Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Смотрите в этом материале:
- регулирование режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей;
- суммированный учет рабочего времени;
- продолжительность ежедневной работы;
- разделение рабочего дня на части;
- ненормированный рабочий день;
- рабочее время водителя автомобиля;
- время отдыха водителей автомобиля;
- сверхурочная работа водителей автомобилей;
- привлечение водителей к работе в выходные и праздничные дни.
Регулирование режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Согласно части второй ст. 100 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
На основании этой нормы и постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 877 Минтранс России приказом от 16.10.2020 N 424 (далее - Приказ N 424) утвердил Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (далее - Особенности).
Указанные особенности распространяются на водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно, за исключением:
- водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления,
- водителей, занятых на международных перевозках,
- водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования,
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны,
- водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций. Как отмечает Минтранс России в письме от 20.05.2021 N Д3/12012-ИС, водители автомобилей, предназначенных для оказания медицинской помощи гражданам, не включенные в состав аварийно-спасательных формирований, в число категорий водителей, на которых не распространяется действие Особенностей, не входят;
- водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- водителей автомобилей Государственной фельдъегерской службы РФ;
- водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Помимо Приказа N 424, отдельные особенности режима рабочего времени и времени отдыха для водителей автомобилей установлены в разделе 26 Правил дорожного движения, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД). Соответствующие положения применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.
Для работников, на которых распространяются Особенности, ПДД никакого дополнительного регулирования не устанавливает, поскольку соответствующие нормы продублированы в Приказе N 424. А вот водителям грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, относящимся к предусмотренным Приказом N 424 категориям-исключениям, необходимо помнить о прописанном в ПДД регулировании их рабочего времени и времени отдыха (см., например, определение Девятого КСОЮ от 25.11.2021 N 8Г-8325/2021).
Суммированный учет рабочего времени
По сравнению с общими правилами, установленными ст. 104 ТК РФ, для водителей автомобилей предусмотрены более строгие ограничения продолжительности учетного периода при ведении суммированного учета рабочего времени. Согласно п. 5 Особенностей в общем случае продолжительность учетного периода для водителей автомобилей составляет 1 месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена работодателем до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.
Водителям автомобилей суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Продолжительность ежедневной работы
По общему правилу, установленному пунктом 6 Особенностей, продолжительность ежедневной работы работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Однако в отдельных случаях это значение может быть увеличено:
Категория водителей |
Увеличение продолжительности ежедневной работы |
Условия увеличения |
Любые водители |
не более чем на 2 часа |
допускается в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки при условии соблюдения требований к продолжительности времени управления автомобилем |
Водители, осуществляющие перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водители, работающим вахтовым методом |
до 12 часов |
- |
Водители, работающие на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении |
до 12 часов |
по согласованию с представительным органом работников |
Разделение рабочего дня на части
Пункт 7 Особенностей предусматривает возможность разделения на части рабочего дня (смены) водителей автомобилей. Такое разделение производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы. Суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, - 3 часа;
- для остальных водителей - 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Ненормированный рабочий день
Пункт 8 Особенностей предусматривает возможность введения в общем порядке, предусмотренном ст. 101 ТК РФ, ненормированного рабочего дня для следующих категорий водителей:
- водители легковых автомобилей (кроме легковых такси);
- водители автомобилей, занятые на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.
Как следует из формулировки данной нормы, иным категориям водителей ненормированный рабочий день установлен быть не может.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Полагаем, что время, отработанное работником за пределами установленной продолжительности рабочего времени на условиях ненормированного рабочего дня, не учитывается в составе рабочего времени для целей определения правильности соотношения рабочего времени и времени отдыха водителей. Однако, на наш взгляд, привлекая работников к сверхнормативной работе, работодатель обязан обеспечить соблюдение нормативных требований к продолжительности управления автомобилем и использование работником специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем.
Рабочее время водителя автомобиля
Согласно п. 9 Особенностей рабочее время водителя включает в себя следующие элементы:
1. Время управления автомобилем. В силу п. 10 Особенностей время управления автомобилем в течение каждого периода времени, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени водителя и временем применения ежедневного отдыха установленной продолжительности (ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
При этом водитель на основании п. 11 Особенностей вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки. Однако это является именно правом водителя, работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления автомобилем с расчетом на на данную возможность (см. постановление Девятнадцатого ААС от 28.03.2022 N 19АП-104/22).
Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов (п. 12 Особенностей).
2. Специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем. Такие перерывы продолжительностью не менее 45 минут водитель обязан делать не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, если не наступает время отдыха или перерыва для отдыха и питания, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва (п. 13 Особенностей). Превышение указанного времени управления автомобилем допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения (п. 14 Особенностей).
Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут (п. 13 Особенностей).
3. Время работы, не связанной с управлением автомобилем. Такое время в силу п. 15 Особенностей включает в себя:
а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены (состав и продолжительность устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников);
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно (состав и продолжительность устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников);
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
д) время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
е) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Время отдыха водителей автомобиля
Пункт 16 Особенностей в составе времени отдыха водителей выделяет следующие элементы:
1. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность таких перерывов, предусмотренная п. 17 Особенностей, не отличается от общих правил, установленных ст. 108 ТК РФ: она должна быть не менее 30 минут и не более двух часов. При этом в п. 17 Особенностей уточняется, что перерывы для отдыха и питания должны предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).
Хотя в ст. 108 ТК РФ дословно говорится о предоставлении одного перерыва для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены) любой длительности, суды не видят нарушения, если на основании данной нормы в течение рабочего дня (смены) установлено несколько перерывов для отдыха и питания, общая продолжительность которых не превышает 2 часов (определения Пермского краевого суда от 19.11.2018 N 33-12215/2018, Санкт-Петербургского городского суда от 18.01.2012 N 33-419/2012).
Однако в п. 17 Особенностей на этот счет имеется специальная норма, согласно которой при установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. На наш взгляд, формулировка данной нормы позволяет заключить, что в общем случае водителю может быть предоставлен только один перерыв для отдыха и питания.
Особенности также предусматривают отличное от общих правил регулирование порядка установления времени перерыва для отдыха и питания и его продолжительности. Если согласно части второй ст. 108 ТК РФ время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем, то в силу п. 17 Особенностей они устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
2. Ежедневный отдых. В соответствии с п. 18 Особенностей продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
Допускается:
- сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
- разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Водители, работающие в составе группы водителей (далее - экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
3. Еженедельный отдых. Нюансы предоставления водителям ежедневного отдыха урегулированы в п. 19 Особенностей. Такой отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.
Водителям, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и осуществляющим эксплуатацию автомобиля вне границ населенных пунктов, допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.
Сверхурочная работа водителей автомобилей
Особенности не предусматривают никакого специального регулирования сверхурочной работы водителей. Поэтому, на наш взгляд, работодатели вправе привлекать водителей к сверхурочной работе на общих основаниях, предусмотренных ст. 99 ТК РФ.
Время сверхурочной работы, по нашему мнению, не учитывается в составе рабочего времени для целей определения правильности соотношения рабочего времени и времени отдыха водителей. Однако, на наш взгляд, привлекая работников к сверхурочной работе, работодатель обязан обеспечить соблюдение нормативных требований к продолжительности управления автомобилем и использование работником специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем.
Привлечение водителей к работе в выходные и праздничные дни
Особенности не предусматривают никакого специального регулирования привлечения водителей к работе в выходные и праздничные дни. Поэтому, на наш взгляд, работодатели вправе привлекать водителей к сверхурочной работе на общих основаниях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ (см. консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Полагаем, что время, отработанное работником при привлечении его к работе в выходные и праздничные дни, не учитывается в составе рабочего времени для целей определения правильности соотношения рабочего времени и времени отдыха водителей (см. консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Однако, на наш взгляд, привлекая работников к работе в выходные и праздничные дни, работодатель обязан обеспечить соблюдение нормативных требований к продолжительности управления автомобилем и использование работником специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах