правило установлено ТК РФ в отношении окончания срока действия разрешения на работу или патента временно пребывающего в РФ лица (п. 5 части первой ст. 327.6 ТК РФ). Однако граждан ДНР и ЛНР оно не касается: согласно п. 4 указа Президента РФ от 27.08.2022 г. N 585 граждане указанных государств, имеющие на 27 августа 2022 г. действительные разрешения на работу или патенты, вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ в соответствии с данным Указом и после истечения срока их действия. Это же справедливо и для случаев аннулирования патента, за исключением ситуаций, когда оно производилось по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 и 4 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ (угроза безопасности РФ, финансирование терроризма, представление поддельных документов и т. д.).
Договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ). При этом ст. 59 ТК РФ не предусматривает возможности заключения срочного трудового договора с иностранцем только по той причине, что патент на работу имеет ограниченный срок действия.
Уведомление органов МВД
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, а также п. 2 указа Президента РФ от 27.08.2022 г. N 585 работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан (включая граждан Украины, ДНР, ЛНР), обязан уведомлять территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).*(3)
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (смотрите, соответственно, приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536). При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Миграционный учет
В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" обязанность по постановке иностранца на миграционный учет может возлагаться на него самого или на принимающую сторону. При этом работодатель признается принимающей стороной в том случае, когда он предоставляет иностранцу жилое или иное помещение для фактического проживания (в том числе, когда иностранец-работник проживает по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 части 1 ст. 2, часть 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ).
При наличии данных обстоятельств организация-работодатель обязана принять меры к постановке иностранного гражданина на миграционный учет, направив уведомление о его прибытии (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 10.12.2020 N 856) в территориальное подразделение МВД РФ по вопросам миграции. Уведомление должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (части 2 и 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать работнику (часть 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Если принимающей стороной в терминах Закона N 109-ФЗ работодатель не является, обязанностей по постановке иностранного работника на миграционный учет он не несет.
______________________________
*(1) Пунктом 1 приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н предусмотрено, что временно пребывающие в РФ лица (работающие по указанным в приказе профессиям и должностям) вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу при условии, что ее общая продолжительность не превышает 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку и 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
Имеется судебная практика, распространяющая действие данного приказа на лиц, работающих на основании патента, то есть, по сути, приравнивающая патент к разрешению на работу (см. например, постановления Тринадцатого ААС от 05.07.2016 N 13АП-3505/16, Тушинского райсуда г. Москвы от 22.01.2020 по делу N 05-0134/2020). Вместе с тем, зачастую суды исходят из буквального прочтения положений приказа и считают неправомерным применять их в отношении лиц, работающих по патенту (см., например, решения Климовского горсуда Московской области от 15.06.2020 по делу N 12-19/2020, Челябинского облсуда от 11.09.2019 по делу N 12-790/2019, Ставропольского краевого суда от 01.11.2017 по делу N 7А-1241/2017, постановление Хорошевского райосуда г. Москвы от 19.03.2019 по делу N 05-0242/2019). Соответственно, существуют достаточно серьезные риски для работодателя, если он, руководствуясь положениями приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н, направляет работника в командировку за пределы субъекта РФ, в котором последнему был выдан патент.
*(2) До 1 января 2023 г. это правило применяется в отношении временно пребывающих в РФ иностранцев, а после указанной даты - только в отношении высококвалифицированных специалистов.
*(3) Согласно п. 2 указа Президента РФ от 27.08.2022 г. N 585 работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие иностранных работников из числа граждан Донецкой и Луганской Народных Республик, заключившие трудовые договоры с указанными лицами до 27.08.2022 г. и не уведомившие о данном факте территориальный орган МВД, обязаны это сделать в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу данного Указа (до 7.09.2022 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах